1
ПУЛЬСОВАЯ ДИАГНОСТИКА БЕСПЛАТНО! АЮРВЕДИЧЕСКИЙ И ТАЙСКИЙ МАССАЖ В КАЗАНИ. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИЕТА. ПУЛЬСОВАЯ ДИАГНОСТИКА БЕСПЛАТНО! ЗАПИСЬ ПО ТЕЛ. +7-9272-46-76-32

+7-927-246-76-32 без выходных

Три гуны

Три гуны

Так же как доши являются компонентами, присущими телу, три гуны – саттвараджас и тамас – являются тремя компонентами или энергиями, присущими уму. В аюрведе приводится различное описание людей в зависимости от ихманаса (умственной, психологической) пракрити (природы, конституции). Определяемые генетически, эти психологические характеристики зависят от долевого доминирования трёх гун.

Хотя всем индивидуумам в той или иной мере присущи все три гуны, преобладающая гуна определяет манаса пракритииндивидуума. Когда три гуны сбалансированы, они поддерживают ум (и косвенно тело), удерживая его в здоровом состоянии. Любое нарушение этого равновесия приводит к различным типам умственных расстройств.

Саттва характеризуется лёгкостью, сознательностью, радостью и ясностью, являясь чистой и свободной от болезней; ей не свойственна тревожность. Она активизирует чувства и ответственна за восприятие знания. Раджас, наиболее активная изгун, характеризуется движением и возбуждением. Всё вожделение, все желания, амбиции и суетная озабоченность – результат раджасаТамас характеризуется инертностью и торможением. Он вызывает нарушения в процессе восприятия и деятельности ума. Заблуждение, ложное знание, лень, апатия, сон и сонливость обусловливаются тамасом.

Раджас и тамас, как и в случае с дошами, могут быть разбалансированы стрессом и негативными желаниями, такими каккама (вожделение), иршья (злоба), моха (заблуждение и обман чувств), лобха (жадность), чинта (беспокойство), бхая (страх) и кродха (гнев). Каждый из этих трёх типов гун также включает в себя подтипы, и тот конкретный подтип, к которому относится человек, определяет качества этого индивидуума.

 Саттвичные индивидуумы обычно обладают благородным и духовным характером, их природа определяется как типом тела, так и их созвездием, и они имеют дошу (элемент) капхи в своей конституции.

Саттва  – уравновешивающая, гармонизирующая и одухотворяющая сила;
Раджас —  страсть, возбуждение, деятельная и побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие;
Тамас  -бездеятельная, тормозящая и негативная сила, которая тянет вниз к невежеству. 

Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние. 

Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов: 

  • Воздух
  • Эфир 
  • Вода 
  • Огонь 
  • Земля 

а наш разум характеризуется 3-мя Гунами:
Саттва – знания, чистота, непорочность
Раджас – действие, страсть
Тамас – инерция, невежество 

Гуны еще называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса. 

Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям. 

Далее приводятся признаки каждой из гун. 

1. Саттва-гуна.
• Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо.
• Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается.
• Гуна благости порождает истинное знание.
• Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости, увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая пища. С точки зрения аюрведы молоко и молочные продукты, рис, пшеница, фрукты, овощи, одним словом, вегетарианская пища, — относится к гуне благости.
• Когда человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к гуне благости.
• Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости.
• Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости.
• Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости.
• Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости.
• Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости. 

2. Раджа-гуна.
• Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.
• Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.
• Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью.
• Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания.
• Гуна страсти разжигает алчность.
• Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней.
• Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.
• Пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти.
• Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности.
• Представления о том, что живое существо суть материальное тело и что с гибелью тела уничтожается и его сознание, называют знанием в гуне страсти. Тот, кто обладает им, считает, что материальные тела отличаются друг от друга по уровню развития сознания, и не признает существования души как источника сознания. Такие люди отождествляют тело с душой и отрицают существование души независимо от тела. Они утверждают, что сознание является временным, или же, отрицая существование индивидуальных душ, признают существование вездесущей, исполненной знания души, а тело считают временным проявлением невежества. Другие считают, что вне тела не существует ни индивидуальной, ни высшей души. Все эти представления порождены гуной страсти.
• Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти.
• Если человек привязан к деятельности и к ее результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под вилянием гуны страсти.
• Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти. 

3. Тама-гуна
• Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. Такие люди делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии.
• Оставляя тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных.
• Деятельность в гуне невежества лишает человека разума.
• Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.
• Пища, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы.
• Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.
• Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества.
• Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – эта решимость, лишенная рассудительности, порождена гуной тьмы.
• Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией, — такое счастье называют счастьем в гуне невежества. 

Подтипы саттвичных качеств

Брахма

Свободный от страсти, гнева, жадности, невежества и ревности, обладающий знанием и способностью к проницательности.

Арса

Превосходная память, чистота, любовь и самоконтроль, превосходная интеллектуальная структура ума, свободный от гордости, эго, невежества, жадности и гнева. Обладание способностью к пониманию и прочному запоминанию.

Айндра

Посвящает себя изучению священных книг, ритуалов, обрядов, благотворительности, является прозорливым и смелым. Властные поведение и речь. Способный совершать священные ритуалы.

Ямья

Свободный от низких и конфликтных желаний и действий. Обладает инициативой, превосходной памятью и лидерством. Свобода от эмоциональных пут, ненависти, невежество и зависти. Способность к своевременным действиям.

Варуна

Свобода от низких действий. Проявление эмоций в надлежащем месте. Соблюдение религиозных правил.

Кубера

Храбрость, терпимость и ненависть к нечистым мыслям. Расположенность к добродетельным действиям и чистота. Наслаждается отдыхом.

Гандхарва

Владение богатством, слугами и роскошью. Эксперт в ндами и цветами. Полон страсти. поэзии, историях и эпосах. Пристрастие к танцу, пению и музыке. Наслаждается духами, гирля

Питта доминирует у раджасичных людей, интеллектуально ориентированных, но уязвимых к искушениям; очень мирских по своему характеру и в подходе к жизни.

Подтипы раджасичных качеств

Асура

Потакание самовосхвалению, храбрость, жестокость, зависть и безжалостность. Устрашающая внешность.

Ракшаса

Чрезмерный сон и леность. Завистливый нрав. Постоянный гнев, нетерпимость и жестокое поведение. Чревоугодничество.

Пайсала

Привычка к неопрятности. Трусливый, с устрашающим нравом. Чревоугодничество. Пристрастие к противоположному полу. Неправильная диета и режим.

Сарпа (змея)

Раздражительность. Чрезмерная леность. Зачастую боязливый нрав. Храброе или трусливое отношение в зависимости от ситуаций.

Прайта

Чревоугодничество. Завистливый нрав. Чрезмерная жадность и необдуманные действия без проницательности.

Сакуна

Полный страсти. Нерешительность, жестокость и чревоугодничество.

Доминирование ваты приводит к тому, что тамасичные индивидуумы являются наиболее приземлёнными и обеспокоенными основными вопросами практического существования, особенно склонными к материи, когда они оказываются перед выбором между ней и более духовными и менее физическими вопросами.

Подтипы тамасичных качеств

Пасава

Недостаток разумности, отталкивающие нравы, завистливая природа. Чрезмерное потакание сексу и сну.

Матсья (рыба)

Нерешительность, постоянная страсть и трусость. Чрезмерное желание пить воду.

Банаспатья

Леность. Чревоугодничество. Недостаток интеллектуальных способностей

 

Три гуны

Не является лекарственным средством и не заменяет традиционного медицинского лечения. Перед применением проконсультируйтесь с аюрведическим врачом для индивидуального назначения. Все материалы сайта имеют информационный характер. Рекомендуется консультация специалиста.

Дизайн упаковки может отличаться от представленного на сайте.

ЗАПИСАТЬСЯ

ПРЕПАРАТЫ МАССАЖИ ЙОГА КОНТАКТЫ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЧИТАТЬ ОТЗЫВЫ ВИДЕО СТОИМОСТЬ И ДОСТАВКА АКЦИИ И СКИДКИ

     Copyright © 2000-2024 Пранава Шамбари. Все права защищены. Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на источник www.evaveda.com    Политика конфиденциальности     Частые вопросы

Яндекс.Метрика