Проявление болезни

Проявление болезни

Проявление болезниВ Аштанга Хридайам Самхите написано: «Болезни — дисбаланс Тридоша. Здоровье — их баланс».

Что же является первопричиной дисбаланса Тридоша, то есть дис­баланса Вата, Питта и Капха?

«Прагьйапарадха, асатмйа-индрийартха-самйог и кала-паринам — три причины всех страданий. А лекарство от всех болезней в подо­бающем использовании разума, чувств и уважение ко времени». (Чарака Самхита, далее — Ч.С.). Итак, согласно Аюрведе есть три первопричины любой болезни:

1.  Прагйаапарадха. Неподобающее использование разума и эмо­ций. Это приводит к ментальному беспокойству и повышенному психоэмоциональному напряжению. Дословно прагйапарадха пе­реводится с санскрита как «осознанное преступление». К сожале­нию, мы совершаем множество различных осознанных и неосоз­нанных поступков, несмотря на то, что прекрасно понимаем, что это может привести к болезни или дискомфорту в организме. На­пример, любой курильщик прекрасно знает, что курить вредно. А неподобающее использование разума и эмоций (согласно Ч.С. 1.11.39) разделяется на три вида — интенсивное их использова­ние, неиспользование и неправильное использование. Это возни­кает при нарушениях психики, проявлениях «спутанности» ума и чувств, а также нарушениях общего физического состояния тела. Чарака описывает прагйаапарадха как негармоничное, вредное или неправильное поведение того человека, кто потерял контроль над собой, своими чувствами, разумом и памятью (Ч.С.4. 1.109). Ярко выраженная патологическая активность ума (тела или речи чело­века) проявляется в виде лживых либо нелицеприятных бесед, ко­торые он ведет, сплетен, сквернословия и злословия (если он ос­корбляет окружающих, чрезмерно похваляется своими достоин­ствами, а также в таких личностных качествах, как скупость, жад­ность, ревность, властолюбие, в чувстве страха, гнева и др.). По­давленность, пассивность, депрессия возникает в результате их не­использования. Задержка физиологических потребностей организ­ма (например, мочеиспускания, дефекации, сознательного разру­шения или причинение вреда собственному телу, злоупотребление алкоголем, курением, наркотиками, чрезмерным массажем или тяжелой работой) — неправильное использование.

2.Асатмйа-индрийартха-самйог. Негармоничное использование чувств. Это также вызывает ментальное беспокойство, а, кроме того, означает качественный и количественный контакт органов чувств с теми объектами, которые вызывают у нас страдания. На­пример, постоянное воздействие на человека громких звуков, ког­да он прослушивает передачи радио или телевидения. Если между органами чувств, объектами чувств и умом нет гармонии, человек не желает взаимодействовать с окружающим миром («Я не хочу тебя видеть (слышать)!»), или органы чувств человека устали от чрезмерного напряжения, — все это является потенциальной причи­ной возникновения болезней. Органы чувств необходимо контро­лировать. Эта категория причин возникновения болезни делится на три подгруппы:

I.  Очень интенсивное использование органов чувств (регуляр­ное прослушивание громкой и негармоничной музыки или рез­ких звуков, вызывающих уныние либо, напротив — эйфорию, приводит к напряжению слухового аппарата и «отупению» мозга. Прислушивание к звукам, находящимся за пределом слы­шимости, также вызывает утомление органов слуха и мозга). Так же как, например, частый прием очень холодной или очень горячей пищи, регулярное посещение бани, использование интенсивного массажа без положенных перерывов между сеан­сами, использование чрезвычайно яркого или мерцающего све­та, употребление очень острой, чрезмерно горькой или соле­ной и вяжущей пищи, привычка постоянно сплевывать — при­меры интенсивного использования органов чувств.

II.   Не использование органов чувств или отказ от их использо­вания. Например, нежелание слышать или слушать что-либо, нежелание прикасаться к чему-либо (а также брезгливость), не­желание видеть что-либо либо нежелание смотреть, замечать кого(что)-либо, не желание нюхать что-либо — примеры неже­лания использования органов чувств.

III. Неправильное использование органов чувств. Например, когда вы вынуждены слышать плохие или печальные известия, находиться на сильном порывистом пронизывающем холодном ветру, рассматривать очень далекие или очень близкие объек­ты, употреблять однообразную пищу, в которой отсутствует хотя бы один вкус, вдыхать грязный, пыльный воздух или ню­хать неприятные, отталкивающие запахи — вот примеры непра­вильного использования органов чувств.

3.   Кала-паринам. Неуважение к чувству времени. К таким при­чинам относится, например, несоблюдение человеком режима дня, сезонного режима, либо совершение действий, несоответственных возрасту данного человека… Например, регулярный поздний при­ем пищи со временем обязательно приведет к болезни. Современ­ная медицина подтверждает это. Действительно, еще одной из веду­щих причин большинства сегодняшних заболеваний называют пси­хоэмоциональное перенапряжение или стресс. Нарушение биорит­мов в жизни человека также рассматривается сегодня как важная причина развития различных расстройств организма и психики.

При наличии какой-либо (каких-либо) из вышеуказанных при­чин начинает запускаться механизм развития болезни.

Все очень просто: здоровье — это порядок, болезнь — расстройство порядка. В теле постоянно существует взаимодействие между по­рядком и беспорядком. Мудрый человек учится тому, как вовремя узнавать о беспорядке в своем теле и как вовремя восстановить этот порядок. Он понимает, что порядок неотъемлем от беспорядка и, соответственно, возвращение к здоровью также возможно.

Внутренняя среда в теле человека постоянно реагирует на вне­шнюю среду. Когда эти две среды выходят из равновесия, получается беспорядок. Чтобы изменить внутреннюю среду и привести ее в равновесие с внешним миром, человек должен понять, как про­исходит процесс болезни. Аюрведа дает такое объяснение болез­ни, которое позволяет восстановить порядок и вернуть здоровье из беспорядка и болезни.

В Аюрведе концепция здоровья основана на понимании болезни. В слове «дискомфорт» «дис» означает «лишение», «комфорт» оз­начает «удобство». Поэтому перед обсуждением, откуда берется дискомфорт, то есть, болезни, мы должны определить значение комфорта, или здоровья. Уровень здоровья поддерживается, ког­да: огонь пищеварения (агни) находится в равновесии, свойства тела {вата, питта, каша) уравновешены, три продукта отходов (моча, фекалии и пот) производятся на нормальном уровне и находятся в балансе, чувства функционируют нормально, а тело, ум и созна­ние действуют гармонично, как одно целое. Когда баланс в любой из этих систем нарушен, начинается процесс болезни. Поскольку баланс вышеупомянутых элементов и функций ответственен за при­родную сопротивляемость и иммунитет любого организма, то даже заразные болезни не могут повлиять на личность, пребывающую в хорошем здравии. Таким образом, неустойчивость тела и ума несут ответственность за физическую и психологическую боль и страдание.

Часто у изучающих Аюрведу вызывает сложности вопрос о том, как отличить индивидуальную пракриты (нормальные конституци­ональные признаки) от викрити (состояний, которые указывают на ненормальное преобладание определенной доши). Например, если у кого-то преобладает вата пракриты, то для него считается «нор­мальным» иметь беспокойный и активный ум и склонную к сухо­сти кожу. Считается, что в небольшой степени эти признаки не вы­водят из равновесия вата доша. Однако если у того же человека беспокойный ум во временем доведет его до забывчивости и неспо­собности сконцентрироваться, это будет указывать на увеличение вата доши. Подобным же образом, если кожа становится настоль­ко сухой, что ее поверхность нарушается и начинает местами шелу­шиться или темнеть, это так же будет указывать на дисбаланс ваты.

Итак, необходимо понять, откуда и как возникает викрити, т.е. патологическая конституция или болезнь.

Подвергаясь в течение определенного времени воздействию при­чин, описанных выше, доши могут увеличиваться и начать цепоч­ку поэтапного развития патологий, приводящую к проявлению бо­лезни. Последовательность связанных с дошами отклонений, выз­ванных одной или несколькими причинами, называется сампрап- ти. Прежде чем мы подробно опишем эту последовательность, по­пробуем дать ей краткое объяснение.

Сначала одна или несколько дош начинают накапливаться где- нибудь в теле и увеличиваться. Далее, увеличенная доша выходит за границы и начинает распространяться. Когда она достигает уяз­вимой или по какой-то причине ослабленной системы или органа, она останавливается там и начинает нарушать структуру и функ­ции местных тканей. Ткани (имея в виду их здоровое состояние) называют дхату, но когда мы говорим о тех же тканях, соединен­ных с нарушенными дошами, мы называем эти ткани душья. Доша-душъя-саммурчана — фактически это и есть процесс болезни (саммурчана означает «взаимодействие»). Взаимодействие дош и душья вместе со специфической реакцией затронутой системы или органа приводит к развитию первых специфических признаков, предшествующих началу заболевания, а затем и к основным симп­томам болезни. Оставленная без лечения болезнь приведет к раз­витию определенного набора осложнений и, в конце концов, дос­тигнет стадии, которую уже невозможно будет излечить.

Одним из важнейших вкладов Аюрведы в развитие медицины яв­ляется то, что она точно описывает эту последовательность пато­генеза, выделяя шесть стадий. Это известно под названием сатк- риякала. В буквальном переводе это означает «шесть возможнос­тей для действия», но обычно переводится как «шесть стадий бо­лезни». Каждый из переводов правомерен. Саткриякала дает ви­дение всего течения болезни, начиная с ее обратимых ранних ста­дий через стадии внешнего проявления и симптомов к последней стадии с ее необратимыми осложнениями. Знание того, на какой стадии саткриякалы находится данная болезнь, направит нас к правильному выбору терапевтического вмешательства, необходи­мого для этой стадии. Значимость понимания природы развития болезни заключается в жизненной необходимости и практической важности раннего определения зарождающегося процесса болез­ни с тем, чтобы предупредить развитие болезни на ее начальных стадиях.

Существуют внутренние и внешние причины нарушения дош. Ког­да доши увеличиваются (т.е. выходят из равновесия) ткани (дха- ту), огонь пищеварения (агни) и каналы (шротас) тоже выходят из строя, что приводит к плохому самочувствию или болезни. На ранних стадиях нарушения дош изменения проявляются на очень тонком уровне; таким образом, проявление болезни со временем может прогрессировать, перейти в биохимические, клеточные нарушения и, в конечном счете, разо­вьется до аномалий тканей и органов. Все вместе это называется викрити или «отклонение от первоначального состояния равнове­сия». Саткриякала объясняет, как викрити прогрессирует в целом спектре болезней, начиная с самых ранних стадий до поздних про­явлений болезни.

Саткриякала (шесть стадий болезни)

1.      Санчая (Накопление).

2.      Пракопа (Возбуждение).

3.      Прашара (Распространение, излияние).

4.      Стханасамсрая (Локализация).

5.      Вьякти (Внешнее проявление).

6.      Бхеда (Необратимые изменения и осложнения, структур­ные нарушения).

1.  Санчая (накопление)

Данная последовательность из шести стадий дает нам понимание того, как доши увеличиваются в результате факторов (диета, об­раз жизни, физические упражнения, климат, эмоциональный стресс, время года и т.д.). Изначально каждая доша накапливается в час­ти тела, которая соответствует ее нормальному местонахождению. Вата накапливается в толстой кишке, нервной системе, сердце, Питта — в тонком кишечнике, крови, печени, коже, Капха — в же­лудке, легких, суставах. Если организм не может устранить увели­чивающуюся дошу и поддержать гомеостаз, то она постепенно начинает накапливаться. Обычно причиной этого накопления ста­новится снижение пищеварительной активности — агни и вследствие этого начинает образовываться ама (продукты неполного метабо­лизма — эндотоксины, «шлаки»), Ама приводит к тому, что пище­варение становится неэффективным, а также способствует заку­порке шротас (каналы). Все это вмешивается в нормальный про­цесс устранения доил и начинается стадия санчая. Это самая ранняя стадия викрити.

Ниже приводятся признаки проявления этой стадии в соответ­ствии с разными дотами.

Вата Санчая:

—          частое ощущение полноты в области ниже пупка;

—          постоянное или частое чувство наполненности желудка;

—          дыхание становится поверхностным, особенно на фазе вдоха;

—          без причины изменяется настроение; часто ощущается чув­ство зависти и неудовлетворенности;

—          возникают прерывистые, изменчивые мысли;

—          ощущается усталость в середине дня;

—          прерывистый сон;

—          сон, не дающий отдыха.

Питта Санчая:

—          ощущение слегка повышенной температуры;

—          увеличение количества еды, употребляемой в обычные при­емы пищи;

—          случайные, мимолетные ощущения жжения в глазах, желуд­ке или на лице;

—          увеличение чувства нетерпения и раздражительности;

—          концентрация, которая превышает хорошую сосредоточен­ность и переходит в одержимость (навязчивую идею);

—          растет беспокойство о финансовых проблемах.

 

Капха Санчая:

—            возникает чувство тяжести в желудке;

—            тяжесть в бедрах и ногах;

—          увеличение лености;

—          отсутствие интереса к работе;

—            сложно приступить к активной деятельности после пробуж­дения от ночного сна;

—          страстное желание есть сладости, жирную пищу.

2.      Пракопа (возбуждение)

Если для исправления ситуации не предпринимаются никакие меры, процесс переходит на следующую стадию, на которой увеличенные доши начинают раздражать местные ткани (вторая стадия — Прако­па). На этой стадии доши не просто увеличиваются сверх нормы ко­личественно, но и происходят качественные изменения, поскольку начинается ухудшение состояния организма. Во время Пракопы уве­личенные доши остаются на своих обычных местах, они еще не рас­пространяются. Проявляются незначительно выраженные физичес­кие и психические симптомы, но еще нет конкретных признаков определенной болезни, и эта стадия полностью обратима.

Ниже приводятся признаки этой стадии в соответствии с разны­ми дошами.

Вата Пракопа

Рост интенсивности признаков стадии Санчая плюс:

—            снижение подвижности в одной или нескольких конечностях;

—            покалывания в руках и ногах;

—            возникает напряжение мышц лица;

—          «бульканье» в надчревной области (в области желудка);

—          боль в местах старых ран;

—          быстро проходящая (поверхностная) боль в костях и мыш­цах;

—          стул: менее частый, мелкими порциями, темнее по цвету, труднее, чем обычно, суше, чем обычно (любой из этих признаков);

—          в характере человека проявляется чрезмерная разговорчи­вость, слишком быстрый темп речи, склонность перебивать других;

—          проявляется чувствительность к звукам;

—          отвращение к холодным напиткам и еде.

Питта Пракопа Рост интенсивности признаков стадии Санчая плюс:

—          возникает кислый привкус во рту;

—          кислый запах пота;

—          увеличение сухости, которая вызывает увеличение жажды;

—          легкое жжение в горле, желудке и пищеводе;

—          легкое жжение во время мочеиспускания;

—          желтизна склер глаз и/или кожи;

—          проявляется склонность заниматься делами после 10 часов вечера;

—          погружение в выполнение задач, которые не являются выс­шим приоритетом;

—          речь оценивающая, критикующая других, гневная;

—          увеличение желания пить алкогольные и/или холодные на­питки.

Капха Пракопа Рост интенсивности признаков стадии Санчая плюс:

—          заметная потеря аппетита;

—           усиление секреторных выделений из глаз, носа, ушей, рта;

—           ощущение липкости в ротовой полости и на коже;

—          ментальная вялость, апатичность;

—          толстый белый налет на задней трети языка;

—          общее состояние тяжести;

—          жадность, стремление к накопительству, приобретатель­ству, запасанию впрок;

—          увеличение времени на еду и сон.

Если на этой стадии каузативные факторы (диета, образ жизни, психоэмоциональное состояние и т.д.) устраняются, то доши вер­нутся в состояние баланса и нормальной пропорции. Обычно для того, чтоб это произошло, необходимо устранить все способствую­щие факторы и применить, по крайней мере, какие-то терапевти­ческие меры, хотя на этой стадии они могут быть мягкими, неради­кальными по своей природе, но вместе с тем весьма эффективными.

3.  Прашара (распространение, излияние)

Если процесс продолжает развиваться, доши исчерпывают спо­собность накапливаться в одной области и, в конце концов, начи­нают переходить границу и распространяться по всему телу. Вна­чале это распространение происходит предсказуемо, но по мере прогресса становится невозможным проследить какую-либо зако­номерность. Существует две силы, которые могут направлять по­ток и распространение дош. Одна сила создается накопленным увеличением количества доши, что можно сравнить с напором воды, прорывающим плотину. Вторая сила возникает в результа­те изменения качества доши, что напоминает метастазы изменен­ных клеток.

На стадии прашара у пациента еще нет классических симптомов определенного заболевания. Более того, из-за подвижной приро­ды этой стадии симптомы тоже не локализованы и могут появ­ляться и исчезать в разных частях тела. Когда четко начинается прашара, спонтанная ремиссия уже не возможна. Однако если рас­пространяющаяся доша не закрепится в тканях или органах, пред­расположенных к заболеванию, и одновременно с этим будут уст­ранены причинные факторы, процесс может быть обратим и бо­лезнь излечивается.

Ниже приводятся признаки этой стадии в соответствии с разны­ми дошами.

Вата Прашара

—          признаки вата доша в ненормальных местах (подергива­ние век, сухие участки кожи, мышечные судороги и т.д.);

—          усиление булькающих звуков в кишечнике;

—          нерегулярный аппетит (иногда отсутствует чувство голода в обычное время прима пищи);

—          небольшие запоры;

—          вздутие живота;

—          заметный упадок сил во время обычного рабочего дня;

—          чувство неуверенности, незащищенности и страха;

—          частая забывчивость.

Питта Прашара

—          увеличение интенсивности и частоты чувства жжения;

—          жжение, связанное с болью;

—          зуд (может быть слабый);

—          появление красных пузырьков на разных частях тела;

—          мышечная слабость;

—          чрезмерное потоотделение;

—          зеленоватый или желтоватый оттенок стула и мочи;

—          увеличение разочарованности и неудовлетворенности.

Капха Прашара

—          понос;

—          сонливость;

—          потеря аппетита;

—          медленное пищеварение;

—          избыточное выделение слюны;

—          избыточное выделение слизи, особенно в горле и стуле;

—          бледность;

—          потеря силы.

Также следует заметить, что из всех дош передвигаться может только Вата. Капха и Питта не имеют врожденной способности распространяться самостоятельно; для их движения необходимо присутствие Вата доши. Клинические признаки, перечисленные выше, присутствуют у многих пациентов. Однако викрити может принимать множество других форм в зависимости от места рас­пространения, количества и качества увеличенной доши, предыду­щих травм и болезней, силы дхату и других факторов.

4.  Стханасамсрая (локализация)

В итоге распространенная доша (и) размещается в одном или нескольких местах, где начинает проявлять признаки болезнь (Ста­дия Стханасамсрая). Обычно место размещения определяется на­личием каких-либо слабостей или повреждений в этом месте, ко­торые могли нарушить его защитные механизмы. Так, например, мы знаем, что курильщики более подвержены бронхиту, чем неку­рящие. Слабое место физиологии человека может определяться генетическими условиями, а может быть приобретено в результа­те предыдущих болезней или травм, которые привели к остаточ­ным явлениям, несмотря на кажущееся полное излечение. Именно это сугубо индивидуальное слабое место определяет, где локали­зуется доша у конкретного пациента. Таким образом, те же самые нарушенные доши у одного человека проявятся как головная боль, у другого — как камни в почках, а у третьего в виде артрита. Вер­но, что на эти различия влияет разница в пракрити, но также вли­яние оказывают определенные предшествующие условия жизни каждого индивида.

На этой стадии перемещенные доши становятся более концент­рированными на уровнях клеток и органов, чем на предыдущих стадиях. Увеличенные доши также прекращают фазу быстрого дви­жения и смешиваются с тканями (дхату), вызывая их нарушение (душъя). Этот процесс развития патологии, как было указано выше, называется доша-душья-салшурчана. Именно это взаимодействие доши и душья в определенной ткани или органе приводит к появ­лению симптомов или физических признаков определенной болез­ни. Четвертая стадия на самом деле является первой стадией, на которой начинают появляться симптомы болезни, но еще не пол­ностью проявлявленные. На самом деле мы определяем симпто­мы, которые появляются на данной стадии как пурварупа или про­дромальные симптомы. Эти продромальные симптомы могут быть либо замещены на классические симптомы, которые могут быть совершенно разными, либо просто усилить появление настоящих симптомов болезни. Знание продромальных симптомов поможет вам в дальнейшем различать нормальные тенденции, основанные на пракрити, и аномальные признаки, возникшие в результате на­рушения дош (викрити).

Ниже приводятся признаки этой стадии в соответствии с раз­ными дошами.

Вата пурварупа:

—          постоянная общая слабость в теле;

—          боль;

—          сильная, резкая боль в любой части тела;

—          режущая боль в любой части тела;

—          спазматическая боль в любой части тела;

—          разрывающая боль в любой части тела;

—          грызущая боль в любой части тела;

—          боль, связанная с ощущением холода;

—          давящая боль в любой части тела;

—          раскалывающая боль в любой части тела;

—          колющая боль в любой части тела;

—          анестезия (потеря чувствительности);

—          повышенная подвижность суставов;

—          нарушение испражнений, дыхания, секреции;

—          нарушение тканей, ранние признаки атрофии;

—          временная потеря памяти;

—          аномальные телодвижения;

—          тремор;

—          дрожь в конечностях;

—          слабость всех или некоторых конечностей;

—          опухоли;

—          хромота;

—          сколиоз;

—          сложность или невозможность стоять прямо, ровно;

—          анкилоз или деформация суставов;

—          боль в костях;

—          звон в ушах;

—          хриплый голос;

—          частая зевота;

—          напыщенное поведение;

—          напряжение мышц живота;

—          затруднения при опорожнении кишечника и мочеиспускании;

—          сильное желание поесть горячей пищи;

—          слабый голос;

—          потеря либидо;

—          бессонница;

—          чрезмерно громкий голос;

—          проведение разговоров, несоответствующих обсуждаемой теме;

—          чувство беспокойства, безнадежности, проявление каких- либо опасений.

Питта Пурварупа:

—          желтизна глаз, кожи, ногтей, носа, зубов, фекалий, мочи;

—          зуд;

—          крапивница;

—          выделения из глаз, рта, носа, мочеиспускательного канала или влагалища;

—          язвительность

—          прыщи;

—          сильная жажда;

—          головокружение;

—          слабость, чувство пустоты в голове;

—          кислый или соленый вкус в рту;

—          нечёткое видение предметов;

—          усталость глаз;

—          повышенная температура ног;

—          налёт на языке;

—          сильное желание поесть холодной пищи;

—          стремительность, поспешность, опрометчивость в действиях;

—          ревность;

—          гнев;

—          нетерпеливость;

—          ощущение недостатка сострадания;

—          игнорирование изменений окружающей среды;

—          чувство беспричинного несчастья, недовольства.

 

Капха Пурварупа:

—          неприветливость;

—          избыточно масляная кожа;

—          избыточно масляные волосы;

—          отечность;

—          пастозность;

—          затруднение двигательной активности;

—          чрезмерный выдох;

—          беловатая слизь в стуле;

—          сладкий привкус в рту;

—          слабость суставов;

—          чрезмерное желание спать;

—          желание спать днем;

—          общий недостаток интереса к жизни;

—          снижение умственной концентрации и ментальной интен­сивности;

—          сопротивление изменениям;

—          чрезмерные сексуальные фантазии;

—          увеличение веса тела;

—          замедление в действиях и мышлении.

5.       Вьякти (Проявление)

Когда доша-душъя-саммурчана, т.е. взаимодействие дош и душья становится полным, характерные признаки болезни, наконец, по­являются; эти характеристики известны какрупа. Обычно это этап, на котором люди понимают, что что-либо в состоянии их здоро­вья не так и начинают искать пути для выхода из сложившейся ситуации, т.е. обращаются к врачу или занимаются самолечением. На этой стадии мы уже можем признать наличие «болезни», как это принято в современной медицине и поставить «диагноз»: аст­ма, артрит, избыточная масса тела и т.д. Иногда в течение процес­са развития болезни, если он не слишком интенсивен, есть возмож­ность отличить доши и душья как компоненты болезни и иденти­фицировать болезнь как ватаджа, питтаджа, капхаджа, расад- жа, рактаджа и т.д. Напротив, если процесс болезни слишком интенсивен, и взаимодействие доша и душья не слишком сильно, ни Тридоша, ни душъя не могут быть определены. В этом случае болезни называют и обозначают согласно местоположению их в органах, на которые они воздействуют.

6.             Бхеда (необратимые изменения и осложнения, структурные на­рушения)

Слово «бхеда» происходит от санскритского слова «бхид» (уко­реняться, внедряться), что означает: ломаться, разрывать; раскол, проникновение, также это может означать «показывать скрытую тайну». Это точное описание происходящего в заключительной стадии саткриякала. В этой стадии проявляется осложнение бо­лезни, которое не было очевидно ранее. Например, у диабетика обнаруживается периферический неврит, нарушение кровоснабже­ния сетчатки либо проявляются почечные осложнения; у пациен­та, страдающего от хронической болезни Лайма, могут развиться характерные для этой болезни неврологические осложнения. В этой стадии болезнь становится неизлечимой любыми средствами, хотя её можно компенсировать. Болезни, которые достигают данной стадии, параллельно могут вызывать другие болезни. Человек с любой болезнью на этой стадии, как считают специалисты, должен лечиться и изменять свой образ жизни кардинальным образом.

Согласно Аюрведической концепции всегда легче справиться с избытком дош в то время, когда они находятся в местах их перво­начального нахождения (стадии 1 и 2). Стадия распространения — транзитная (переходная) стадия. На четвертой стадии компенса­торные механизмы еще достаточны, так что лечение еще очень эффективно. В заключительных двух стадиях, когда болезнь ма­нифестирует, и проявляются осложнения (стадия 5), лечение ста­новится чрезвычайно трудным, но излечение всё ещё возможно. Если прогрессирование болезни достигает последней шестой ста­дии, то заболевание становится неизлечимым и даже компенсация маловероятна.

Первые четыре стадии саткриякала (санчая, пракопа, прашара, и стханасамсрая) описывают, как накопленные доши могут распро­страняться по всему организму и «давать корни» в новом место­положении. Даже в стханасамсрая перемещенные доши, произво­дят клинические проявления, которые ещё не являются определен­ными диагнозами. Нет возможности определить окончательный диагноз болезни на этой стадии, но проницательный наблюдатель может идентифицировать искажения дош и их характер, а также природу и состояние, в котором они находятся.

Выше были перечислены симптомы, характерные для дисбалан­са каждой из дош на первых четырёх стадиях. Чтобы определить викрити данного пациента, необходимо внимательно проанали­зировать эти признаки и выбрать те, которые проявляются у па­циента. Для Вата доши перечислено всего 65 симптомов, для Пит­та доши — 46 симптомов, для Капха доши — 40.

Ниже приведена таблица для определения викрити:

 

Умеренно

Значительно

Серьезно

 

Количество симптомов

Вата викрити

5-14

15-32

33 и более

Питта викрити

4-10

11-24

25 и более

Капха викрити

3-10

11-20

20 и более

 

Важно обратить внимание на то, что указанные списки симп­томов никоим образом не всесторонние, а только классические, наиболее часто встречающиеся признаки. Викрити может прояв­ляться во всем разнообразии уникальных путей развития патоло­гического процесса у каждого индивидуума.

 

М.А. Суботялов, к.б.п., специалист по Аюрведической медицине, Госпедуииверситет, кафедра анатомии, физиологии и валеологии

Проявление болезни

Комментарии запрещены.

РАССКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА О НАС ДРУЗЬЯМ!

 

ЛЕЧЕНИЕ И ПАНЧАКАРМА В ИНДИИ

 

ЧАВАНПРАШ

АЮРВЕДА ИЗ ИНДИИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ ПО МИНИМАЛЬНЫМ ЦЕНАМ! БОЛЬШОЙ АССОРТИМЕНТ В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ

© Все материалы сайта охраняются законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке активная ссылка на источник Аюрведа https://www.evaveda.com обязательна!