ТРАВЫ ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ ЙОГУ
Травология Йоги
Традиционная йога всегда основывалась на специальной диете и сопутствующих ей йогических травах. Позы йоги являются символическим отображением нашей энергии. И все это зависит от того, чем мы питаемся, что снабжает нас топливом для выработки.
Травы — это могущественные помощники в практике йоги. Они полезны не только для лечения болезни и омоложения организма, но и для пробуждения наших высших возможностей. Всякий занимающийся йогой должен регулярно принимать необходимые для него травы. Обычно йоги обращаются к травам за помощью практике как для стимуляции праны, так и для стимуляции высшего разума.
В нашей стране становятся популярными многие азиатские тоники на травах, например, Жень-шень и ашвагандха — это замечательные растения для практики йоги, поскольку усиливают нашу скрытую жизненную энергию (ци, или прану). Они обладают колоссальными возможностями для укрепления мышц и нервов, особенно полезны они вегетарианцам, нуждающимся в более сложном питании. Даже широко доступные травы и специи, такие как имбирь, куркума или лакрица имеют немалую ценность для практики йоги. Растения — это важное дополнение, это катализатор процессов трудно реализуемых без их участия.
Травы дают положительный результат при их ежедневном постоянном употреблении. Их ежедневный прием может быть не менее важен для нас, чем пища. Эффект, однако, не проявляется сразу. Они накапливаются в организме со временем, а потому нуждаются в соответствующем питании и правильном образе жизни для их сохранения. Мы должны создать необходимые условия, чтобы травы начали действовать, мы не можем употреблять их подобно таблеткам. Обратите внимание, в этой статье мы не станем обсуждать аюрведическую травологию, приготовление трав и тому подобное.
Все это вы найдете в соответствующих книгах по Аюрведе. Мы же сосредоточимся на травах, наиболее значимых в практике йоги.
Травы и Сома
Согласно ведической точке зрения, сок растений содержит могущественную жизненную эссенцию, называемую сома. Сома растений может соединяться с оджасом, который является жизненным соком нашего организма, и поднимать его на более высокую ступень жизнедеятельности. Этот целебный экстракт растений взаимодействует с плазмой ( расой) организма, создавая высшую форму плазмы для питания и обновления остальных клеток тела. Он производит бодрящий эффект, который обеспечивает целительный и преобразующий процесс на всех уровнях.
Некоторые ботаники занимались поиском растения сома, полагая, что сомой называлось конкретное растение, что является заблуждением. В ведических текстах упоминается много видов растений-сома, и сомой является сок этих растений. Нередко за сому принимали мед ( мадху), поскольку мед получается путем сбора сока растений в форме пыльцы. Иными словами, сома относится к различным видам экстрактов, которые содержат его в разной степени, хотя в этом ряду стоят все представители царства растений.
Классические тексты аюрведеы, такие, как например Сушрута Самхита, упоминают двадцать четыре растения сома раса и восемнадцать растений подобных соме. Атхарва Веда говорит, что среди растений дающих сому, такие зерновые как: ячмень, травы дурва и успокоительные, такие как конопля (бханг). Еще одно растение, наиболее часто встречающееся среди сомы, это кушта. В качестве заменителя сомы использовался хвойник (ма хуанг), особенно широко у древних персов, исповедовавших религию, аналогичную ведическому индуизму. Сома, как уже говорилось, — это общее название для экстракта растений. Ингредиенты, подобные соме , чаще всего встречаются в тониках и успокаивающих средствах. Для этих целей в Индии традиционно использовались определенные виды из семейства лилейных и орхидейных, благодаря их питательным и успокаивающим свойствам, а также обилию сока.
Сома-ингредиенты преобладают среди трав, произрастающих в горах, особенно возле ручьев и озер. Лучшими территориями считаются Кашмир и его озеро Манаса (Дал), верховье Инда возле Ладакха, гора Кайлас и озеро Манасаровар в Тибете. Большая высота над уровнем моря наполняет растения особой праной, что позволяет им передавать космические и астральные влияния, наиболее ощутимые в горных районах. Любое растение, если оно выросло в горах, будет обладать большей сомой, или жизненным соком. Этот факт хорошо известен аюрведическим врачам и целителям.
И все-таки, сома — это довольно непостоянное вещество. Оно встречается преимущественно в диких свежесобранных растениях. Аюрведа всегда считала, что свежий сок растения обладает наибольшим целебным потенциалом. И именно потому, что содержит больше всего сомы. Даже растения, содержащие сому, могут легко ее утратить, если принимать их несвежими или неправильно их приготовить. Этот момент играет важную роль в современной травологии, поскольку дикорастущие растения непросто достать и не менее трудно сохранить их потенциал. В понятиях сомы качество трав не менее важно, чем их природные особенности.
Растения-сома приготавливали, прежде всего, выжимая из них сок. Затем сок смешивали с кипяченым молоком, топленым коровьим маслом, йогуртом, ячменем, медом или соком сахарного тростника и иногда заквашивали, поскольку существовало много различных рецептов сомы. В каких-то случаях их готовили с металлами, такими как золото, как это делают с аюрве- дическими травами в современной Индии. Такие алхимические сомы являлись основой получаемого далее алхимического или тантрического лекарства. Сому добывали для того, чтобы преобразовать простой металл нашей мирской природы в золотую духовность. И это не просто символ. Простой металл — это наше физическое тело, золото — наше очищенное тонкое тело. Сому использовали как фактор, способствующий пробуждению и зарядке энергией нашего тонкого тела. Некоторые виды сомы использовались для духовных целей, некоторые — для лечебных, а некоторые и для тех, и для других.
Кроме того, травы содержат особую форму Агни, или растительного огня, который облегчает пищеварение посредством фотосинтеза. Агни растений, которые сами по себе являются прани- ческими созданиями, устанавливает связь с пранагни, агни праны в человеческом теле, согревает его и стимулирует жизненные силы. В основном, острые травы, благодаря своему природному жару, содержат больше энергии агни, особенно острые успокоительные, такие как аир, пиппали (коричневый перец) или шанка пушпи. Комбинация трав высокого содержания агни с травами высокого содержания сомы эффективно работает на уровне духовного развития. Травы с преобладанием агни способствуют очищению, отжиму и перевариванию трав-сома.
Растительных форм агни существует не меньше, чем форм сомы. Каждая коша обладает своей сомой, или нектаром, который является для нее лучшей пищей. Травы обеспечивают сому для тела и праны, создавая особый секрет мозга, который дает ощущение удовлетворенности и питает высшие центры мозга. Этот секрет проявляет свое присутствие в определенном виде слюны, выделяющейся во время пра- наямы.
Растительный сок сома лучше добывать, когда травы собраны и обработаны при соответствующих ритуалах, мантрах и медитации, которые служат средством астрального передвижения для энергии растения. Мантра — это еще одна форма агни, служащая катализатором сома-ингредиентов растения.
Травы и Прана
Преимущественно травы действуют на уровне пранама коша, жизненной энергии, или пранического тела. Эффект их воздействия более тонкий, нежели воздействие пищи и проявляется на более высоком уровне, нежели ментальные или сенсорные влияния. Таким образом, травы соединяют тело и ум посредством праны. Они стимулируют поток праны через каналы и нади. Само по себе тонкое тело и его чакры подобны дереву и ветвям. И травы способствуют движению энергии через это древо. Они становятся катализаторами пранических процессов роста и очищения. Травы помогают пране поддерживать в теле здоровье, силу и сознание.
Травы для Тела и Хатха-йоги
Все травы, предназначенные для поддержания физического здоровья, имеют свое потенциальное применение в практике йоги. Сейчас мы обратимся к наиболее важным их видам — тем, которые помогают практике асан.
1. Травы для увеличения гибкости тела обеспечивают хорошее кровообращение и стимулируют движение энергии. Они помогают правильным образом выполнять асаны, поднимая функции костно-мускульных тканей и улучшая координацию. Обычно их делят на антиревматические и антиа- ртрические. В большинстве своем это травы, предназначенные для хатха йоги. Наиболее распространенные среди них это: гуггул, шаллаки, мирра, ниргунди, куркума, шафран, сибирский женьшень, дягиль, кава-ка- ва, даша мула (аюрведическая формула).
В основном, для усиления эффекта их принимают с медом и теплой водой или со специями-стимуляторами, такими как имбирь или корица. Упомянутые травы активнее воздействуют, если получают поддержку в виде масляного массажа, особенно, сезамового масла, настоянного на травах, или же в виде потогонной терапии или сауны.
2. Травы для увеличения физической энергии и жизнеспособности. Они усиливают оджас и посредством этого активизируют сому — высшую форму оджаса, или нашей жизнеобеспечивающей сути. Как правило, это тоники и омолаживающие вещества с мощными питательными свойствами, укрепляющие также и репродуктивную систему. Они дают выносливость и стойкость, позволяя сохранять стабильность в йо- гических позах и пранаяме.
Наиболее распространенные травы: ашвагандха, амалаки, шатавари, бала, видари, женьшень, капикаччху, семена лотоса, лакричник.
Как правило, для того, чтобы поддержать их укрепляющие способности, травы принимают с молоком, необработанным сахаром, гхи и другими питательными веществами. Перечисленные травы соединяют с неочищенным медом, особенно, если они свежие (хранились менее шести месяцев). Лучше всего принимать их наряду с питательной вегетарианской пищей (например, анти-вата типа). К травам можно добавить некоторые специи, например, имбирь или корицу, которые будут способствовать их усвоению, так как травы эти достаточно тяжелые.
3. Травы для охлаждения и очищения тела. Эти травы выводят токсины из крови, тканей и внутренних органов. Обычно они имеют горький или вяжущий вкус и могут содержать большое количество хлорофилла.
Наиболее характерны для такого типа: алое, гудучи, горечавка, барбарис, готу кола, брахми, подорожник, одуванчик, крапива, тысячелистник, желтый щавель.
Эти растения принимают с гхи, соком алое, медом и прочими восстанавливающими веществами. Нередко их объединяют с сыроедением, зелеными соками и другими детоксицирующими веществами.
Продолжение следует
Дэвид Фроули