ИНДРА
ИНДРА — царь полубогов, повелитель грома, молнии и войны. В ранних текстах Индра играет различные роли. В качестве царя, он возглавляет набеги пастухов (скотоводов) на даса или дасью, коренных обитателей земель, на которые претендуют его подданые. В качестве бога грома и молнии, он приносит дожди, и является великим воином, побеждающимасуров (врагов богов).
Он также побеждает бесчисленных врагов – людей и сверхъестественных существ – прежде всего, Вритру, дракона и главу даса. Вритру обвиняют в том, что он, в качестве дракона, «удерживает» воды и сдерживает дожди, в качестве дасы ворует коров, а в качестве асуры скрывает Солнце.
Совершать эти подвиги Индре позволяет употребление эликсира бессмертия, сомы, которую жрецы предлагают ему во время жертвоприношения. Среди его спутников – маруты, которые передвигаются верхом на облаках и и вызывают бури. Иногда Индру описывают как «тысячеокого».
В позднем индуизме как таковое поклонение Индре отсутствует, но он по-прежнему играет важную роль в качестве бога дождя, царя небес и хранителя востока. В поздних текстах присутствуют пассажи, которые явно свидетельствуют о том, что на определённом этапе культ Индры пришёл в упадок. Так, вМахабхарате, великом санскритском эпосе, Индра играет роль отца великого героя Арджуны (смертного) и тщетно пытается помешать богу огня, Агни, сжечь лес.
Индра изображался как беспристрастный мужчина, сидящий верхом на белом слоне Айравате, чью морду украшают четыре бивня. Он имеет четыре руки. В одной руке несёт ваджру — внушающую ужас молнию, в других — раковину (санкха), лук (дханус) и стрелы, крюк и сеть. Иногда его изобрают в образе двурукого человека, с телом, повсюду покрытым глазами. Такого Индру именуют Тысячеоким.
Боги и люди были в растерянности, когда змей Вритра захватил мировые воды, обвив собою пространства морей. На земле наступила засуха, и люди молили богов помочь им, и в ответ на их молитвы был рождён Индра. Вскоре после рождения он завладел оружием своего отца, Ваджрой, и выступил на борьбу с Вритрой, демоном засухи. Перед этим ему поднесли сому, тонизирующий напиток, который придал ему энергии и приумножил его силы. Вритра был повержен и убит подобной молнии Ваджрой, и Индра рассёк горы и низвергнул потоки воды на иссушенную землю. Битва Индры с Вритрой связана с ведическим мифом о сотворении мира. Победа Индры освободила воды, таким образом возродив жизнь на земле. Даже сегодня молитвы о прекращении засухи обращены к Индре. По преданию, в конце каждого лета Индра выбрасывает свою молнию и вызывает дождь, напоминая людям о своём могуществе. Его лук Ваджра и стрела Индрадхануш защищают человечество от природных ненастий, которые ассоциируются с асурами (демонами). Поэтому, его боготворят как бога Дождя и боятся как Бога Бури. Он символизирует электрическую энергию, которую несёт на, землю дождь, преобразовывает её и преумножает.
Считается, что Индра — вечно молодой и обладает всеми качествами молодости: он импульсивен, порывист и бесстрашен. Он источник силы и энергии и самозабвенно служит богам и людям. Его жизнь посвящена защите людей и животных от злых происков демонов. Имя историям о его войнах с асурами — легион. Асура
Вирочана, одержав победу над Индрой, получил господство над тремя локами или мирами. Бог Вишну пришёл на помощь Индре и, приняв облик (аватару) Ваманы (карлика), отвоевал для него мир, сделав три гигантских шага. Боги часто обращались к Индре с просьбой уничтожить своей молнией демонов, например брата Раваны, Кумбхакарану в Рамаяне. В своём царстве — небесном городе Амравати, рядом с обителью Брахмы — горой Меру, Индра не может обрести покоя. Он постоянно наблюдает за верующими, молящимися и раскаивающимися, надеющимся на спасение и обретение силы путем своих медитаций. Он посылает к ним соблазняющих их небесных гурий, сводя на нет их молитвы. Сам он, по поверью, соблазнил Ахалью, жену мудрого Гаутамы. За это оскорбление Гаутама проклял его и покрыл все его тело тысячей женских органов, которые позже, с помощью молитв и раскаяния, превратились в тысячу глаз.
Арийские завоеватели искали помощи у разных богов, особенно у Индры, который был олицетворением жизненной силы и созидательной энергии. Он был воином, который мог помочь им в борьбе с враждебными силами местных дравидов. В Ведах он арийский царь-воин, прекрасный и светлокожий. Он скачет на лошади или чаще ездит на запряженной несколькими лошадьми колеснице, с богом ветра Вайю в качестве возницы. Как и цари, он любит сому — вино, которое придаёт ему силы перед сражением.
Ведическое изображение Индры — это изображение человека с четырьмя руками. Двумя руками он держит меч, в третьей свою молнию, а четвёртая рука пустая. Его гора — это небесный слон Аирварта. Индра вскоре заменил Вишну в ведической Троице, что символизировало последующую кастовую борьбу: брахманов — учителей с кшатриями — воинами. Варуна, бог Океана, был главным богом, но Индра сместил и его, так же, как в позднем индуизме Брахма был оттеснен Вишну и его аватарами.
В сказаниях Пуран Индра и Кришна (реинкарнация Вишну) соперничают друг с другом. До появления Кришны в образе пастуха Индра был богом селян. Чудеса Кришны и его сила заставили их поклоняться ему. Индра был разгневан и наслал потоп, грозивший затопить их территории. Тогда Кришна поднял гору Говардхан одним пальцем, защищая ею людей как зонтом в течение семи дней, после чего Индра вынужден был признать его превосходство. Вишну Пурана рассказывает другую историю о конфликте между Индрой и Кришной. Однажды, когда Кришна и его жена Сатьябхама поехали навестить Инд- ру, Сатьябхама увидела дерево па- риджат, которое росло в его саду. Это дерево появилось во время пахтанья океана и принадлежало Индре. По просьбе Сатьябхамы Кришна принёс дерево и водрузил его на своего перевозчика Гаруду. Разозлившись, Индра бросил в него свою стрелу- молнию, но Кришна ловко поймал её своей рукой и, увезя дерево, посадил его в своем саду. Еще раз Индра был побежден Кришной.
Сварга (небеса — рай в более поздних религиозных традициях), куда стремятся попасть большинство индусов, является царством Индры. Туда попадают праведники на короткое время, ожидая, пока душа завершит свой цикл перерождений и сможет соединиться с Абсолютом.
Индре до сих пор поклоняются ежегодно в Бенгалии. После церемонии его изображение погружают в воду, чтобы ублажить богов и отвести гнев дождей.
Несмотря на мощный арсенал оружия, бог Неба Индра — это миролюбивый правитель небес, который предлагает защиту всем, кто стремится к нему и следует дорогой дхармы