МУЛАДХАРА ЧАКРА НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ВЛИЯНИЯ
Муладхара является источником всех первичных инстинктов человека, главнейшим из которых называют "инстинкт самосохранения". Потребность трудиться на благо себе и своей семье, добывая пищу, кров, и стабильность — главный аспект выживания. При раскрытой Муладхаре достигается ощущение внутренней силы и самоудовлетворения. Правильно используя потенциал корневой чакры, человек становится способным преодолевать кризисные и конфликтные ситуации, принимать решения и реализовывать свои планы и желания без особых трудностей и сопротивления. Он проницателен, напорист и энергичен. Чувство твердой почвы под ногами дают возможность человеку подняться выше в духовном плане развития.
Если Муладхара чакра закрыта, человек теряет равновесие, он сосредоточен всем вниманием на своих первичных проблемах и потребностях (деньги, еда, секс), удовлетворяя свои желания как можно скорее, он не берет в расчет причинно-следственную связь событий, чем и ухудшает свое положение. Появляются различные фобии, страхи, слабости (такие как жадность, обман, гнев, ревность). И все эти негативные чувства еще более перекрывают правильную циркуляцию энергии корневой чакры по телу человека. Это влияет не только на психические расстройства, а и на такие проблемы со здоровьем, как ожирение, запоры, геморрой. Когда человек сильно увлечен этой чакрой, он становится одержимым идеей обогащения (чувство обладания), или, например, чрезмерно увлечен здоровьем. Все это может надолго остановить его на этом уровне видения жизни, т.е. он зацикливается на рутине, не допускает перемен, долго терпит старую работу, или безнадежные отношения. На самом деле человек инстинктивно чувствует нехватку стабильности, и поэтому он так привязан к старым ненужным вещам, которые в какой-то мере дают ему это чувство. Гармоничное состояние Муладхары- это равновесие гибкости и стабильности.
Что приводит к разрушению корневой чакры: просмотр ужасов, оккультизм, извращения, деспотизм или насилие в семье.
Чтобы очистить и возродить чакру необходимо Целомудрие (не только внешнее поведение, но и внутреннее, например, отводить глаза от негативных и разрушающих, ужасных картин). Все увиденное зло и греховность, тем не менее, отражается на Муладхаре (например, проблемы психосексуального характера), и этот слой страхов и извращений очень сложно смыть, обращаясь к своей Невинности. Что бы избавится от основной части нашего негатива этой чакры, можно провести обряд сжигание страхов на угольках, и окуривание пораженных частей благовониями. Иногда необходим долгий период реабилитации.
Искренность- самое важное чувство, которое является истоком Правды. Без искренности к самому себе все старания напрасны, и оправдывать свои поступки не значит очищать их значение.
В левой части чакры главным аспектом является Чистота (качество-Невинность), избавление от нечистых желаний освобождает чакру от падений энергии Кундалини. Искренно желая избавится от блоков и привязанности, поднимаясь вверх, эта энергия выбросит их из вашей души. С помощью чувства свободной Воли, не жалея своих привычек (храня их в секрете для самого себя, чтоб хотя бы одним глазком взглянуть по желанию), человек может очистить Муладхару от разного рода одержимости, которые по сути своей являются чуждыми душе (насильные привязанности).
Чакра Муладхара находится ниже места пробуждения Кундалини, и получаетдопуск к вызволению энергии только в том случае, когда личность обладаетдушевной святостью (невинностью), или некой степенью просветления. В противном случае просто не происходит никакой реакции. Необходимо так же понимать, что для йоги не существует никаких предрассудков (например, как для излишне верующих), т.е. супружеские отношения, либо отношения половых партнеров, как чисто природные — не несут в себе никаких особых запретов или осуждений. Такие вопросы должны быть интуитивно понятны, и они сами по себе отпадают, когда приходит понимание истинной красоты и чистоты отношений. Чистота и наслаждение должны стать главной целью поиска гармонии при помощи подавления и избавления от негатива.Удовлетворение важно получать в рамках "нормального" существования. Может лучше будет использовать термин не "подавление" , а "нейтрализация" нечистых желаний. Универсальные законы жизни(например,10 заповедей) помогают человеку установить его личный кодекс поведения, который является правильным и благородным, и очертитьграницы дозволенного. Муладхара — это цензор, который не позволит энергии Кундалини появится при присутствии "испорченной" личности. Секс нельзя ставить на высшее место, он должен служить на благо семье и организму, а не наоборот.
Целомудрие чакры Муладхара- это, в своем роде, не только стимулирующая сила, двигатель,а энергия, которая может привести человека к реализации.
- Чувство: терпение; обоняние.
- Расположение чакры: между половыми органами и анусом, на основании позвоночника.
- Биджа-мантра: ЛАМ
- Корневая чакра управляет не только выделительной системой организма, а и репродуктивной системой так же, поэтому она тоже связана с сексуальной жизнью человека.
- Главные проявление чакры: материальность, приземленность, выживание, тело. Мир, в котором живет чакра- повседневная реальность.
- Органы, на которые влияет чакра: прямая кишка, клеточная структура, простата, ногти, скелет, зубы.
- На физическом теле человека чакру проецируют еще на пятках, затылке и на запястьях.
"Мула" в переводе означает корень (санскрит), а "адхара" переводится как"поддержка", поэтому Муладхара представляется, как Поддержка Кундалини. Человек через эту чакру связан с материальным миром, и она служит основой для всех остальных чакр, так как в ней хранится вся потенциальная энергия человека.
Муладхара имеет красный цвет вибраций, элементом чакры является Земля(Мать). Земля снабжает нас всем, что необходимо для выживания- еда, одежда, кров, защита. Нам не нужно притягиваться к земле, сила гравитации дает нам возможность находится на ней без усилий. Заземленность- это гармония нисходящего потока первой чакры, через ноги и ступни происходит динамический контакт с землей. Питание является заземляющей деятельностью, которая привносит в нашу жизнь чувство комфорта, спокойствия, безопасности, и является основной жизненной функцией, связанной с первой чакрой. Избыточный вес может говорить о неуверенности в себе и о страхе перед стрессом, переедание- попытка защитить себя/ тело("зеземлить" стресс). Недоедание может говорить о том, что человек пытается избежать всего "земного", физического, потому что оно кажется ему ограничивающим.
Духовная философия
Простая жизнь приводит к возвышенному мышлению. Человек в этот период должен ясно понимать, что такое жизнь и что такое смерть, тогда страх пройдёт. Поэтому философия, объясняющая бессмертную природу души, регулирует муладхара-чакру. Страх проходит, человек становится твердым и решительным.
В важном ведическом трактате "Бхагавад-гите" есть хорошая цитата: "Те, кто желает пересечь вселяющий жуткий страх океан жизни, легко достигают другого берега, садясь в лодку духовного знания". Изучение "Бхагавад-гиты" изгоняет страх. Хотя "Махабхарата", в которую она входит, рассказывает о войне, всё же чтение "Бхагавад-гиты" избавляет человека от страха. Он обретает понимание самого главного: что такое жизнь и смерть. Поэтому "Бхагавад-гита" — одна из первых книг, которые нужно прочитать, чтобы у человека ушёл страх. Пока человек боится, он не может развиваться. "Бхагавад-гита" — это диалог на поле боя, который был записан мудрецом Вйасадевой. Эта книга специально предназначена для того, чтобы избавить человека от всех его страхов. Фактически, она начинается с описания страха. Один из её главных персонажей Арджуна говорит фразу: ”Я не знаю, что мне делать. У меня трясутся руки, ноги подкашиваются. У меня нет сил, чтобы что-то делать". Это говорит воин, который был чрезвычайно бесстрашным, который владел самыми невообразимыми видами оружия. Он никогда ничего не боялся, но на поле боя он вдруг испытал страх. Тогда он спросил: "Что со мной происходит? Почему я боюсь?" Далее вся "Бхагавад-гита" описывает различные виды страхов и способы избавления от них.
Эта книга — самый важный психологический трактат. Многие произведения по психологии различных учёных, например, Фрейда, содержат достаточно глупые идеи в отношении страхов, и более того, иногда даже патологические. Например, сам Фрейд был тяжело болен и нуждался в психологическом лечении. Если слушать больных, то можно самому заболеть. Поэтому необходимо слушать здоровых людей, мудрецов, это принесёт настоящее благо. Например, та же "Бхагавад-гита" — это диалог мудрецов. Но у нас почему-то чрезвычайно популярны произведения людей, далеких от мудрости: "Майн Кампф" Гитлера, Ницше и т. д. Любой здравомыслящий человек после их прочтения начинает понемногу сходить с ума. Поэтому лучше читать произведения, которые исходят от здоровых людей.
Последний стих "Бхагавад-гиты" содержит всю её мудрость. Ведические трактаты устроены так, что, давая различными путями мудрость, в конце содержат стих, который всё в себя включает. В этом стихе говорится: "Где бы ни находился Кришна, покровитель всех йогов и мистиков, и где бы ни находился Арджуна, непревзойдённый лучник, там всегда будет изобилие, победа, сила и нравственная чистота".
"Бхагавад-гита" ясно утверждает, что материальный мир _ это царство страха, и мы — его узники, которые всегда охвачены страхом, подобно заключенным в тюрьме. Заключенным нельзя нарушать тюремных правил и предписаний, поскольку это чревато продлением срока заключения. Подобно этому, в материальном мире мы постоянно пребываем в страхе. Это состояние называется тревогой. В материальной жизни, во всех её многообразных формах, каждый охвачен беспокойством, независимо от того, нарушает ли он законы природы или нет.
Поэтому чтобы выпутаться из этого страха, нужно изучить Абсолютную Истину. Избавление от постоянных тревог и страхов называется "мукти". Достижение его становится возможным лишь в том случае, когда материальные тревоги заменяются духовными, неэгоистическими. Например, если я боюсь за себя, то этот страх пропадёт, если я начинаю бояться за любимого человека. Если мать беспокоится за своего ребёнка, то за себя она уже не боится. Поэтому если мы свои человеческие страхи заменяем тревогами более высокого уровня, в конце концов, за счастье всего мира, то эти тревоги становятся здоровыми.
Например, очень здоровая тревога — бояться стать алкоголиком. Мы должны бояться стать наркоманами, убийцами. Муж и жена должны бояться развестись. Дети должны бояться потерять уважение к своим родителям. Есть здоровые страхи, беспокойства. Беспокойство должно быть обязательно. Например, любовь — самое страшное беспокойство. Человек ничего не может: ни спать, ни есть. Очень легко определить влюбленного человека — он худеет, его мучает бессонница. Он беспокоится: а как там его объект любви, а нет ли кого-то ещё? Но мы идем на это. Однако можно только представить, сколько беспокойства приносит любовь к Богу. В миллиард раз больше, чем к человеку. Если мы думаем по-другому, значит, мы ещё ничего не знаем о любви к Богу. Ведь когда человек любит даже не другого человека, а просто собачку, то разве он не беспокоится, когда она одна дома? А если дома один маленький ребёнок, то беспокойств уже больше. "Ой-ой- ой!", — волнуется мама и бежит быстрее домой. И это нормально. А что, если человек любит Бога? Это будут духовные беспокойства. Поэтому "Бхагавад-гита" утверждает, что если мы способны беспокоиться о духовном, тогда наши материальные страхи уходят, вытесняются.
Чем больше беспокойств в любви, тем больше любви. Любовь — причина самых тяжёлых беспокойств. Если мы любим человека, а он умирает, то это очень серьёзное беспокойство. Но это и есть любовь. Она соткана из этих беспокойств. Однако эти беспокойства приносят любящему человеку самые глубокие ощущения счастья. Даже когда беспокоишься о рыбке, то это приносит счастье. Поэтому идея избавиться от беспокойства — ложная. Она имеет даже специальное философское название -им- персонализм. Персонализм — это когда я хочу общаться с людьми, понимая, что это приносит беспокойства. Чем с большим количеством людей вы общаетесь, тем больше испытываете беспокойств. Чем в более близкие отношения вы вступаете, тем больше беспокойств. Когда мы не умеем общаться, не можем проявлять любовь к другим, то это приносит не счастье, а только горе. Тогда появляется идея: "Мне никого не нужно. Я хочу развиваться сам по себе. Ни с кем не хочу общаться. Бог у меня превращается в любовь, и я хочу просто раствориться". Идея имперсонализма ярко выражена в буддизме. Человек стремится уйти от общения, потому что общение вызывает боль. У этого явления лишь одна причина: у нас нет культуры правильных взаимоотношений.
Страх и духовность
На начальных этапах духовного развития человек действует правильно, поскольку боится наказания от Бога или боится кармических реакций. Это страх бытовой религии: "В ад пойдешь!" или "К тебе придёт тяжёлая карма". Когда же человек развивается дальше, то он готов правильно действовать уже не из страха перед наказанием.а из любви. Таким образом, можно наблюдать примерно те же ступени.
Воспитание детей
В возрасте до семи лет дети нуждаются в стопроцентной любви, поэтому любовь нужно давать Очень щедро. Воспитательный процесс начинается только к концу этого периода, где-то с четырех до семи лет, когда начинают открываться философские чакры. До этого физическое насилие не должно применяться. Ребенок может делать всё, что хочет, пусть бегает — это его право. В крайнем случае, его можно ограничить пространством. Но когда открываются философские чакры, нужно начинать процесс обучения. Раньше времени нельзя, иначе можно повредить центры страха, и ребёнок настолько испугается, что будет всю жизнь психически неуравновешенным. Хотя ребёнок может уже и до четырех-пяти лет задавать какие-то вопросы, всё же, поскольку центры страха не окрепли, проявлять "педагогическое насилие" ещё рано.
Хотя мы привыкли давить друг на друга в своих взаимоотношениях, всё же лучше руководствоваться знанием. Недавно мне довелось видеть, как в школе учителя разгоняли детей: "А ну-ка вышли отсюда!!!", и мне стало страшно. В повседневной жизни мы привыкли к давлению, потому что очень многого нужно добиваться через такое поведение. Поэтому когда мы вдруг срываемся и давим на ребенка, которому еще два, три, четыре года, то это вызывает у него такой шок, что потом он на всю жизнь становится психически неуравновешенным. Поэтому в Ведах говорится: "До четырёх лет ребенок — это царь". С ним нужно обращаться как с царём, потому что психика ещё не установлена. Чем больше вы его целуете, тем лучше; чем больше он на руках, тем лучше; чем больше любви, тем лучше. Чем больше до четырёх лет вы дадите любви, тем больше потом он сможет отдать сам. После четырёх лет он все шестьдесят-семьдесят лет отдаёт то, что в него было вложено до этого возраста. В это время он является копилкой родительской любви. Если же мы его запугали, то когда он вырастет, однажды так нас "пуганёт", что мало не покажется.
Я помню тот день, когда я впервые почувствовал, что я сильнее мамы. Обычно мама "стимулировала" меня шваброй: "Иди делать уроки!" Я почувствовал в себе мужскую силу и неожиданно отобрал швабру. Мне успела прийти в голову мысль: "Я сильнее мамы", и мама тоже почувствовала: "Да, швабру уже отобрали". (Смех) Однажды ребёнок вырастет, и отплатит той же монетой. Нужно это понимать.
В процессе воспитания сначала ребёнок мотивируется страхом, то есть, некоторый страх должен присутствовать. Когда мы начинаем воспитывать ребёнка, то поскольку сначала функция разума не развита, не совершать глупости он может только из страха. Ребёнок должен знать, что его накажут, а иначе он натворит столько всего. Непослушание может привести даже к несчастным случаям. Но постепенно эта мотивация должна меняться на мотивацию любовью. Теперь он не будет делать глупости, потому что любит своих родителей, воспитателей, понимает, что его любят. Поэтому он уже не хочет делать глупости из-за любви. Таким образом, вначале он не делает глупости из-за страха, а потом — из любви. Если ребёнок просто боится, то любовь ещё не развита. Страх сам по себе ещё не естественный уровень контроля ребёнка. Контроль ребёнка через страх — это материализм, а контроль через любовь — это духовность.
Как относиться к другим людям в этот период?
В подпериоды, когда проявляются различные страхи, ни в коем случае нельзя идти по головам других к своей цели. Наоборот, нужно жертвовать своими интересами ради счастья других, и тогда будут решаться наши проблемы. В подпериод страха нужно в особенности говорить с людьми мягким и спокойным голосом, и терпеть, если в голосе других появляется желание напугать, какие-то железные нотки.
Чтобы решить свои проблемы, избавиться от своих страхов, нужно защищать тех, кто попал в беду, испытывает какую-то нужду, остался без родителей или старших. Если у нас есть какие-то подчинённые, то в этот период мы должны заботиться об их отдыхе, особенно, если это молодые подчинённые. Когда у кого-то появляются молодые подчинённые, то почему-то очень часто прослеживается синдром их эксплуатации. Поэтому все начинают постепенно ненавидеть то место, куда они попали. Не знаю, как сейчас, но в своё время — лет десять- пятнадцать назад, когда некоторые мои друзья учились в институтах, техникумах, в общежитиях в отношениях было много нездорового: первокурсников и второкурсников эксплуатировали, издевались над ними. Также раньше, когда студенты только поступали куда-то учиться, их, прежде всего, посылали на сбор картошки или ещё куда-то. То есть сначала нужно было пару месяцев отработать, а уже потом начинать учиться. Эта идея очень неправильная. Проходя становление в такой среде, человек в будущем сам становится "продолжателем традиции” для других "молодых", и эта проблема только усугубляется как у отдельных людей, так и в обществе. Поэтому сначала нужно дать человеку отдохнуть, чтобы у него пропали страхи. Когда же сначала идет эксплуатация, то вряд ли коллектив будет слаженным, а сотрудники будут здоровыми. Скорее всего, отношения будут очень жёсткими, напряжёнными, будет много проблем. Поэтому нужно заботиться о здоровье, об отдыхе и хорошем питании. На этом этапе хорошо отдыхать вместе всем коллективом, что будет способствовать сближению в отношениях и избавлению от ненужных страхов. Человеку, наполненному страхами, нужно больше отдыхать. Находясь на этапе первого периода, человек естественно боится, поэтому работает в состоянии стресса, постоянного напряжения, и отдых для него очень важен. "Текучка кадров" — очень распространённая проблема. Её корень как раз в том, что мы слишком много требуем от людей в начальный период. Нужно позаботиться о том, чтобы у человека прошли страхи, чтобы он чувствовал себя более естественно, и тогда он сможет больше отдавать.
Забота о других — наша обязанность. Цивилизованный человек воспринимает проблемы других людей как свой долг оказать помощь. Например, кто-то входит в автобус с тяжёлой сумкой, и правильно воспринимать это как свой долг: "Раз я это вижу, то я должен ему помочь". А какая мысль приходит? "Это не моя бабушка, не моя мама, не мой друг… И вообще, это не мой маршрут, я всегда езжу по- другому…" То есть, мы тут же пытаемся найти какие-то оправдания: "Я не должен помогать, уступать место. Ради чего? И вообще, все сидят, вокруг меня есть пассажиры и моложе. Они запросто могут помочь". Нет. Если я что-то вижу, то сам должен помогать. Таков долг. Тогда я избавлюсь от своих страхов. Ведь какой самый главный страх? Что мне никто не поможет. Действительно, если я не помогаю людям, то мне тоже никто не поможет. Если я что-то вижу и не помогаю людям, то когда люди меня увидят в тяжёлой ситуации, они мне тоже не помогут. А этого я и боюсь. Поэтому если я помогаю всем, кого вижу, то у меня этот страх уйдёт. Я буду себя чувствовать абсолютно спокойным.
Со мной недавно произошёл такой случай. Я со своим другом перевозил отца из больницы домой, он был в тяжёлом состоянии. Когда мы подъехали к дому, то выяснилось, что нет электричества, и лифт не работает. Непростая ситуация, если учесть, что нужно было подниматься на восьмой этаж. Мы решили посадить отца на стул и так нести его по ступенькам. Просто нести — тяжело, а поднимать на восьмой этаж — ещё труднее. Мы позвонили в какую-то квартиру, чтобы попросить стул, и тут же вышел какой-то мужчина, который предложил свою помощь. Нести отца мы стали уже втроём. Когда мы несли, то рядом шла моя мать и причитала: "А что же будет со мной, когда я буду умирать? Вдруг никого не будет рядом? А вдруг что-то случится, а тебя рядом не будет? Как же мне жить?" Видя эту ситуацию, она испытывала страх: "Что же будет, если я останусь одна?" Я стал с ней беседовать: "Видишь, люди помогают, хотя мы их не звали. Если мы помогаем людям, то нам тоже будут помогать. Конечно, меня рядом может и не быть, но если мы помогаем другим, то эта ситуация решается". Но по всему было видно, что она очень сильно боялась. Этот страх очень серьёзный и глубокий. Наверняка иногда он приходит в наше сердце:
"А вдруг я буду один в этой ситуации?". Если мы всю свою жизнь помогаем другим, то нам обязательно помогут. Поверьте мне: закон кармы работает. Этот основной страх происходит оттого, что мы просто не помогаем другим, не защищаем их.
Страх перед будущим
В обсуждаемые подпериоды проявляется также страх перед будущим. Этот страх, возможно, один из самых сильных. Человек видит, что не все его планы осуществляются. Он не уверен в том, что в будущем он не будет страдать, поэтому испытывает беспокойство. А поводов для этого предостаточно — есть множество болезней, препятствиями к достижению счастья могут быть и другие существа, неприятные сюрпризы может дать нам и природа в форме различных бедствий и катаклизмов.
Современное общество изо всех сил призывает нас не задумываться о будущем, но по-настоящему разумный человек так действовать не может. Это всё равно, что, управляя машиной, смотреть на руль, а не на дорогу. Последствия очевидны…
Усилится склонность искать острые углы в делах и отношениях, а также приключения на свою голову. Вас может перестать устраивать сложившееся положение вещей.
Инициативы и амбиции сегодня только усугубят проблемы. К появлению заманчивых перспектив следует относиться осторожно, — не спешите с выводами и решениями, необратимыми поступками и расходами.
Ограничьтесь делами подготовительного характера. Если же я действую правильно, если я знаю, какие конкретные последствия приносят те или иные действия, то мне нечего бояться, поскольку будущее вполне предсказуемо. Но если я не знаю закона причинно-следственных связей, не хочу о нём даже задумываться, то неизбежно будет возникать страх.
Как действовать в настоящем?
Как правило, настоящее состоит из трудностей. Поэтому, встречаясь с трудностями, нужно развивать в себе радость к преодолению препятствий, энтузиазм к изменениям, силу, стойкость, и даже благодарность судьбе, Богу за достойное испытание. А если приходит хорошее, то нужно использовать эту ситуацию для развития чувства смирения, благодарности и признательности. Всю благодарность и почёт необходимо сразу перенаправить своим родителям, учителям и доброжелателям. Необходимо понимать, что нашей заслуги в этом никакой нет. Именно так мыслит разумный человек. Таким образом, методика очень проста.
То есть, чтобы будущее было благоприятным, нужно развивать в себе качества ученика: стойкость, терпение, учиться преодолевать трудности с радостью. Мы должны стать настоящими воинами. Настоящий воин, радуется, если встречает достойного противника. Если же противник недостойный, то такой воин никогда не будет вступать в бой, не будет даже разговаривать. Тот может прыгать, кулаками махать, но он даже не будет разговаривать. Мне доводилось видеть такого человека — он был настоящий бойцом. Когда что-то происходило, он даже не слушал. Но когда попадался настоящий противник, он становился счастливым: "О, слава Богу!”, и тогда проявлял все свои качества. Настоящий спортсмен и воин. Также и мы должны вести себя в жизни. Можно строить материальные планы, находить компромисс, делать покупки. Однако, процесс пока важнее результата; поработайте головой, расширяйте горизонты своих возможностей. Время борьбы за промежуточные успехи.
Усилится склонность искать острые углы в делах и отношениях, а также приключения на свою голову. Вас может перестать устраивать сложившееся положение вещей.
Инициативы и амбиции сегодня только усугубят проблемы. К появлению заманчивых перспектив следует относиться осторожно, — не спешите с выводами и решениями, необратимыми поступками и расходами.
Ограничьтесь делами подготовительного характера.ны вести себя в жизни. Если происходит какая-то ерунда: кто-то вас обидел, крикнул что-то, сказал глупость — не стоит обращать даже внимания на это. Зачем? Такова реальность нашего мира — это как комары. Но когда вы встретили философского противника, который говорит вам: "Бога нет! Истины нет! Нужно как можно больше наслаждаться, пить водку, убивать животных…" Тогда можно и поговорить. А если это происходит на людях, то тогда нужно смело принимать вызов и сразиться. Нужно расправить плечи и привести с десяток логических доводов, десяток цитат. Если же мы слишком сильно переживаем по мелочам, болезненно реагируем по малейшему поводу, то наши силы расходуются, и мы не сможем противостоять действительно серьезному противнику. Поэтому лучше ждите серьёзных противников.
Серьёзное испытание приходит к серьёзному человеку. Не нужно ожидать, что экзамены в институте жизни будут становиться всё легче и легче. Нет, они будут всё труднее и труднее. Это признак нашей квалификации. И достойный ученик должен с радостью и достоинством их сдавать.
Не надо бояться испытаний в жизни. Нужно бояться нежелания меняться, когда эти испытания приходят. То есть, не нужно бояться экзаменов, а нужно бояться нежелания к ним готовиться и нежелания их сдавать. Нужно бояться слабости: "Ой, боюсь. Сложный экзамен". Когда люди учатся в учебном заведении, то чаще всего уходят с первого курса. Уходят по той причине, что испытывают такой страх. Однако общеизвестно, что если человек первые два года проучился, то потом всё уже легко — никаких проблем. Ищите скрытые ресурсы и реализуйте свои устремления.
Рузов В.О