Йогавишая Минанатха
(Изложение йоги Минанатхом)
Данная короткая работа относится к школе натхов и приписывается Минанатху (также известному как Матсьендранатх, Ченрези и Бодхисаттва Авалокитешвара), легендарному основателю сампрадаи (традиции преемственности) натхов (в частности, сиддха-йогов в традиции преемственности Даттатреи).
До сих пор остаётся малоизвестным тот факт, что натхи были основоположниками хатха-йоги и лайя-йоги (кундалини-йоги). Сэр Джон Вудрофф, работая над своей книгой "Змеиная сила кундалини" (1918), возможно, не знал об этой связи. В то время было очень мало публикаций о Матсьендранатхе или Горакнатхе.
Работы Багчи и Кальяни Маллика были предназначены для того, чтобы предоставить больше информации об обширном влиянии традиции натхов и их воздействии на оккультизм и йогу Индии и Непала. Этот короткий труд был издан на санскрите в работе Маллика "Сиддха Сиддханта Паддхати" (и других трудах йогов из традиции натхов) в 1953 году, и в ней содержится превосходное предисловие на английском языке.
Я преклоняюсь перед стопами гуру, сына гуру и его других родственников, а также перед его главной шакти и другими по порядку. [1]
Я преклоняюсь перед тем гуру, который сравним с наивысшей реальностью; странствуя, он скитается по миру, в то же время внутренне оставаясь в полном покое и неподвижным, поскольку он уже обрёл совершенное знание. [2]
Те, кто рождены в благой семье Кулы, достигают успеха в этом, обладая качествами благого поведения и постоянной преданности всевышнему существу по имени Адинатха! [3]
Это сказано Акулой Минанатхом, пребывающим в полноте блаженства: ученик, преданный своему гуру – это мудрый человек. [4]
Милостью я, Минанатх, осознал высшую реальность. Затем Минанатх поведал всё это настоящему ученику. [5]
Когда нет различия между гуру и учеником, тогда гуру и ученик достигают одинакового совершенства. [6]
Я, Минанатх, сын Умы и Шанкары, Господа святых, провозглашаю высшую реальность, откровение Кулакулы. [7]
Шесть благостных каула-чакр – адхара, свадхиштхана, манипура, вишуддха, и аджня. [8]
Адхара – около ануса, свадхиштхана – около гениталий, манипура находится в пупке, а в сердце – анахата. [9]
Вишуддха находится в области горла, а аджня-чакра находится между бровями. Пронизыванием чакр наивысшая безупречная чакра достигается. [10]
Ида движется слева, а пингала – справа. В центре между идой и пингалой – сушумна, которая имеет природу блаженства. [11]
В базовой [чакре] – 4 лепестка, в находящейся в области гениталий – 6, в пупочной – 10, в сердечной – 12, в находящейся у основания нёба – 16, а в находящейся на лбу – 2 лепестка. В диске в центре между бровями [находятся санскритские буквы] Да, Пха, Ка, Тха все вместе. В области горла – гласные. Хам Кшам, я преклоняюсь перед той сущностью букв, соединённой с таттвами, которые находятся во всех лотосах! [12]
Прана, апана, самана, удана и вьяна вместе с [пятью] силами действия составляют совокупность крийя-шакти. [13]
Нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая и пять средств постижения составляют совокупность джняна-шакти. [14]
В центре – агни-шакти (огненная сила). В пупочной чакре находится солнце. Выполнив бандхамудру, все собираются в прекрасном глазе между бровями. [15]
Буква "а" находится в области огня, "у" – в сердце, "м" – в центре между бровями, и это – та мантра (Ом), которую необходимо осознать. [16]
Узел Брахмы находится в самом низком месте, узел Вишну – в сердце, а узел Рудры – в центре между бровями. Эти три освобождают. [17]
Сказано, что буква "а" – это Брахма, "у" – Вишну, "м" – Шива. Несомненно [, что этот «Ом»] – владыка запредельного покоя, наивысший. [18]
Выполнив "закрытие горла" (кхечари-мудру), следует стяжать нектар, который находится в 16[-лепестковой чакре] выше. [19]
Трикута, трихатха, голхатха, шикхара, тришикха, ваджра, Ом-кара, урдхванакхам и бхрувормукхам [находятся вверху]. [20]
Следует перекрыть солнце, или объединиться с трихатхой. В обоих случаях достигается сфера луны. [21]
Пранава, гуданала, налини, сарпини, ванкавали, кшая, саури и кундали – таковы восемь витков кундалини. [22]
Следует разбудить кундалини, пронизать [чакры] и довести жизненное дыхание до сферы луны. Это вызывает переплетение ваджр и закрывает девять дверей [тела]. [23]
Такой [йог] станет могущественным, приятным на вид, свободным от [влияния] гун, святым. Когда звучание нады (изначального звука) достигает местопребывания Брахмы, тогда Шанкхини изливает нектар. [24]
Необходимо зажечь лампу знания, которая выведет [йога] из сферы шести чакр. Омывая тело нектаром, следует поклоняться божественности. [25]
Преданный должен совершать омовение Господа – имеющего форму сознания – нектаром луны, должен предлагать Ему умственные цветы и поклоняться всевышнему Шиве. [26]
Введённое [ранее] в заблуждение «я», которое делало невозможным переживание блаженства, теперь становится телом знания, цельным, формой, которая распространяется повсюду и является безупречной. [27]
Хамса, Хамса – это мантра, от которой зависят тела живых существ. На неё медитируют как на всеобщую форму жизненного дыхания в узлах. [28]
Слово Хамса произносится ежедневно 21600 раз – так каждый постоянно медитирует на Со-хам. [29]
В передней части находится пахтающий лингам, в задней – Шанкхини. В центре между бровями – лингам света, сама сущность Шивы, красная и белая. [30]
Ваджра-данда находится в центре всех. Это запредельное место является одновременно и прохладным, и горячим, заполненным медой (жиром) и маджджой (костным мозгом). [31]
Нектар течёт из местопребывания Абсолюта и увлажняет три мира. [32]
Посредством этого человек освобождается от всех болезней и кармы и 18 [видов болезней], вызываемых избытком ваты и питты – так сказано Минанатхом. [33]