Аюрведа
Аюрведа — бесценный дар Индии человечеству. Аюрведа – это знание о здоровье и долголетии человека, которое корнями уходит вглубь веков. Аюрведу еще называют «наукой жизни», потому что ее название состоит из двух частей – «Аюр» (что переводится, как «жизнь») и Веда («знание»).
Аюрведа включает в себя различные средства и методы (терапевтические, профилактические, гигиенические), которые способствуют физическому, умственному и духовному здоровью человека. Аюрведа — древняя медицинская наука которая не предписывает своим пациентам химические препараты. Достоинство Аюрведы в комплексном подходе к здоровью человека.
Знакомство с Аюрведой открывает перед каждым из нас новые аспекты нашей жизни, начиная с философии и заканчивая традиционной аюрведической медициной. Аюрведическая медицина является целостной научной системой и её знания — это лишь небольшая часть древнейшей, всеохватывающей, но в то же время простой и понятной медицины, которая получает всё большее распространение в наши дни. Аюрведическая косметика разработана 100% на растительной основе, не содержит консервантов и других искусственных компонентов. Обладает сильным омолаживающим действием и эффективно устраняет проблемы кожи, имеет гарантированный результат при регулярном применении. Аюрведическая косметика безопасна, гипоаллергенна, не вызывает побочных эффектов, активизирует скрытые возможности организма. В результате использования аюрведической косметики активизируются процессы регенерации, что предупреждает увядание и омолаживает кожу.
Основы Аюрведы
Аюрведа рассматривает Вселенную как единый, живой организм, устроенный подобно нашему телу. Каждое действие во Вселенной имеет причину и следствие. Каждая точка Вселенной, содержит информацию обо всей Вселенной. Все объекты Вселенной находятся в неразрывной связи друг с другом.
Аюрведа рассматривает дисгармонию как единственную причину болезни. Методы и способы лечения в аюрведе, в случае правильного и своевременного применения не имеет побочных эффектов и действуют на всех стадиях болезни. Ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, вкусотерапия, минералотерапия, иглоукалывание, точечный и энергомассаж, духовные практики — действуют на эфирное тело на первой и на второй стадии болезни. На третьей стадии болезни — добавляют диетотерапию, правильный распорядок дня, пищевые добавки, фитопрепараты, в т.ч. расаяны. На четвёртой стадии болезни следует применять методы очищения организма, иглоукалывание, гомеопатию фитотерапию, точечный и общий массаж, гирудотерапию, пчёлоужаливание, бальнеотерапию, лечебную и дыхательную гимнастику, диетотерапию и методы психофизиологической регуляции.
Аюрведические лекарства действуют мягко, постепенно и не вызывают побочных эффектов, в отличие от современных фармакологических препаратов, которые подчас более страшны, чем сама болезнь. Аюрведические лекарства не подавляют, а активизируют механизм саморегуляции организма: они бьют точно в цель, уничтожая врага, а не здание, в котором он находится — они не загоняют болезнь внутрь, превращая её, в хроническую, а вытаскивают её наружу. Они обладают очищающим, тонизирующим и омолаживающим эффектом. Аюрведа говорит о психосематической природе болезни, то есть, что болезнь не порождается только телом, но в равной степени и умом.
Древнейшая система Аюрведа является в Индии наукой жизни и основана на том, что деятельность тела подчиняется законам природы. Слово Аюрведа в переводе с санскрита означает “знание жизни”. В нее входят знания о здоровье и факторах, ответственных за его поддержание. Аюрведическая система, как очень совершенная система медицины, может избавить человечество от многих ненужных проблем и болезней. Все заболевания согласно Аюрведе подразделяются на два вида: это болезни кармические, которые мы закладываем своим мышлением, и болезни, которые возникают от нашего невежества.
Аюрведа — наука медико-метафизическая. Это значит, что это высшая медицина, первоисточник медицинских знаний, а слово “мета” означает тонкое тело, в нем заложены причины болезней. Современная медицина лечит симптомы болезней, оказывает временную помощь физическому телу, но болезнь не уходит, а опускается в более глубокие ткани тела. Уникальность аюрведических знаний состоит в общих для всех универсальных принципах, применяемых в любых условиях. Следуя им, можно избавиться от болезней “невежества”. В современном обществе возникла неразбериха в выборе правильной системы оздоровления и образа жизни… Аюрведа утверждает, что, когда придет пора умирать, умереть можно в здоровом теле, не обязательно в больном.
В достижение чистоты храма души в Аюрведе входит внутренне и внешнее очищение.
Болезнь и ама в Аюрведе
Болезнь и ама
В основном лечение болезни заключается в том, что сначала мы очищаем организм от амы, затем восстанавливаем доши, а потом опять набираем вес. Потом у нас снова накапливается ама, мы снова начинаем от нее избавляться, и так до тех пор, пока не попадем в Духовный мир.
Болезнь появляется из-за того, что в организме накапливается ама, токсические продукты несварения.
Все начинается с пищевого канала. Когда он забит, продукты распада начинают подавлять Агни — внутренний огонь, огонь пищеварения, и человек не получает достаточного питания. Он ест и, тем не менее, чувствует слабость из-за того, что основной пищевод и кишечник забиты токсинами. Ама из поверхностного состояния в кишечнике и желудке проникает в другие дхату, в другие ткани. Важно, чтобы продукты жизнедеятельности человека (отходы — малы) своевременно выводились из организма.
Степень проявления болезни зависит от того, как глубоко ама вошла в ткани. Все смертельные и хронические болезни начинаются с простого несварения желудка.
В Аюрведе сказано, что болезнь — это желание организма избавиться от токсинов. Организм создает критическую ситуацию, в результате чего поднимается температура, и тогда болезнетворные микробы сжигают аму. Если человек не предпринимает никаких попыток, чтобы избавится от амы, то организму приходится самому принимать меры.
Существует четыре стадии, через которые проходит лечение болезни в Аюрведе:
- Первая — установление причины болезни.
- Вторая — избавление от избыточной доши, которая стала причиной болезни.
- Третья — уравновешивание дош и разжигание огня пищеварения, который поможет сжечь избытки амы и токсических веществ.
- Четвертая — восстановление поврежденного в организме.
Современная медицина устраняет только симптомы болезни, не устраняя причину. Это не дает организму избавиться от дальнейшего накопления амы. В итоге, ама проникает еще глубже. Симптоматическое лечение приводит к тому, что болезнь, даже, несмотря на то, что симптомы могут быть устранены, переходит в более тяжелую стадию.
Аюрведа — методы очищения
Детоксикация
Аюрведа говорит, что если у человека накопилась ама, он плохо себя чувствует и все время ощущает слабость, в таком случае можно принять несколько различных курсов лечения. Однако прежде чем лечить появившуюся болезнь, сначала следует избавиться от накопившейся амы. Для этого Аюрведа предлагает предварительную детоксикацию.
Детоксикация в Аюрведе может иметь разные уровни. Если у нас накопилось очень много токсической амы, и мы сразу предприняли глубокую детоксикацию, то ама, вышедшая после этого на поверхность, может даже оказать на нас пагубное влияние. Поэтому, прежде всего, необходима постепенность. Аюрведа говорит о предварительной детоксикации, мягких методах для предварительного очищения организма. Когда же основные “золотые” запасы амы удалены из тела, можно идти уже более глубоко в ткани и удалять оттуда хроническую аму.
Аюрведа говорит, что самое лучшее время для начала детоксикации — конец весны или лета, а осень и зима — самое лучшее время для того, чтобы набрать вес, потерянный во время детоксикации.
Определить, какая доша воспалена, легче всего по следующим признакам: сильная, резкая, острая боль указывает на то, что возбуждена вата. Признаком возбужденной питты являются все воспалительные процессы, покраснение, а если накапливается жидкость — гной, слизь или что-то подобное, значит, возбуждена капха. И далее по этим признакам можно определить, какой природы болезнь.
Аюрведа оперирует тремя понятиями соотношения дош у человека:
- Пракрити — изначальная природа, соотношение дош, заложенная в человеке при рождении. Она указывает на сильные и слабые стороны, в том числе и предрасположенность к определенным болезням
- Викрити — соотношение дош на данный или любой другой момент времени. Может не совпадать с пракрити.
- Тридоша — равеновесие дош, гармоничное состояние, свидетельствующее об отсутствии дисбаланса, здоровье и счастливой жизни. Тридоша — это именно то, к чему следует стремиться.
Аюрведа и панчакарма
Панчакарма — теория и практика
В зависимости от того, какая доша воспалена, применяются различные методы очищения. В Аюрведе они представляют собой панчакарму. Это рвота, слабительное, клизма, промывание носа и кровопускание. К рвоте прибегают в случае возбужденной капхи, к слабительному — в случае возбужденной питты, а клизма делается в случае вышедшей из равновесия ваты. Закапывание в нос употребляется, если ама накопилась в голове и мозгу, а кровопускание в случае, если заражена кровь. Самым главным и безболезненным из всех этих очистительных методов являются аюрведические клизмы. Однако и здесь нужно следовать определенным методам предосторожности. Очищение организма является важной частью восстановления правильного функционирвания всех тканей человеческого тела, называемых в Аюрведе дхату. Панчакарму — комплекс процедур, к которым следует относиться очень ответственно и проводиться они должны под наблюдением аюрведического врача — вайдьи.
Промасливание и разогревание
Следующий шаг — приведение амы, крепко въевшейся в ткани, в мобильное состояние. В данном отношении Аюрведа советует две вещи. Первая — растворение амы растительными маслами, и вторая — тепло.
Что касается растительных масел, то если амы много, лучше всего употреблять касторовое масло. Это единственное средство, целиком разжижающее аму. Касторовое масло полностью выводит аму, по крайней мере, из кишечника. Принимать это масло рекомендуется таким образом: берете столовую ложку масла и выпиваете ее вместе с чашкой имбирного чая, сделанного из порошка имбиря. После удаления основного избытка амы можно начать принимать и другие масла, но до тех пор, пока избыток амы не удален, нужно пользоваться касторовым маслом.
Следующий метод, помогающий удалить аму — это тепло. По своей природе ама холодная. Следовательно, нужно идти в сауну и постараться, как следует пропотеть, используя при этом различные средства: потогонные, имбирный чай, чай из корицы. Это поможет разогреть организм и сделать аму легко выводимой.
Аюрведа приводит один интересный пример. Если вы возьмете сухую палку и попытаетесь ее согнуть, то она треснет. Сначала ее нужно промаслить, разогреть и только потом сгибать. То же самое справедливо и в отношении нашего организма. Если вы будете пытаться очищать холодный и сухой организм, то он может “треснуть”. Поэтому сначала его нужно как следует промаслить, потом разогреть, и после этого с ним можно будет делать все что угодно. Этой предварительной ступенью не стоит пренебрегать, ибо любые процедуры детоксикации в сухом организме могут вызвать отрицательный эффект.
Лечебное кхичри
Ни в коем случае нельзя прибегать к очистительным процессам, если человек слишком болен. Сначала нужно восстановить силы и уравновесить доши. Аюрведа советует для таких больных готовить особое лечебное кичри. Как мы знаем, кхичри готовят из риса и бобовых.
Лечебное кхичри, которое уравновешивает доши должно готовиться из тонкого или, по крайней мере, вымоченного риса, и маша, мунг-дала. Две части риса и одна часть маша. Они должны быть, как следует, разварены и превратиться в однородную массу, куда нужно добавить асафетиду, черный перец, тмин, куркуму, кориандр.
Это диета для всех, кто страдает хроническими или острыми заболеваниями. Кичри практически не создает в организме никакой амы, легко переваривается, содержит все необходимые для человека питательные вещества и хорошо восстанавливает силы. Также туда нужно добавить немного ги, топленого масла, и каменной соли. Это кхичри готовиться только из мунг-дала.
Аюрведа и пост
Если у вас появились легкие признаки избытка амы, например, температура или полное отсутствие аппетита, можно попытаться избавиться от амы самым простым способом: не есть хотя бы в течение 1-2 суток. Когда организм не справляется с избытком амы и хочет ее сжечь, то лучше помочь ему в этом, просто не употребляя какое-то время лишней потенциальной амы в виде пищи, которая все равно не будет переварена. Во время поста очень полезно пить имбирный чай из сухого имбиря, потому что имбирь обладает острым вкусом, целебными свойствами, и помогает организму очень быстро справиться с амой.
Пост следует прекращать сразу же, как только появляется настоящий голод. Ни в коем случае не нужно увлекаться длительными постами, описанными в популярных книгах, потому что длительный пост очень опасен и может принести хорошие результаты только людям с определенной конституцией и в определенных случаях. Аюрведа никогда не рекомендует длительные посты. Как только появляется настоящий голод, можно сразу же начать есть.
Более того, людям с конституцией вата и питта трудно переносить 24-часовой пост даже в случае болезни. Если им трудно поститься, то они могут поесть легкого разваренного риса. Это идеальная пища, которая может восстановить силы. Нужно взять рис, очень хорошо разварить его, превратив в жидкую кашицу, и добавить туда немного масла. Такая пища также может очистить организм от избытков амы. Рис, который продается в наших магазинах, корейский рис, лишь относительно подходит для этих целей, потому что в нем содержится большое количество крахмала. Перед приготовлением такой рис нужно как следует вымочить. Он должен находиться в воде как минимум 4 часа, чтобы убрать из него избытки крахмала.
Аюрведа говорит, что не стоит увлекаться длительными постами, во-первых, потому что длительный пост подавляет агни. Во-вторых, голод, который испытывает человек во время длительного поста, очень глубоко входит в ткани, где развивается страх перед очередным постом. Этот страх закрепляется глубоко в сознании, и тогда человек становится жадным к пище. Как правило, после таких постов у него появляется тенденция переедать. Самый верный способ вывести из-под контроля голод — долго поститься.
Самый мягкий пост, который рекомендует Аюрведа — поститься один раз в неделю, но при этом не нужно голодать целый день. Людям, которые страдают от амы, необходимо хоть раз в неделю устраивать один разгрузочный день. Аюрведа утверждает, что лучше всего устраивать этот пост в тот день недели, в который вы родились.
Если речь идет о более глубокой программе детоксикации, то можно проводить более длительные посты, но ни в коем случае не сочетайте их с панчакармой. Если применяется один из методов панчакармы, например, рвота или слабительное, то ни в коем случае нельзя поститься. И наоборот, если вы поститесь, то нельзя делать клизмы. Это одна из ошибок тех, кто советует поститься и в это же время делать клизмы. Клизма создает пустоту в кишечнике. Каловые массы создают в кишечнике своего рода стабильность. Без них он становится практически пустым, схлопывается, и это может привести к нежелательным последствиям. Кроме того, клизмы, сопровождающиеся постом, очень возбуждают и выводят из равновесия вату.
Самый лучший пост, который рекомендует Аюрведа, по крайней мере, для ваты — пост на кичри. Он полностью или, по крайней мере, в значительной степени очищает организм от амы. Обычно для такого кичри используется не зеленый, а желтый маш. Это немного другая разновидность гороха, но только со снятой зеленой кожурой. Желтый маш немного легче, чем зеленый.
Для питты хорошо поститься на сырых соках, фруктах или сырых овощах. Однако при этом нельзя пить соки сладких фруктов, потому что сладкий вкус наоборот приводит к формированию амы. Лучше всего из фруктов употреблять лимоны и грейпфруты, а из овощей — сок петрушки или даже редиски. Можно также сельдерей и морковь. Морковь тяжеловата для поста, и она немного возбуждает питту.
Капха в течение нескольких дней может поститься на воде. Прекращают пост сразу же после первых признаков аппетита. Когда возникает здоровый аппетит, исчезает налет с языка, становится ясным сознание, увеличивается ясность и легкость во всем теле, это значит, что цель поста достигнута, и его нужно немедленно прекратить.
Пост должен сочетаться с лекарствами, которые восстанавливают в организме огонь, то есть, с различными острыми пряностями. Вы обязательно должны пить острые чаи: имбирный чай, коричный чай, чай с кардамоном или с фенхелем. Можно также пить сок алоэ.
Есть еще одна форма поста, когда человек ест каждый день одну и ту же пищу. Пищеварительный аппарат привыкает к этой пище, и ему не нужно напрягать свои “интеллектуальные” силы для того, чтобы всякий раз справляться с разными сочетаниями.
Пост на пахте — это идеальная вещь. Это другая альтернатива: вместо поста на кичри, можно поститься на пахте. Такая диета может полностью избавить человека от основных наслоений амы, особенно если при этом еще употреблять трикату. Я постился на пахте и при этом пил трикату. Я делал это 8 или 9 дней, и потом 8 дней выходил из поста. За это время я практически полностью избавился от амы и почувствовал себя гораздо легче.
Пост на пахте более кратковременный, более эффективный, и он быстрее выгоняет токсины. Если человек слабый, то лучше поститься на кичри, если же сильный, то можно на пахте.
Идеально сочетать пост с экадаши. Так что это можно делать два раза в месяц.
Аюрведическая диета при интоксикации
Диета при детоксикации
Если вы решили соблюдать диету для того, чтобы избавиться от токсинов, нужно ограничить себя во фруктах. Есть их можно только в небольших количествах, и ни в коем случае нельзя употреблять сладких фруктов. Нельзя употреблять бананы, грушевый сок, черешневый сок, виноградный сок и другие соки сладких фруктов. Лучше всего есть клюкву, лимон, грейпфрут и гранат. Это пища, которая помогает избавиться от токсинов.
Можно есть все овощи, но только в небольших количествах и вареные. Жареные овощи употреблять нельзя, также как и капусту и картошку. Все остальные овощи можно.
Из зерновых нельзя употреблять белую муку. Это очень амагенный продукт, который способствует активному образованию амы. Также белая мука плохо переваривается.
Хуже белой муки может быть только сахар. Сахар в еще большей степени способствует формированию амы. Из сладостей можно есть мед.
Пшеницу всегда нужно употреблять в ограниченных количествах, потому что она плохо переваривается. Ее можно употреблять только тем, у кого здоровый организм. Для облегчающей, разгрузочной диеты ее не рекомендуют. Самое лучшее блюдо из зерновых — это кичри.
Из бобовых также ничего нельзя, кроме маша. Маш, мунг-дал, — единственный продукт, который можно употреблять при такой диете.
Из орехов тоже ничего нельзя, кроме небольшого количества кунжута.
Из молочных продуктов также нельзя ничего есть, кроме пахты или айрана, разбавленного йогурта, топленого масла, только немного.
Зато специи можно есть в неограниченных количествах.
Общие замечания, касающиеся этой диеты. Нельзя употреблять слишком много разнообразной пищи за один прием. Не следует пить много во время еды. Пища обязательно должна быть свежей. Если вы придерживаетесь этой диеты, не разогревайте приготовленное позавчера кичри. Питаться можно три раза в день. Для ваты на этой диете нельзя сидеть больше трех недель или месяца, питта тоже может поститься около трех недель, а капха в течение неограниченного времени. Когда появляются какие-либо признаки возбуждения ваты, такие, как бессонница, учащенное сердцебиение, слабость, потеря аппетита, то нужно сразу же останавливать все посты и диеты.
Если у вас во время детоксикационной диеты восстановился голод, то это хорошее подтверждение тому, что вы уже в значительной степени избавились от амы и вам нужно прекращать диету. Не нужно поститься слишком долго. К сожалению, мы все в какой-то мере склонны кидаться в крайности. Если пост — значит не менее сорока дней. Если диета, — то до полного исхудания и изнеможения. Когда восстанавливается голод, это значит, что ама ушла и огонь пищеварения пришел в норму. Но если вы будете продолжать диету, то огонь опять ослабнет.
Пракшалана
Пракшалана — неоднозначная вещь. Она дает первичное очищение. Ей нельзя пользоваться чаще, чем раз в два месяца, так как она возбуждает вату и отчасти питту, не избавляет человека от запоров и не придает особого тонуса кишечнику. Она делает предварительное очищение, но не очищает от глубоких слоев амы. Также она не избавляет от склонности к запору. Она оказывает какой-то эффект, но этот эффект не очень глубокий. Пракшалана не так хороша, как трифала.
Равновесие дош относится к основопологающим принципам Аюрведы
Итак, сперва человек должен освободиться от токсинов, которые препятствуют не только его пищеварению, но и лечению. Никакие питательные вещества не всасываются в организм, где слишком много амы. В него не всасываются не только питательные вещества, но даже лекарства, поэтому, сколько бы человек в таком состоянии ни принимал лекарства, эти лекарства не окажут на него никакого эффекта.
Следующим шагом, после того как человек освободился от токсинов с помощью одной из описанных программ детоксикации, является уравновешивание дош. Определение пракрити — своей индивидуальной природы.
Для того, чтобы как можно скорее возвратить в равновесие возбужденную дошу для ваты, например, рекомендуется такая диета. Из пряностей ей можно употреблять сухой имбирь, фенхель, семена укропа. Они будут выводить из организма остатки глубоко въевшейся амы. Для разжигания огня нужно употреблять лимоны для кислого вкуса, каменную соль для соленого вкуса, а имбирь в качестве острого вкуса. Это необходимые компоненты для восстановления огня. Диета должна быть легкой. Пища в основном должна быть вареной, но ни в коем случае не сырая, и сопровождаться большим количеством теплого имбирного чая. Нужно заниматься йогическими упражнениями, принимать солнечные ванны и избегать сквозняков.
Для питты нужно регулярно употреблять фенхель и иногда сухой имбирь. Для разжигания огня нужно употреблять трипфалу и семя льна. Пища должна быть легкая или сырая. Люди, которые превозносят преимущества сыроедения, как правило, имеют конституцию питта. Они убедились, что сыроедение оказывает на них хороший эффект, и потому пытаются навязать это другим. Но другим оно может причинить вред. Для ваты и капхи сыроедение не подходит, но для питты это хорошо в качестве разгрузочной и уравновешивающей диеты.
Капха: для уравновешивания этой доши может употреблять из пряностей сухой имбирь или черный перец, а также индийский тмин. В диету должны входить горькие и острые специи. Нужно постараться в значительной степени ограничить себя в еде и в жидкости. Лучше пить имбирный чай и больше заниматься физическими упражнениями.
Восстановительный этап
Уравновесив доши, человек восстанавливает силы. В основном это молочные продукты и сыры. Делать это нужно уже после того, как человек избавился от избытка доши, избытка токсинов, и тогда он может приступить к восстановлению сил. Можно есть сладкие фрукты, орехи, масло. Нет никаких особых ограничений. Восстановлению разрушенных тканей способствует масленый массаж. Он должен больше спать, принимать массаж, гулять и т.д.
Если у человека несварение, то один из способов восстановления огня в желудке, джатар-агни, — это 30 минут в день посидеть в позе лотоса.
Заключение
Ама — это тоже анартха, потому что анартха значит что-то нежелательное. Пороки, недостатки, которые коренятся глубоко в сознании, впоследствии проявляются на физическом плане в виде амы или болезней.
Одно из условий, которое ставится в Аюрведе с тем, чтобы лечение проходило успешно, — человек должен в это верить. Он должен твердо верить либо в сам метод лечения, либо во врача, либо в самого себя. У него обязательно должна присутствовать вера в то, что он делает. Он должен подходить к этому с уверенностью, тогда лечение будет гораздо более эффективным.
Аюрведа — препараты для очищения организма
Для мягкого очищения организма можно использовать аюрведические средства в порошках и таблетках: Ласуна, Дасамула чурну или ришту, Варунади бати, Гокшуради гуггул, Мукти чурну, Трипхала чурну, Сукшма трипхала бати, Чандракала расы. Просле проведения очистительных процедур рекомендуется прием Гандхак Расайаны, Камдудха расы, Шатавари кальпы, Чаванпраша.
Самые употребительные средства для очищения организма — Трифала (трипхала), Дасамула, гуггул. Чаванпраш во всех случаях является анупана — усиливает действие других аюрведических средств.
Внешнее очищение это:
- Омовение тела утром и вечером (до восхода и после заката солнца) приятной водой. Полное омовение совершается также после дефекации, но не прямо перед сном. Сначала омываются ноги, потом голова, потом всё тело. Полное омовение тела: увеличивает продолжительность жизни, иммунитет, очищает и гармонизирует ауру.
- Омовение стоп после возвращения домой, до и после еды и перед сном.
- Полоскание рта после приема еды, разговоров и возвращения домой.
- После еды необходимо омыть водой стопы, лицо, глаза, рот для приведения организма в гармоничное состояние.
- Влажная уборка дома и особенно места, где спали, ели и готовили пищу. Можно использовать благовония.
- Уход за волосами и ногтями. И те, и другие считаются источником осквернения, поэтому проводите данные процедуры в ванной комнате, и тщательно уберитесь за собой.
- Промывание носа и глаз от слизи. Нос можно слегка подсоленной водой.
- Очищение языка языкочисткой.
- Очищение зубов. (Состав: порошок высушенных семян горчицы, мел и соль с камфарой).
- Очищение одежды стиркой или проветриванием.
- Очищение работы пожертвованием.
- Очищение еды освящением.
- Очищение сна – всепрощением и раскаянием за проделанные за день плохие поступки.
- Очищение общения передачей знания о чистоте и Боге.
- Очищение жизни выполнением долга.
Внутреннее очищение:
- Сбалансированная диета с учётом конституции человека
- Выведение амы терапевтическими методами
- Принятие препаратов для сжигания амы
- Удаление избытка дош в местах их скопления.
- Очищение сознание чтением священных писаний и повторением Имён Бога.
Слово «бог» вызывает у многих представителей западной культуры неоднозначные ассоциации — главным образом из-за того, что духовная истина нередко подвергалась искажениям и неверным толкованиям в рамках фундаменталистских религий. Это в большей степени относится к западным религиям: Иудаизму, Христианству и Исламу — с их тенденцией к религиозной исключительности, чем к восточным учениям, в которых важна открытость ума. И все же в развитии многих болезней существенную роль играет именно чрезмерный материализм, который нередко равносилен недостаточной вере в жизнь. Как правило, болезнь является нехваткой любви, в частности, заботы о себе и своем физическом теле.
Отсюда следует, что во многих случаях первым шагом к исцелению должно стать раскрытие себя божественной (космической) воле и принятие потока ее милости. Для этого нужно осознать, какова цель и значение жизни человека и ее связь с процессом развития души и духовной эволюцией всего человечества. Это предполагает поиск истины, пути и способы которого каждый избирает согласно велению собственного сердца. Нужно идти тем духовным путем, который в наибольшей степени отвечает нашей природе, при этом обязательно уважая право других следовать своим собственным путем. В этом смысл слов «исцели сначала душу», где под словом «душа» подразумевается наше внутреннее сознание.
Западная медицина стремилась устранить из лечения религиозный аспект. Этот шаг был важен и необходим для эволюции разума. Догмы организованной религии, авторитарность и стремление подавлять инакомыслие не должны вторгаться в сферу знания, где требуются свобода и объективность оценки эмпирических данных. Благодаря «освобождению медицины от оков религии» многое было обретено, однако, исключив из рассмотрения духовный аспект, западная медицина утратила нечто более существенное.
Суть исцеления — это объединение
Вера, любовь, преданность, ощущение единства и божественной природы человечества, вообще жизни — вот то, чего недостает современной медицине. Эти понятия не являются догмой, не навязывают другим какой-либо руководящей идеи, воли или дисциплины. Они даруют свободу и пространство для роста и восприятия, поток космической жизненной силы, необходимый для того, чтобы произошло исцеление. Без них мы внутренне сломлены и обессилены, и жизнь наша имеет мало смысла, нескольку в ней нет места очарованию, удивлению, красоте и цели. Большинство заболеваний в современном мире обусловлено отсутствием в нашей жизни духовного смысла. Мы попадаем в сети скуки, ищем внешние стимулы, и нет практически ничего, что питало бы наши сердца.
Аюрведа не может принять медицину вне религии. С точки зрения ее древней, освященной веками традиции это было бы равносильно лечению без любви. Однако это не значит, что Аюрведа стремится навязать кому-либо свою форму религиозности. Вместе с натуропатическими способами и средствами лечения она дает нам методы Йоги, которые могут быть приспособлены к любой форме религиозной или духовной жизни, а также и к отсутствию такой формы. Аюрведа передает нам милость Божественной Матери, которая является матерью исцеления.
Религиозная традиция Индии красива. Это не столько организованная религия, сколько духовный источник, раскрывающий самые разнообразные подходы к истине, чтобы любой человек мог найти то, что для него необходимо и особенно значимо. Она ничего не отвергает и ни на чем не настаивает, уважая божественную природу и свободу каждого человека. Ее изначальное и истинное название — «Санатана Дхарма», то есть вечная вселенская религия, религия самой жизни. Именно на почве этой религиозной традиции возникла практика Аюрведы.
Болезнь является если не признаком духовного кризиса или изменения, то по меньшей мере некой духовной возможностью. Согласно Упанишадам, болезнь — высшая форма аскетизма (тапаса), при помощи которой можно прикоснуться к истине жизни и собственного «Я». Болезнь может свидетельствовать о неправильном образе действий в течение жизни, но может и указывать на то, что энергия души направлена вовнутрь. В любом случае заболевание, особенно тяжелое, требует пересмотра всей нашей жизни с духовной точки зрения. Поэтому самоанализ является первым шагом и основой распознавания причины болезни и поиска путей ее устранения.
Вся наша жизнь есть процесс обучения и самопознания
Чтобы понять причины болезни, нужно посмотреть на нее именно с этой точки зрения. Поэтому следует не только лечить болезнь, но и использовать ее в качестве инструмента познания самих себя как на поверхностном, так и на глубинном уровне. Когда раскрывается внутреннее сознание, мы обретаем внутреннюю гармонию и радость, которые помогают нам преодолевать любые внешние трудности. Именно развитие осознавания является основой для применения аюрведических лечебных методов и средств.
В Аюрведе не существует жестких и неизменных способов диагностики и лечения болезней. Она предлагает эффективные принципы, но применение их всегда индивидуально. Каждый изучающий и практикующий Аюрведу имеет право придерживаться другой точки зрения на характер или лечение той или иной болезни: это свидетельствует не о каких-то несоответствиях внутри данной системы, а лишь о ее широте.
Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака-самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения».
Согласно этим представлениям, древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии — «salya-chikitsa».
Аюрведа и система тридоша
Согласно восточным учениям, материя состоит из 5 основных метафизических элементов:
- земля (притхви) — представляет собой твердое вещество или энергию, упакованную в вещество.
- вода (джала) — принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества.
- огонь (агни) — принцип выделения энергии из вещества или плазменного состояния.
- воздух (ваю) — принцип движения материи или газообразного состояния вещества.
- эфир (акаша) — субстанция пространства, аналог физического вакуума.
«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырех «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела — дхату. Элементы группируются в 3 основные фундаментальные жизненные силы, — доши — которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.
- Вата (эфир и воздух) — принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
- Питта (огонь и вода) — принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
- Капха (вода и земля) — принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.
Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать ее нарушения.
В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.
Аюрведа и три гуны (качества)
От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения — Пракрити. Пракрити — это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи, означающее Изначальную природу, беспричинную первопричину Вселенной. Пракрити независима и активна, состоит из трех гун:
- саттва — основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
- раджас — основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
- тамас — основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.
Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити дает знание о склонности к определенным заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется «викрити».
Насчитывается 7 основных типов пракрити и викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Все это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.
Доши упоминаются еще в «Риг-веде», где Индра отождествляется с Вата, Агни с Питтой, а Сома с Капхой. Оджас и Теджас, Прана — понятия жизненной энергии.
Управление болезнью
В древнеиндийской медицине существует 2 способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы shamana смягчают болезнь и ее признаки. Shodhana означает устранение, и ее методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после шаманы, то после шодханы это исключено. Принципы фармакологии Аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.
Лекарства в Аюрведе
Лечение направляется на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т.п.), и в-третьих — хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.
При лечении аюрведическими методами используется 3 вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.). Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами — этот процесс называется очищением (шодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления.
Вещества растительного происхождения, использующиеся в Аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, глистогонными, противогрибковыми, противобактериальными, противовирусными, антидиабетическими и успокоительными свойствами.
Туласи в аюрведической медицине использовалась как одно из основных лечебных растений, обладающих большой целебной силой. Туласи описывается Чаракой и также упоминается в «Риг-веде». Считается, что туласи обладает адаптогенными качествами, приводит в гармонию телесные функции и помогает преодолевать стресс. Туласи обладает сильным ароматом, вяжущим вкусом и считается «эликсиром», обладающим способностью увеличить продолжительность жизни. Медицинские препараты, сделанные из туласи, используются для лечение простуды, головных болей, болезней желудка, воспалений, разного вида отравлений и малярии. В лечебных целях, туласи употребляется по-разному: как травяной чай, как высушенный порошок, как свежие листья или в перемешку с гхи. Эфирное масло, получаемое из карпура-туласи, используется для медицинских целей и в косметике. В Индии также существует многовековая практика, в которой для защиты зерна от вредоносных насекомых, его перемешивают с высушенными листьями туласи.
Лекарства назначаются с учетом их вкуса (раса), свойств (гуна), силы воздействия (виръя), ощущения после их усвоения (випака), а также их специфического действия (прабхава). Так как болезни вызываются различными факторами — неправильным питанием, психическими причинами и климатическими колебаниями, то и лечить их надо набором медикаментов, которые смешивают по определенным рецептам. Лекарства приготавливаются в виде сиропов, порошков, отваров, настоев, пилюль, таблеток, масляных или спиртовых растворов. Лекарство приготавливается, исходя из того, что, по возможности, один препарат должен помогать от нескольких недугов, должен обладать большой лечебной силой, приятным вкусом и не портиться при долгом хранении. В аюрведических текстах перечисляются тысячи рецептов, и врач должен уметь сочетать их, основываясь на своем опыте. Так Ригведе перечисляются более 700 растений, обладающих целебными свойствами и носящими также ритуальное значение.
Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).
Препараты конопли индийской применяются в Аюрведе столь же часто, как мята и зверобой в русском знахарстве. В трактатах отцов-основателей коноплю называют «бханга» или «виджая» («победитель»). Ее классифицицируют как «саттвик наша» (успокоительное опьяняющее средство). Современное аюрведическое описание конопли (Sala, «Indian Medicinal Plants»):
«Листья горькие, вяжущие, тонизирующие, афродизиакальные, антидиарейные, отравляющие, желудочные, анальгетические и абортивные. Используются при конвульсиях, ушных болях без органических причин, расстройствах желудочно-кишечного тракта, поносе, телесных болях и кровоизлияниях. Передозировка вызывает диспепсию, кашель, импотенцию, меланхолию, водянку, гиперпраксию и безумие. Кора тонизирующая, полезна при ожогах, геморрое и скоплении серозной жидкости. Семена ветрогонные, вяжущие, афродизиакальные, противорвотные и противовоспалительные».
Аюрведические лекарственные формы конопли: порошок («курна»), болюсы («модака»), прессованные таблетки («ватика»), настойки («леха» и «пака»), молочный экстракт («дугдхапака») и декокт («кватха»). Базовым препаратом является курна, приготовляемая из зрелых женских соцветий. Они высушиваются в тени, измельчаются в тонкий порошок, который выдерживается между двух разогретых пластин в течение 7 дней. Все остальные препараты приготовляются на основе этого порошка.
Препаратами конопли лечат мужское и женское бесплодие, импотенцию, диарею, несварение, эпилепсию, шизофрению и колики. Кроме того, это растение входит в сборы для лечения еще 32 заболеваний. Конопляная «курна» чаще всего присутствует в лекарствах не в чистом виде, а в смеси с веществами, снижающими ее психотропный эффект и расширяющими терапевтическое действие. Традиционное аюрведическое снадобье обычно содержит 20-30 компонентов и обильно приправляется сахарной пудрой и пряностями.
Аюрведа и 6 вкусов
Влияние вкуса
Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (vipaka), более сильны.
- Сладкий (Madhura) — Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
- Кислый (Amla) — Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
- Соленый (Lavan) — Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
- Горький (Katu) — Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
- Острый (Tikta) — Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
- Вяжущий (Kasaya) — Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.
Очищение тела и массаж
Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются ее вкусовые качества, которых насчитывается 6: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т.д.
Для очистки тела от дисбаланса дош применяют 5 различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти 5 процедур более известны какпанчакарма («панча-карма» — «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание, массаж, применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание. Процедуру панчакармы мы с вами уже разбирали выше.
Панчакарма как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества ее часто воспринимают как особую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов, применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите массаж с применением масел — «абхйанга», что переводится на русский язык как «умащение». Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию для управления болезнями, вызванными Вата-дошей. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает все тело, то есть является целостной, холистической процедурой. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем. Панчакарма может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения, составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда выполняться компетентными специалистами.
История аюрведы
Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах, больше всего в последней из четырёх Атхарваведе. Атхарваведа — первый индийский текст, связанный с медициной. Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана», карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной болезни. В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи . Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика. Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета
В Яджурведе упоминаются четыре сока человеческого тела.
Буддистские источники
Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. до н. э. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены. Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона.
Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов:
- Чарака-самхита, (150 г. н. э.) (в ней даются описания лечения внутренних болезней, содержатся сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность).
- Сушрута-самхита, (350 г. н. э.) (в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. В ней перечисляются те же медикаменты, что описаны в Чарака Самхите и Атарваведе. Некоторые из них встречаются также у Гиппократа)
- Аштанга-хридая-самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)
- Шарнгадхара-самхита,
- Мадхава-нидана-самхита,
- Бхава-пракаша-самхита,
- Харита-самхита,
- Кашьяпа-самхита,
- Бхела-самхита.
Первые три из списка является квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям. Окончательное формирование аювердического канона относится к 1000 г. н. э.
Легенда о происхождении аюрведы
По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов. Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам, которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре. Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае, одному из семи индийских мудрецов.
Легендарный прародитель аюрведы
Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари, аватар Вишну, упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы, способности соли залечивать раны.
Аюрведа сегодня
В XVII в. хирурги Ост-Индской компании обучались у аюрведистов искусству ринопластики. В XVIII-XIX вв. Аюрведа пережила упадок, не выдержав конкуренции с европейскими медиками.
К середине XX в. традиционная индийская медицина приобрела популярность на Западе, к концу XX в. в России. В Соединенных Штатах аюрведу изучают в Национальном Институте Медицины Аюрведы (основанном Скоттом Герсоном (Scott Gerson)); в Израиле — в колледже Ридман (Reidaman college, основан Салли Ридман). Студенты учатся в течение 4-ех лет, изучая в том числе и аллопатическую медицину. По окончании обучения проводится стажировка в Индии. Базовые процедуры аюрведы (диагностика по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные клизмы, ванны и обливания) прочно вошли в медицинскую практику всех стран. А некоторые её направления и методы, такие, как: хирургия, терапия, педиатрия, фармакология и офтальмология; массаж, иглоукалывание, физиотерапия и диетология также перешли в современную медицинскую практику.
В настоящее время в Индии, помимо европейской медицины, распространены традиционные системы Унани, Сиддха, Эмчи. Все эти школы имеют много общего с Аюрведой.
Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысяч зарегистрированных врачей. Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов. Правительство Индии учредило два исследовательских центра для работы в области аюрведы. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты древнего учения. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства. В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учёбы и год практики в больнице.
Помимо Индии аюрведа пользуется в Непале и Шри-Ланке. Роберт Свобода первым из людей запада закончил колледж Аюрведы (в 1980) и получил лицензию на аюрведическую практику в Индии.
Ветви аюрведы
Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей:
- Внутренняя медицина — Kayachikitsa
- Хирургия — Shalya Tantra
Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя ведическим представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром. Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.
- Уши, глаза, нос и горло — Shalakya Tantra
Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.
- Педиатрия — Kaumarabhritya Tantra
- Токсикология — Agada Tantra
- Очистка генетических нарушений — Bajikarana (или Vajikarana)
- Здоровье и Долголетие — Rasayana Tantra (расаяна)
- Духовное лечение (психиатрия) — Bhuta Vidya, (Йога)
Философия аюрведы
Аюрведа — не только медицинская, но и философская система, в основе которой лежат шад-даршана, шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:
- Санкхья,
- Вайшешика,
- Йога,
- Ньяя,
- Миманса,
- Веданта.
Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»
Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии.
Аюрведа Казань, АЮРВЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАЗАНЬ, РЕЛАКС МАССАЖ КАЗАНЬ