Три гуны

Три гуны

Три гуныТак же как доши являются компонентами, присущими телу, три гуны – саттвараджас и тамас – являются тремя компонентами или энергиями, присущими уму. В аюрведе приводится различное описание людей в зависимости от ихманаса (умственной, психологической) пракрити (природы, конституции). Определяемые генетически, эти психологические характеристики зависят от долевого доминирования трёх гун.

Хотя всем индивидуумам в той или иной мере присущи все три гуны, преобладающая гуна определяет манаса пракритииндивидуума. Когда три гуны сбалансированы, они поддерживают ум (и косвенно тело), удерживая его в здоровом состоянии. Любое нарушение этого равновесия приводит к различным типам умственных расстройств.

Саттва характеризуется лёгкостью, сознательностью, радостью и ясностью, являясь чистой и свободной от болезней; ей не свойственна тревожность. Она активизирует чувства и ответственна за восприятие знания. Раджас, наиболее активная изгун, характеризуется движением и возбуждением. Всё вожделение, все желания, амбиции и суетная озабоченность – результат раджасаТамас характеризуется инертностью и торможением. Он вызывает нарушения в процессе восприятия и деятельности ума. Заблуждение, ложное знание, лень, апатия, сон и сонливость обусловливаются тамасом.

Раджас и тамас, как и в случае с дошами, могут быть разбалансированы стрессом и негативными желаниями, такими каккама (вожделение), иршья (злоба), моха (заблуждение и обман чувств), лобха (жадность), чинта (беспокойство), бхая (страх) и кродха (гнев). Каждый из этих трёх типов гун также включает в себя подтипы, и тот конкретный подтип, к которому относится человек, определяет качества этого индивидуума.

 Саттвичные индивидуумы обычно обладают благородным и духовным характером, их природа определяется как типом тела, так и их созвездием, и они имеют дошу (элемент) капхи в своей конституции.

Саттва  – уравновешивающая, гармонизирующая и одухотворяющая сила; 
Раджас —  страсть, возбуждение, деятельная и побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие; 
Тамас  -бездеятельная, тормозящая и негативная сила, которая тянет вниз к невежеству. 

Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние. 

Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов: 
Воздух 
Эфир 
Вода 
Огонь 
Земля 

а наш разум характеризуется 3-мя Гунами: 
Саттва – знания, чистота, непорочность 
Раджас – действие, страсть 
Тамас – инерция, невежество 

Гуны еще называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса. 

Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям. 

Далее приводятся признаки каждой из гун. 

1. Саттва-гуна. 
• Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо. 
• Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается. 
• Гуна благости порождает истинное знание. 
• Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости, увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая пища. С точки зрения аюрведы молоко и молочные продукты, рис, пшеница, фрукты, овощи, одним словом, вегетарианская пища, — относится к гуне благости. 
• Когда человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к гуне благости. 
• Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости. 
• Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости. 
• Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости. 
• Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости. 
• Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости. 

 

2. Раджа-гуна. 
• Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности. 
• Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений. 
• Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью. 
• Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания. 
• Гуна страсти разжигает алчность. 
• Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней. 
• Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго. 
• Пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти. 
• Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности. 
• Представления о том, что живое существо суть материальное тело и что с гибелью тела уничтожается и его сознание, называют знанием в гуне страсти. Тот, кто обладает им, считает, что материальные тела отличаются друг от друга по уровню развития сознания, и не признает существования души как источника сознания. Такие люди отождествляют тело с душой и отрицают существование души независимо от тела. Они утверждают, что сознание является временным, или же, отрицая существование индивидуальных душ, признают существование вездесущей, исполненной знания души, а тело считают временным проявлением невежества. Другие считают, что вне тела не существует ни индивидуальной, ни высшей души. Все эти представления порождены гуной страсти. 
• Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти. 
• Если человек привязан к деятельности и к ее результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под вилянием гуны страсти. 
• Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти. 

3. Тама-гуна 
• Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. Такие люди делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии. 
• Оставляя тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных. 
• Деятельность в гуне невежества лишает человека разума. 
• Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии. 
• Пища, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы. 
• Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества. 
• Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества. 
• Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – эта решимость, лишенная рассудительности, порождена гуной тьмы. 
• Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией, — такое счастье называют счастьем в гуне невежества. 

 

Подтипы саттвичных качеств

Брахма

Свободный от страсти, гнева, жадности, невежества и ревности, обладающий знанием и способностью к проницательности.

 

Арса

Превосходная память, чистота, любовь и самоконтроль, превосходная интеллектуальная структура ума, свободный от гордости, эго, невежества, жадности и гнева. Обладание способностью к пониманию и прочному запоминанию.

Айндра

Посвящает себя изучению священных книг, ритуалов, обрядов, благотворительности, является прозорливым и смелым. Властные поведение и речь. Способный совершать священные ритуалы.

Ямья

Свободный от низких и конфликтных желаний и действий. Обладает инициативой, превосходной памятью и лидерством. Свобода от эмоциональных пут, ненависти, невежество и зависти. Способность к своевременным действиям.

Варуна

Свобода от низких действий. Проявление эмоций в надлежащем месте. Соблюдение религиозных правил.

Кубера

Храбрость, терпимость и ненависть к нечистым мыслям. Расположенность к добродетельным действиям и чистота. Наслаждается отдыхом.

Гандхарва

Владение богатством, слугами и роскошью. Эксперт в ндами и цветами. Полон страсти. поэзии, историях и эпосах. Пристрастие к танцу, пению и музыке. Наслаждается духами, гирля

 

Питта доминирует у раджасичных людей, интеллектуально ориентированных, но уязвимых к искушениям; очень мирских по своему характеру и в подходе к жизни.

 

Подтипы раджасичных качеств

Асура

Потакание самовосхвалению, храбрость, жестокость, зависть и безжалостность. Устрашающая внешность.

 

Ракшаса

Чрезмерный сон и леность. Завистливый нрав. Постоянный гнев, нетерпимость и жестокое поведение. Чревоугодничество.

Пайсала

Привычка к неопрятности. Трусливый, с устрашающим нравом. Чревоугодничество. Пристрастие к противоположному полу. Неправильная диета и режим.

Сарпа (змея)

Раздражительность. Чрезмерная леность. Зачастую боязливый нрав. Храброе или трусливое отношение в зависимости от ситуаций.

Прайта

Чревоугодничество. Завистливый нрав. Чрезмерная жадность и необдуманные действия без проницательности.

Сакуна

Полный страсти. Нерешительность, жестокость и чревоугодничество.

 

Доминирование ваты приводит к тому, что тамасичные индивидуумы являются наиболее приземлёнными и обеспокоенными основными вопросами практического существования, особенно склонными к материи, когда они оказываются перед выбором между ней и более духовными и менее физическими вопросами.

 

Подтипы тамасичных качеств

Пасава

Недостаток разумности, отталкивающие нравы, завистливая природа. Чрезмерное потакание сексу и сну.

 

Матсья (рыба)

Нерешительность, постоянная страсть и трусость. Чрезмерное желание пить воду.

Банаспатья

Леность. Чревоугодничество. Недостаток интеллектуальных способностей

 

Три гуны

Комментарии запрещены.

 

РАССКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА О НАС ДРУЗЬЯМ!

 

ЛЕЧЕНИЕ И ПАНЧАКАРМА В ИНДИИ

 

ЧАВАНПРАШ

АЮРВЕДА ИЗ ИНДИИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ ПО МИНИМАЛЬНЫМ ЦЕНАМ! БОЛЬШОЙ АССОРТИМЕНТ В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ

© Все материалы сайта охраняются законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке активная ссылка на источник Аюрведа https://www.evaveda.com обязательна!