Ама в Аюрведе

Ама в Аюрведе

Ама в АюрведеАма в Аюрведе – в переводе с санскрита ама обозначает сырое, незрелое, нездоровое – это различные токсины и загрязнения, являющиеся следствием нарушения пищеварения.

Болезнь появляется из-за того, что в организме накапливается ама, токсические продукты несварения.

Все начинается с пищевого канала. Когда он забит, продукты распада начинают подавлять огонь пищеварения, и человек не получает достаточного питания. Он ест и, тем не менее, чувствует слабость из-за того, что основной пищевод и кишечник забиты токсинами. Ама из поверхностного состояния в кишечнике и желудке проникает в другие дхату, в другие ткани.

Степень проявления болезни зависит от того, как глубоко ама вошла в Ваши ткани. Все смертельные и хронические болезни начинаются с простого несварения желудка.

В Аюрведе сказано, что болезнь — это желание организма избавиться от токсинов. Организм создает критическую ситуацию, в результате чего поднимается температура, и тогда болезнетворные микробы сжигают аму. Если человек не предпринимает никаких попыток, чтобы избавится от амы, то организму приходится самому принимать меры.

Лечение болезни в Аюрведе проходит в 4 этапа:

  • Первая — установление причины болезни.
  • Вторая — избавление от избыточной доши, которая стала причиной болезни.
  • Третья — уравновешивание дош и разжигание огня пищеварения, который поможет сжечь избытки амы и токсических веществ.
  • Четвертая — восстановление поврежденного в организме.

Современная медицина устраняет только симптомы болезни, не устраняя причину. Это не дает организму избавиться от дальнейшего накопления амы. В итоге, ама проникает еще глубже. Симптоматическое лечение приводит к тому, что болезнь, даже, несмотря на то, что симптомы могут быть устранены, переходит в более тяжелую стадию.

Доши, сочетающиеся с амой, называются «сама» («са» означает «с» и в сочетании с «ама» становится «сама» в санскрите). Вата может проявляться в виде яда в толстой кишке и распространяться в тонкую кишку,блокируя пищеварительный потенциал, «агни», и приводя к развитию амы. Капха также может блокировать агни и привести к возникновению амы, накапливаясь в желудке в виде слизи и проникая затем в тонкий кишечник. Питта скапливается в виде желчи  в тонком кишечнике; при этом, несмотря на то, что она вляется горячей, она, тем не менее, может блокировать агни в силу своей жидкой консистенции и маслянистого характера; следствием также является возникновение амы. Подобные состояния называются соответственно «сама вата», «сама капха» и «сама питта».

Агни и ама по своим характеристикам противоположны.

Ама — холодная, мокрая, тяжелая, затуманенная, с дурным запахом и нечистая.

Агни — горячая, сухая, легкая, прозрачная, благоухающая (ароматическая) и чистая. Чтобы лечить аму, необходимо усилить агни.

Психологически ама возникает за счет негативных эмоций. Негативные эмоции подавляют ментальную агни, или ясность сознания. В результате физическая агни также снижается.

Симптомами амы являются снижение вкуса и аппетита, плохое пищеварение, обложенный язык, неприятный запах изо рта, снижение физической силы, ощущение тяжести, замедленности, а также закупорка каналов и сосудов. Другими симптомами являются накопление шлаков, дурно пахнущее тело, а также дурно пахнущая моча и каловые массы, глубокий, тяжелый или притупленный пульс, снижение внимания, утрата ясности сознания, депрессивное состояние, раздражительность и закупорка других дошей.

Ама является первопричиной большинства простудных состояний, лихорадки и гриппов, а также хронических заболеваний, характерных для слабой иммунной системы — они охватывают диапазон от аллергий и сенной лихорадки до астмы, артрита и раковых заболеваний.

Во всех ситуациях, где имеются подобные признаки амы, лечение в первую очередь должно быть направлено на ее устранение. Лечить две доши простым и непосредственным образом, если им сопутствует ама, невозможно. Следует помнить, что проведение тонизирующей и омолаживающей терапии возможно только после того, как из организма удалена ама.

Ама снижается травами, которые обладают горьким или острым, едким вкусом.

  • Горький вкус, состоящий из воздуха и эфира, помогает отделить аму, которой присуще качество тяжести, из тканей и органов, в которых она находится. Этот вкус катализирует и тем самым ослабляет лихорадку, к которой приводит присутствие амы в тканях организма. Этот вкус стимулирует метаболические процессы, благодаря которым чужеродный материал подвергается распаду. Подобно сухому льду, он помогает разрушить аму.
  • Острый, едкий вкус, состоящий из огня и воздуха, сжигает и искореняет аму. Он обладает теми же свойствами, что и агни, и, усиливая агни, он переваривает аму. Обычно в начале используют горький вкус с тем, чтобы приостановить развитие амы, в последующем прибегают в острому, едкому вкусу для оживления метаболизма с тем, чтобы ама израсходовалась и не могла восстановиться. Горький вкус сам по себе может быть недостаточен для того,  чтобы полностью разрушить аму, или должным образом восстановить агни.

Ама усиливается веществами, которые имеют сладкий, соленый или кислый вкус.

  • Сладкий вкус, подобно аме, является холодным, тяжелым и мокрым.
  • Соленый вкус также тяжелый и мокрый. Соленый и кислый вкусы, посредством присущим им качествам жара и влажности, могут усилить лихорадку и токсический жар крови, который обычно сопутствует аме.

Терпкий (вяжущий) вкус оказывает смешанный эффект на аму. Его связывающий элемент в своем действии на ткани и отделяемое может способствовать удержанию амы в организме. В то же время он может использоваться для лечения мембран, поврежденных инфекционными состояниями, обусловленными амой. Поэтому этот вкус следует использовать как добавление к горькой и острой терапиям.

Поскольку главной характеристикой амы является тяжесть, то ее лечат, главным образом, травами и диетой, природа которых является легкость. Часто полезно рекомендовать голодание до тех пор, пока не очистится язык и не вернется аппетит. Ама, как первичный фактор заболевания, определяет ценность и широкое использование таких видов терапии, как голод, использование диет, лишенных слизевого компонента, и детоксикации, к которым прибегают при лечении многих заболеваний. Эти виды лечения могут оказаться полезными также в том случае, если конституция пациента не выяснена.

Поскольку свойства доши смешанны с таковыми амы, то травы, которые могут ослабить дошу, могут оказаться неэффективными в состоянии «сама». И, наоборот, травы, которые в обычных условиях усугубляют ту или другую дошу, могут ослабить ее, если пациент находится в состоянии «сама». Таким образом, мы должны не только выделить дошу, но также и определить, является ли она связанной с ама, или свободной от нее (состояния «сама» или «нирама», («нир» означает «без»).

  • Вата, которая в нормальных условиях является легкой и сухой, будучи смешанной с амой, становится тяжелой и сырой.
  • Питта, которая имеет характеристики жара и влажности, становится холоднее и более влажной.
  • Капха делается более тяжелой и, в нормальных условиях отличаясь замедленностью в движении, под действием амы может вообще затормозиться и стать неподвижной. Мутность, вязкость и плотность, которые присущи аме, изменяют характеристики дош.


Вата, сама: запоры, дурной запах изо рта и такой же плохой запах экскрементов, обложенный язык, боли в области живота и его вздутие (что усиливается под действием пальпации, массажа и при использовании масла), скопление газа в тонком кишечнике и боли спазматического характера, плохой апеетит, ощущение тяжести, слабость, медленный пульс, который агравируется облачной погодой.

Лечение: главным образом, острые, едкие травы, стимулирующие и оказывающие ветрогенное действие, параллельно с применением лаксативных или слабительных средств для удаления токсинов.

Вата, нирама: симптомы: отсутствие запора, отсутствие дурного запаха, боли несильные (уменьшающиеся при пальпировании), язык не обложен, слизистая рта пересохшая, вязкий привкус во рту, тело (пациента) легкое, иссушенное, с более выраженной изможденностью, большая степень оскуднения тканей, чувство усталости — в меньшей степени.

Лечение: тонизирующая терапия и омоложение посредством преимущественно сладких и острых, едких трав с тем, чтобы физически укрепить организм.

Питта, сама: показания: утрата аппетита, пониженная потребность в воде, обложенный язык, желтого оттенка, моча, каловые массы и слизистая с желтой или зеленоватой окраской, чувство тяжести в области желудка, рвота желсью и густой массой, неприятный запах изо рта, горький или кислый привкус во рту, ощущение умеренного жжения, кожные воспаления, замедленное и неясное сознание, причем эти симптомы усиливаются при охлаждении.

Лечение: преимущественно — травы с горьким или едким вкусом, горькие тонизирующие и стимулирующие средства для того, чтобы удалить токсины.

Питта, нирама: показания: избыточный аппкетит и потребность в жидкости, красный имли воспаленный язык без налета, моча и каловые массы без примесей, красноватые или темного оттенка, сильное ощущение жжения, горячие приливы, головокружения, восприятие адекватно.

Лечение: охлаждающая и тонизирующая терапия, преимущественно посредством трав со сладким и горьким вкусом.

Капха, сама: показания: наличие мутной, липкой или густой, плохо отходящей слизи, которая обволакивает горло, покрывает язык; союна тянется в виде нитей; кислый или соленый привкус во рту, застой крови, ощущение дискомфорта и сжатия в грудной клетке, затруденное дыхание, слизь в каловых массах и в моче, сниженный аппетит, ощущение тяжести, тупая боль, общее недомогание, чувство усталости.

Лечение: преимущественно — травы с едким или горьким вкусом, в целях стимуляции и устранения застоя крови с тем, чтобы удалить токсины и удалить слизь и жир из организма.

Капха, нирама: симптомы: наличие слизи водянистого, жидкого характера, иногда пенящейся, которая легко отходит; сладкий привкус во рту, нормальный аппетит, язык не обложен, слизи в экскрементах и моче не наблюдается, болевых ощущений нет.

Лечение — преимущественно — едкие и сладкие травы, отхаркивающие, с тем, чтобы устранить избыток слизи и капху.

Обычный подход в Аюрведе заключается в том, чтобы изменить состояние сама той или иной доши в состояние нирама. После того, как удалось избавиться от амы, оказывается возможным действовать непосредственно на соответствующую дошу, устраняя ее избыточное проявление и усиливая те качества, которые при данной доше находятся в дефиците.

Пять этапов снижения амы 

Нидан Париварджанан – сокращение причин появления амы. Ниже перечисляются десять факторов, приводящих к формированию амы:

  • Переедание.
  • Приём пищи до того, как переварилась предыдущая еда.
  • Главный прием пищи приходится не на обеденное время; обильная еда в вечернее время.
  • Ледяные напитки и еда.
  • Несвежая, содержащая искусственные добавки, не органическая пища. Старые, испорченные, расфасованные продукты.
  • Приём пищи без полного внимания на еде (во время просмотра телевизора, чтение за едой и т.п.). Еда в спешке.
  • Еда в состоянии эмоциональной подавленности, в расстроенных чувствах.
  • Нарушение порядка приёма пищи: самые тяжёлые блюда употребляются не первыми, т.е. не тогда, когда агни (пищеварительный огонь) наиболее силен.
  • Нерегулярность в занятиях Трансцендентальной Медитацией.
  • Невыполнение лёгких, приятных упражнений (такие упражнения рекомендуется делать либо ежедневно, либо несколько раз в неделю).

Ама Пачан – переваривание амы посредством употребления веществ, способствующих пищеварению. Это могут быть такие простые вещи как питьё горячей воды маленькими глотками, применение определенных специй и растительных препаратов.

Лекхан – очищение пищеварительного тракта. Лекхан означает «соскребать, чистить». Опять-таки, это могут быть такие простые вещи как напитки (например, горячая вода с лимоном по утрам), применение определённых специй (например, имбиря и чёрного перца) или определенных растительных препаратов. Но это зависит от пракрити пациента, так как определённые специи могут быть излишне согревающими. При наличии сомнений проконсультируйтесь у специалиста по Аюрведе Махариши.

Агни Дипан – разжигание пищеварительного огня при помощи лёгкой диеты. При этом режим питания может быть очень строгим: вначале – жидкая пища, постепенный переход к полужидкой пище, затем – к более густым супам, и постепенно, с течением времени – к более твёрдой пище. Любой человек всегда может устроить себе «день жидкой пищи» 1 раз в неделю, особенно при избыточном весе или преобладании Капхи. Полезным является использование в питании определенных специй и приём травяных препаратов во время еды и в течение дня. Это определяется в зависимости от агни ипракрити пациента.

Шодхан – выведение амы. Это можно сделать с помощью определенных аюрведических травяных препаратов или, для более интенсивного избавления от амы, посредством Панчакармы. Панчакарма – это особая очистительная программа, проводящаяся под наблюдением аюрведического врача.

Возможность комментирования заблокирована.

РАССКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА О НАС ДРУЗЬЯМ!

 

ЧАВАНПРАШ

АЮРВЕДА ИЗ ИНДИИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ ПО МИНИМАЛЬНЫМ ЦЕНАМ! БОЛЬШОЙ АССОРТИМЕНТ В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ

© Все материалы сайта охраняются законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке активная ссылка на источник Аюрведа https://www.evaveda.com обязательна!