Теджас
Теджас — тончайшая субстанция, жар и сияние. Теджас подобен доше питте и является энергией агни — огня и пищеварения, но в своей тонкой ментальной форме представляет средство, трансформирующее(переваривающее) эмоции и идеи. Теджас — это основной и очень тонкий огонь, который управляет обменом веществ через ферментную систему. Агни — центральный огонь в теле, способствующий пищеварению, перевариванию и усвоению пищи.
- Прана – это жизненная энергия.
- Теджас – жизненный огонь (не путать с Агни, Теджас – более тонкая субстанция).
- Оджас – жизненная сила.
Это тонкие эквиваленты соответственно Вата-, Питта– и Капха-дош. Доши являются более грубыми производными этих тонких двойников. Если есть проблема с Праной, то будет проблема с Вата-дошей, и наоборот. Так же происходит и с другими парами. Как Вата в треугольнике дош, Прана управляет Теджасом и Оджасом.
Без достаточного теджаса мы утрачиваем ясность мышления и становимся нерешительными и вялыми. Поскольку прана – это воздух, существует опасность дисбаланса, который может разорвать основы равновесия тела и ума. Следовательно, при повышении праны требуется осторожность. Оджас – самая безопасная сила из всех трех. Но для пробуждения нашей духовности одной этой скрытой энергии недостаточно.
Оджас – это тонкая духовная сущность воды. Теджас – это тонкая сущность огня. Прана – тонкая сущность ветра. Можно провести аналогию с китайским даосизмом, таким образом, прана – это изначальная Ци, оджас – это инь, а теджас – это ян, чтобы было всем понятно. Если у человека много оджаса, много капхи, он слишком спокойный и медлительный. Если много теджаса, огня, питты, то он излишне янский: активный, взбудораженный. Если недостаток праны, то наблюдается недостаток изначальной энергии, Ци.
Прана, теджас и оджас поддерживают друг друга. Высокий уровень праны помогает поддерживать оджас и препятствует его сползанию по каналу апана-вайю. Это достигается с помощью пранаямы, которая сохраняет прану в позвоночнике.
Оджас связан с соблюдением брахмачарьи и контролем сексуальной энергии, контролем над двумя чакрами – муладхара-чакрой и свадхистана-чакрой. Оджас формируется шукрой – тонкой формой семени: если семенная жидкость в теле сберегается, то она на тонком духовном уровне становится оджасом. Оджас можно уподобить внутренней жидкости, которая циркулирует по всему телу и его питает. Чистые чакры свадхистана, муладхара, чистые каналы нижней части тела, правильное питание балансируют оджас, насыщают его жизненной силой, обеспечивая его восстановление, омоложение. Считается, что наилучший сон для накопления оджаса – с двадцати двух до четырех утра.
Теджас также совмещается с восходящим потоком праны, удана-вайю, и поднимается вместе с ней. Достаточный запас оджаса естественно поддерживает теджас и прану.
Теджас можно уподобить теплу, которое циркулирует по телу, внутренний огонь, который возникает в результате пранаямы или тапаса (самодисциплины). Если у человека много теджаса, то он достаточно холодоустойчив, мало мерзнет.
Запас оджаса посылает резервную энергию туда, где ее не хватает. Теджас насыщает энергией оджас и уравновешивает прану. Необходимо развивать прану, теджас и оджас совместно. Оджас лучше всего развивается с помощью диетического подхода, так как ему требуется материальная поддержка. Прану можно развить в основном пранаямой. Теджас требует мантры и медитации.
Чтобы развить теджас, следует хорошо заниматься визуализацией, чтением мантр. Увеличению праны способствуют все практики управления ветром, пранаямы, медитация на центр галактики, все тонкие практики, связанные с кожным дыханием, накоплением праны от деревьев, звезд, планет. Оджас в основном связан с хорошим сном, хорошим питанием, сохранением сексуальной энергии, очищением двух нижних чакр, апана-вайю.
Прану, теджас и оджас можно повысить одновременно в течение нескольких практик. Например, можно сочетать пранаяму для праны и мантру для теджаса с диетой, увеличивающей оджас. Или совершать пассивную медитацию для читта-праны, а также исследование и аналитические практики для буддхи-теджаса с культивированием веры и преданности для манас-оджаса. Такова основа для большинства йогических практик, в частности, таких как Раджа-йога или интегральные йогические пути.
Считается, что практика присутствия, отпускания себя, расслабления и утверждения в естественном состоянии естественно гармонизируют прану, оджас и теджас, и ее накапливают. Хотя пройдет немало времени, пока вы научитесь это делать по-настоящему.
Теджас необходим для питания и трансформации каждой дхату . Любая дхату имеет свой собственный теджас или дхату-агни . Это является основой для функционирования тонких тканей.
Когда теджас отягощен, он сжигает оджас, уменьшая иммунитет, чрезмерно стимулируя деятельность праны . Увеличенная пранасоздает дегенеративные нарушения в дхату . Недостаток теджаса приводит к повышенному созданию нездоровых тканей, способствует росту опухолей и препятствует течению пранической энергии.
Неправильная диета, вредные привычки, злоупотребление наркотиками — всё это будет причиной дисбаланса в теджас . Горячие, острые и проникающие вещества увеличивают теджас .
Также, как для здоровья важно обеспечить баланс тридоша , дхату и трёх мала (отходов тела), также важно для долголетия, чтобы прана, оджас и теджас оставались в равновесии.
Для создания такого равновесия процесс омолаживания организма, которому учит Аюрведа, наиболее эффективен.
Омоложение должно происходить на физическом, ментальном и духовном уровнях. Перед тем, как начать программу физического омоложения, тело должно быть очищено. Запыленная одежда не имеет истинного цвета, в который она окрашена, также и тело не пригодно для омоложения до тех пор, пока оно не очищено изнутри.
Восстанавливающая трава принимается внутрь, проходит через желудок, тонкую и толстую кишки до того, как войти в систему кровообращения. Все эти физиологические пути должны быть очищены, чтобы трава достигла глубоких тканей тела, где начинается процесс омолаживания.
Очищение тела осуществляется совершением пяти процедурпанчакарма : терапевтической рвотой, приемом слабительного, медицинской клизмой, очищением носа травами и очищением крови.
Рвота очищает желудок, который является местом капха ; слабительные очищают тонкую кишку — место питта ; лечебная клизма очищает толстую кишку, место вата ; травное лечение носа очищает ум и сознание.
Для очищения крови необходимо кровопускание, это настолько очистит кровь, что плазма крови сможет перенести восстанавливающие питательные ингредиенты трав в глубокие ткани.
Ментальное омоложение приводит к спокойствию ума. Спокойный, размышляющий ум также может помочь поддержать долголетие. Поэтому человек должен учиться наблюдать свою умственную деятельность, мышление, эмоции, оставаясь в стороне от переживаний.
Чтобы способствовать ментальному миру, человек, по рекомендациям Аюрведы, должен изолироваться от мира и избегать общества и мирских связей. Однако для большинства людей такой подход неприемлем. Поэтому Аюрведа рекомендует второй метод ментального восстановления, при котором личность учится быть в миру, но не от мира.
При этом подходе, человек наблюдает свои привязанности, чтобы определить, какие из них создают стресс. Без привязанностей и стрессов жизнь человека становится самой счастливой, самой здоровой и самой умиротворенной. Такая жизнь создает естественное долголетие.
Целибат и духовная дисциплина, наряду с йогической практикой, также способствуют восстановлению организма. Эти вещи приводят к духовному постижению и оздоравливающим переменам на жизненном пути, что способствует долголетию.