1
ПУЛЬСОВАЯ ДИАГНОСТИКА БЕСПЛАТНО! АЮРВЕДИЧЕСКИЙ И ТАЙСКИЙ МАССАЖ В КАЗАНИ. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИЕТА. ПУЛЬСОВАЯ ДИАГНОСТИКА БЕСПЛАТНО! ЗАПИСЬ ПО ТЕЛ. +7-9272-46-76-32

+7-927-246-76-32 без выходных

Аштанга-хридая-самхита

Шримад Вагбхата

Перевод Ю.В. Сорокиной

Раздел 5. Калпа стхана

Глава 6. Дравьякалпа (природа медицинских рецептов)

   Теперь мы изложим главу дравья калпа – природа медицинских рецептов,– так сказал Атрея и остальные мудрецы.

   1-2. Идеальные лекарственные вещества (травы) для приготовления лекарств – те, что выросли в пустынной местности, в регионах с умеренным климатом, на ровных местах, выросшие в хорошей почве, чистые, выросшие вдали от мест захоронений, у буддийских монастырей (или близ большого дерева), у дорог, в ущельях, близ муравейников, в мягкой глине, поблизости от источника воды, который расположен справа, в местности, покрытой травой куша и рохиша, на невспаханной земле и не в тени больших деревьев.

   Идеальны для приготовления лекарств те травы, что наделены хорошим цветом, вкусом и другими свойствами, те травы, что не потревожены насекомыми, не опалены лесным пожаром, не осквернены никаким другим способом и не подвержены никаким патологиям. Благоприятны травы, которые в должное время года были насыщены всеми бхута(пятью основными элементами), тенью, солнечным светом, водой и т.п., широко разросшиеся, с корнями, устремленными в северном направлении.

   5-7 . (Мудрому врачу следует собирать все эти травы, произнося следующий гимн: “Вы, благотворные травы, своею мощью и великолепием умерьте страдания Махендры, Рамы, Кришны, брахманов и коров и даруйте им благополучие”).

   Затем, совершив благоприятные обряды, исполнив свои ум и сердце преданностью, будучи чистым (одеждой, разумом и т.п.), воздержавшись (предыдущим вечером) от принятия пищи, врачу следует, в надлежащий сезон, собрать наполненные соком (свежие, в зеленом состоянии) травы, растущие в благоприятных местах. Если это невозможно, следует собирать такие травы, возраст которых не превышает года, за исключением гуда (пальмового сахара), гхрита (гхи), кшаудра(мёда), дханья (кустумбуру), кришна (пиппали) и виданга. Коровье молоко, навоз и мочу следует собирать только от молодой и здоровой коровы; ткани (кровь, мышцы, жир и т.п.), перья, копыта, рога и т.п. следует собирать только у тех животных и птиц, которые молоды и полны сил.

   8. За исключением соли, источником кашайя (рецепта) являются (лекарственные вещества) пяти вкусов. Раса (свежий сок), калка (паста), шрита (лекарственный отвар), шита(холодный раствор), пханта (горячий раствор) – таковы пять разновидностей кашайя (рецептов, лекарственных составов), каждый из которых в превосходящем порядке сильнее предыдущего.

   9-10. Сок, извлеченный из свежего (зеленого) растения, хорошо протертый и отжатый через ткань, называется свараса(свежим или натуральным соком). Калка (паста) это вещество, приготовленное с какой-либо жидкостью, чурна (порошок) – вещество, приготавливаемое без какой-либо жидкости, шрита(или куатха) – это лекарственный отвар (прокипяченный с какой-либо жидкостью), шита (холодный раствор) – вещество, вымоченное или настоянное в какой-либо жидкости в течение ночи (и затем процеженное), пханта (горячий раствор) – это лекарственное средство, растворенное в какой-либо теплой жидкости, размешанное, процеженное сквозь ткань и использованное сразу же после приготовления.

   11-12. Дозу этих (составов или лекарственных форм) определяют в соответствии со (свойственной) болезни силой и т.п. По словам муни (Чараки): “Ни для отдельного средства, ни для состава не существует определенной или устойчивой дозы; они зависят от болезни, природы пищеварительного тракта пациента, его силы и возраста, от (характера) местности и времени года (сезона)”.

   13-14. Средней предписанной дозой свараса (свежего сока) считают количество в четыре пала; средней дозой песья (пасты) считается один карша, вымоченный в трех пала жидкости.Куатха готовят в одном пала лекарственного средства, кипятят в половине прастха жидкости и доводят отвар до четверти первоначального объема; шита готовят с одним палалекарственного средства, вымоченного в шести пала жидкости. Следующий из них (пханта) готовят с одним палалекарственного средства и четырьмя пала жидкости.

   15. Если для снеха пака (рецепта лекарственного гхи или растительного масла) особо не упомянуто количество (каждого компонента), количество составляющих его калка (пасты), снеха(гхи, растительного масла и т.д.) и драва (жидкостей – отваров) должно последовательно увеличиваться в четыре раза по отношению к предыдущему.

   Комментарий: В рецептуре гхи или растительного масла количество калка (пасты), снеха (жира) и драва (отвара) должно соответственно составлять одну, четыре и восемь частей.

   16. Шаунака говорит: если при приготовлении лекарственного жира необходимо использовать чистую воду, отвар или свежий сок и пасту из лекарственных средств, их количество должно составлять соответственно одну, четыре, шесть и восемь частей.

   Комментарий: Количество пасты должно составлять одну часть, чистой воды должно быть четыре части, количество отвара должно составлять шесть частей, и свежий сок должен составлять восемь частей .

   Если (при приготовлении лекарственного жира) нужно использовать более пяти жидкостей, их количество должно быть равным количеству жира.

   17-18. Правильно приготовленная паста не должна прилипать к пальцам. Правильно приготовленный жир, при выливании на огонь, не издает никакого треска и придает огню хороший цвет и т.п. При проявлении таких признаков его (лекарственный жир) следует быстро удалить (из очага). (В стадии надлежащего приготовления) пузыри в лекарственном гхи исчезают; в случае приготовления лекарственного растительного масла пузыри начинают появляться.

   Комментарий: Описанные выше способы проверки фаз приготовления лекарственных жиров можно объяснить следующим образом. Небольшое количество пасты из лекарственных средств извлекают из кипящей жидкости и скатывают между большим и указательным пальцами; если она не прилипает к пальцам, она приготовлена правильно. Когда лекарственный жир выливают на огонь, он ярко горит, не издавая никакого шума. Когда на кипящемгхи пузыри исчезают, а на кипящем растительном масле появляются в большом количестве, они считаются правильно приготовленными, и их следует удалить с очага.

   Признаки правильного приготовления леха (конфитюра, джема) таковы: он принимает нитевидную форму, тонет в воде и становится либо подвижным, либо неподвижным.

   Комментарий: Нитевидная форма и свойство тонуть в воде – это признаки всех конфитюров; некоторые конфитюры сохраняют свойство быть подвижными (тянуться подобно гелю), а некоторые теряют эту способность (становясь твердыми).

   19-21. Пака (обработка или приготовление) бывает трех родов или степеней: манда (слабое, мягкое), чиккана (приготовленное вполовину силы, среднее) и кхарачиккана (очень сильное). Приманда вещество по своим (признакам) подобно пасте; причиккана оно становится похожим на мадана (пчелиный воск); при кхарачиккана оно становится тусклым, черным и не принимает нитевидной формы. После этих трех стадий приготовления наступает дагдха (чрезмерное приготовление, пережигание, обугливание); использование такого вещества не приведет к желаемой цели. Если лекарственный жир приготовлен неправильно, он приводит к ослаблению пищеварительного огня. Мридупака (слабую обработку) следует использовать для введения лекарства через нос, кхара пака(сильную обработку) – для умащения или массажа тела, ачиккана пака (умеренное приготовление) – для питья и терапии методом клизмы.

   22. Шана, панитала, мушти, кудава, прастха, адхака, дрона иваха – эти меры превосходят каждую предшествующую в четыре раза, в последовательном порядке.

   Влажные лекарственные средства (травы в свежем, зеленом состоянии) следует класть в состав во вдвое большем количестве, чем в сухом состоянии. Это же относится и к жидкостям, начиная с кудава и т.п. (их следует использовать во вдвое большем количестве, чем это упомянуто в рецепте).

   23-24. Если в рецепте лекарственного жира особо не указана используемая жидкость, для вымачивания и смешивания лекарственных средств следует использовать воду. Там, где особо не указывается количество составляющих лекарство ингредиентов, их следует класть в равном количестве. В тех рецептах, где особо не упоминается форма лекарственного средства, это средство следует готовить в виде пасты. Там, где особо не упоминается часть используемого растения, следует использовать корни; подобным же образом поступают в тех случаях, когда необходимо использовать не слишком распространенное лекарственное средство (используют только корни трав).

   25-28. Шесть вамси составляют один маричи, шесть маричисоставляют один саршапа, восемь саршапа составляют одинтандуладва (тандула) составляют один дханьямаша или ява; четыре (дханьямаша) составляют один андика, машака илишана.

   Два шана составляют один ватака, кола, бадара илидранкшана; два ватака составляют один акша, пичу, панитала, суварна, кавала, граха, карша, бадала падака, тиндука, паниманика, шукти, аштамика или пичу, – все эти слова используют для обозначения одного и того же. Два пичусоставляют один шукти, пала, пракунча, билва, мушти, амраили чатуртхика; два пала составляют один прасрата; дваанджали составляют один маникаадхакабхаджанакамса, дрона, кумбха, гхата или армана; сто пала составляют одинтула; двадцать (тула) составляют один бхара.

   29. Травы обычно собирают в горах Химават и Виндхья. Те, что собраны в первом месте (горах Химават) являются саумья(холодными, охлаждающими, слабыми по воздействию) и благотворными для здоровья, в то время как травы, собранные в другом месте (горах Виндхья), являются агнейя (горячими, огненными и сильными по воздействию).

Так заканчивается глава, называемая дравья калпа, шестая глава Калпасиддхистханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Вайдьяпати Симхагупты.

Так заканчивается Калпасиддхистхана – пятый раздел Аштангахридайи

Аюрведа ⇒

Не является лекарственным средством и не заменяет традиционного медицинского лечения. Перед применением проконсультируйтесь с аюрведическим врачом для индивидуального назначения. Все материалы сайта имеют информационный характер. Рекомендуется консультация специалиста.

Дизайн упаковки может отличаться от представленного на сайте.

ЗАПИСАТЬСЯ

ПРЕПАРАТЫ МАССАЖИ ЙОГА КОНТАКТЫ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЧИТАТЬ ОТЗЫВЫ ВИДЕО СТОИМОСТЬ И ДОСТАВКА АКЦИИ И СКИДКИ

     Copyright © 2000-2024 Пранава Шамбари. Все права защищены. Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на источник www.evaveda.com    Политика конфиденциальности     Частые вопросы

Яндекс.Метрика