Дравьягуна в Аюрведе
Слово ‘Дравьягуна’ означает науку, изучающую свойства и действия лекарств. Это аналог современной фармакологии. Сначала было бы необходимо понять основы Аюрведы в целом, прежде чем можно будет усвоить концепции Дравьягуны.
Панчабхуты (Акаша, Вайю, Агни, Джала и Притхиви) рассматриваются как физико-химическая основа материальных объектов. Когда развивалась жизнь, из этих пяти три выдвинулись для контроля и регуляции биологических функций. Эти три (Вата, Питта, Капха) известны как тридхату (тридоша в патологическом состоянии), обладающие специфическими функциями Викшепы (движения). Адана (усвоение) и Висарга (рост) соответственно.
В первую очередь на основе этого фундаментального фона были разработаны следующие концепции для объяснения действия препарата.
- Дравья (Вещество-лекарство и диета).
- Гуна (Свойство).
- Раса (Вкус).
- Випака (Окончательное преображение).
- Вирья (Потенция).
- Прабхава (Специфическая потенция).
- Карма (Действие).
Дравья
‘Дравья’ контексте фармакологии Дравьягуна, означает лекарство. Это основа свойств и действий. Лекарство широко и всесторонне изучалось в древние времена. В Ригведе мы находим ‘Ошадхисукту’ (Гимны о травах), посвященную природе и классификации лекарств. Карака классифицирует лекарства с различных точек зрения, например, по источнику, влиянию на доши, составу, свойствам, действию и так далее. Замечательная статья в «Чарака-Самхите» — это описание пятидесяти групп лекарств в соответствии с их основным действием. Аналогичная классификация содержится в «Сушрута-Самхите», где тридцать семь групп лекарств определены в соответствии с их действием и терапевтическим применением. В связи с этим устанавливаются два общих положения
Нет вещества, которое нельзя было бы использовать в качестве лекарственного средства.
Все лекарства состоят из пяти бхут.
Гуны
Гуна (качество или свойство) определяется как то, что присуще веществу и не является неотъемлемой причиной (его следствия). Гуны насчитывают сорок одну. Дравьягуна подразделяет их на четыре группы — соматические, психические, физические и прикладные.
Они более подробно изложены следующим образом:
Соматических препаратов, также известных как гурвади, насчитывается двадцать, которые могут быть расположены парами один напротив другого, например-
- Гуру – тяжелый. 2. Лагху – легкий. 3. Шита – холодный.
- Ушна – горячий. 5. Снигдха – елейный. 6. Рукша – грубый.
- Манда – тусклый. 8. Тикшна – Острый. 9. Шлакшна – гладкий.
- Хара – текучий. 11. Сандра – твердый. 12. Драва – жидкий.
- Мриду – мягкий. 14. Катина – твердый. 15. Стхира – стабильный.
- Сара – нестабильная. 17. Сукшма – минутный, точный. 18. Стхула – общий, грубый. 19. Вишада — не слизистый. 20. Пичхила – слизистый.
Психические качества – их всего шесть, таких как ичча (желание), двеша (отвращение), сукха (удовольствие), духкха (боль), праятна (воля) и буддхи (определяющий интеллект).
Физические или материальные качества – их пять по количеству, таких как шабда (звук), спарша (прикосновение), рупа (зрение), раса (вкус) и гандха (обоняние). Это специфические объекты (артха или вишайя) пяти органов чувств.
Прикладные или парадигмальные гуны:
- Паратва — полезность. 2. Апаратва — нездоровость. 3. Юкти — рациональное и эффективное сочетание множества факторов. 4. Санкхья – точная иаркировка, проверка, 5. Самйога — не вечная комбинация двух или более факторов. 6. Вибхага — это вийога (разъединение), вибхакти (удаление) и бхагашо грэм (разделение). 7. Притхактва — это обособленность или различие с точки зрения места, времени, класса и индивидуумов. 8. Паримана — — это оценка с точки зрения измерения или веса. 9. Самскара — это обработка для уточнения. 10. Абхьяса — это постоянное использование или практика.
Раса
Является объектом восприятия органа вкуса и находится в дравье.
Раса проявляется путем перестановки и сочетания бхут в дравье и, как таковая, зависит от него. С другой стороны, по расе можно сделать вывод о конкретном составе бхаутики в дравье в целом. Таким образом, хотя и субъективно, это надежное средство для того же самого. Чарака говорит, что ап и приатхиви являются материальной причиной расы в ее происхождении, в то время как остальные три бхуты служат инструментальной причиной в их вариациях. Комментаторы, основываясь на двойном ‘ча’, интерпретируют, что ап и Притхиви также действуют как различные агенты, а остальные три бхуты также имеют происхождение.
Раса воспринимается через нипату (контакт с органом вкусовых ощущений).
Таким образом, раса известна из восприятия, а также из выводов на основе ее характеристик, таких как влияние на слюноотделение и так далее.
Рас всего шесть – мадхура (сладкая), амла (кислая), лавана (соленая), кату (острая), тикта (горькая) и кашайя (вяжущая).
Мадхура, Амала и Лавана раса
Мадхура-Раса успокаивает вату и питту и увеличивает капху, повышает силу и способствует выделению, с другой стороны, чрезмерное употребление вызывает такие расстройства, как прамеха и так далее Хотя его неиспользование может вызвать нарушения из-за обострения ваты и питты.
Как говорилось выше, мадхура-раса оказывает влияние на дошу, дхату и малу. Следует тщательно изучить влияние дравий и гун на дошу, дхату и малу.
Амла усиливает капху и питту и успокаивает вату, уменьшает количество семени, обладает ветрогонным, аппетитным и пищеварительным действием. При чрезмерном употреблении он вызывает амлапитту (кислотный гастрит) и другие заболевания. А отказ от приема может вызвать агнимандью (уменьшение пищеварительного огня) и т.д.
Эффекты Дипана-пачаны обусловлены ее действием на агни. Вот почему из-за неиспользования она приводит к потере аппетита и так далее.
Лавана-Раса усиливает капху и питту, одновременно успокаивая вату, разрушает сперму, обладает ветрогонным, аппетитным, пищеварительным и увлажняющим действием. При чрезмерном употреблении соль портит кровь, вызывает отеки и другие нарушения. При неиспользовании происходит потеря аппетита и так далее. А также расстройства ватики. «Вишьянди» (увлажнение) — специфическая особенность соли.
Кату, Тикта и Кашая раса
Кату Раса увеличивает вату и питту, одновременно уменьшая капху, разрушает сперму, задерживает дыхание, стул и мочу и стимулирует пищеварительный огонь. При чрезмерном употреблении он вызывает нарушения, вызванные вата и питта, а при полном неиспользовании возникают нарушения, вызванные капха. Из-за обострения вата вызывает запор и закупорку мочи. Благодаря огненной природе он стимулирует пищеварительный огонь.
Тикта успокаивает капху и питту, одновременно увеличивает вату, абсорбирует и очищает каналы. При избыточном употреблении возникают расстройства ватики и при отсутствии капхаджи возникают расстройства питтаджи и рактаджи. Из-за преобладания вайю в своей природе он впитывает влагу, а также расу и далее, наделяя дхату шероховатостью.
Кашая успокаивает капху и питту, одновременно увеличивая вату, а также сдерживает пищеварительный огонь. При чрезмерном употреблении он вызывает расстройства ватики и так далее. При неиспользовании возникают расстройства капхаджи и питтаджи и потеря дхату. Эффект Стамбханы (проверки) кашайи специфичен из-за его природы шиты и паритивы и из-за этого приводит к потере аппетита. Вот почему его назначают при диарее, а не при граханироге, где требуются закуски.
Випака
«Випака» — это термин, обозначающий конечное трансформированное состояние лекарств после переваривания (послевкусие). В большинстве случаев расы проходят как таковые, и их природа не меняется. Но в определенных случаях происходит изменение с последующей другой випакой, которая определяет будущий курс и действие препарата. Например, Шунти (сухой имбирь) имеет острый вкус (кату), но трансформируется в мадхура випаку, что определяет его действие на этой основе.
Он бывает трех видов по вкусу и влиянию на доши – мадхура (сладкий), амла (кислый) и кату (острый) и двух видов по свойствам — гуру (тяжелый) и лагху (легкий).
Чарака описал три типа випаки в соответствии с расой, возникающей при завершении пищеварения, и влиянием на три доши, Сушрута раскритиковал эту точку зрения и заявил, что из-за того, что существует только две группы из пяти бхут — гуру и лагху, — может быть только две випака- гуру и лагху. Когда преобладают Притхиви и джала, это гуру, а в трех других бхутах — лагху. Гуру — это мадхура, а лагху — это кату, включая амла-випаку. Таким образом, взгляды Чараки и Сушруты, внешне противоречивые, могут быть синтезированы.
Мадхура випака увеличивает капху и сперму и способствует выделению. Амла випака увеличивает питту, уменьшает количество спермы и обладает ветрогонным действием. Кату випака увеличивает вату, уменьшает количество спермы и вызывает запоры.
Мадхура, амла и кату
Согласно мнению Чараки, действия трех типов випаки были названы, поскольку випака выводится из действий, и, таким образом, знание действия необходимо для определения типа випаки. Здесь описаны действия трех типов випаки на дошу, дхату и малу. Мадхура, амла и кату увеличивают капху, питту и вату соответственно. Мадхура способствует выделению спермы, в то время как две другие уменьшают ее.
Кату випака препятствуют выведению фекалий и мочи, в то время как две другие способствуют этому. Знание о випаке, связанное с увеличением количества дош, очевидно, как и знание о сперме. Если какой-либо препарат обладает ветрогонным действием, випакой может быть либо мадхура, либо амла, которые можно дополнительно дифференцировать по их действию на сперму. Если он способствует выработке спермы, то это мадхура, иначе амла. Точно так же, если какой-либо препарат уменьшает количество спермы, о его випаке можно судить по его действию на малу, если он ветрогонный, это будет амла, иначе кату.
Випака является главной, поскольку от нее зависит судьба (или дальнейший курс) вещества.
Проглоченные вещества оказывают хорошее или плохое воздействие в соответствии с випакой. Только после окончательной трансформации вещества оказывают соответственно полезное или нездоровое воздействие на организм.
Вирья
Вирья — это шакти (сила или потенция), которая является средством действия (вещества).
Шакти (сила или потенция) — это природа вирьи, а средства действия — ее цель. Вот почему чарака сказал– Вирья — это то, с помощью чего лекарство действует как инструмент. Он снова логически установил причинно-следственную связь между вирьей и кармой на основе закона согласия в присутствии (анвайя) и отсутствии (вьятирека), сказав, что никто не может действовать без вирьи и все действия вызваны вирьей.
Сушрута также говорит, что вирья является главной, поскольку от этого зависит действие лекарства. Таким образом, лекарство является активным агентом, вирья — инструментом и умиротворяющим действием доши и так далее. Следовательно, определение вирьи может быть сформулировано как ‘качество вещества, которое играет важную роль в действии, вызываемом дравьей’, как указано Вопадевой в его комментарии Пракаши к Сиддхамантре (из Кешавы).
На обычной практике он в основном представлен активной фракцией лекарственного средства, которая представляет собой концентрированную эссенцию пяти бхут (составляющих) вещество.
Сила заложена в активном лекарственном средстве, там же она сконцентрирована в определенной порции, содержащей эссенцию панчабхуты и известной как активная фракция. Таким образом, активная фракция лекарственного средства является особым субстратом силы, как утверждает Шивадаша в своем комментарии к «Дравьягуне». Вирья — это сила, которая находится в форме концентрированной эссенции пяти бхут.
Прабхава (Особая сила)
Эта специфическая сила основана на специфической природе (составе бхаутики) и оказывает специфическое действие. Из специфической природы, инициируемой определенной комбинацией (бхут), известно, как сказал Вриддха Вагбхата, что прабхава — это Свабхава (природа), превосходящая все. Эта специфическая природа приводит к специфическим действиям, таким как рвота, очищение и т.д.
Например, специфическая натуральная композиция, состоящая из специфической композиции бхаутика с активной фракцией данти, вызывает специфическое действие. Например, очищение, тогда как читрака, лишенная ее, не обладает такой силой. Некоторые разделяющие силы на два типа, основанные на объяснимых и необъяснимых действиях, говорят, что сила, стоящая за объяснимым действием, — вирья. А сила, вызывающая необъяснимое действие, — прабхава. Это неверно, потому что в Священных Писаниях говорится о силе двух типов в зависимости от общности или специфичности. Общая сила известна как вирья, а конкретная — прабхава.
Чарака четко сформулировал это следующим образом: «там, где есть сходство расы, вирьи и випаки, но конкретные различия в действии, это может быть воспринято как вызванное прабхавой. Вагбхата также следует той же линии – ‘Специфическое действие, несмотря на сходство в расе и т.д., вызвано прабхавой’. В этих определениях нет упоминания об объяснимом или необъяснимом. Везде, где есть подобный случай, его можно включить в прабхаву из-за его специфического действия, как было сказано Чаракой в случае ношения драгоценных камней. Здесь слово ‘ачинтья’ использовано в контексте ношения драгоценных камней, а не как часть определения прабхавы.
Карма (действие)
Карма (действие) определяется как то, что является причиной соединения и разъединения, характеризуется движением (или активностью) и находится в дравье.
Это инструментальная причина в соединении и разъединении, они не могут иметь места без кармы. Слово ‘крийя-лакшанам’ означает то, на что указывает движение. Как сказал Чарака: ‘карма — это движение, инициированное сознательной волей’. Далее его можно уточнить следующим образом — реакция живых органов или тканей, вызванная сознательной волей, качеством личности в форме движений, является кармой. Например, данти при приеме внутрь стимулирует движения в живом кишечнике, что приводит к слабительному действию. При рвоте также наблюдаются аналогичные явления. Как и гуна, карма также находится в дравье.
Чарака определяет карму следующим образом– ‘карма — это то, что является причиной соединения и разъединения, находится в дравье и не требует какого-либо другого фактора в качестве своей причины. Карма не требует никакой другой кармы для своего функционирования, поскольку в Вайшешика сутре сказано, что карма не вызвана кармой. Чакрапанидатта объяснил это следующим образом – дравья, хотя и является причиной в соединении и разъединении, при создании требует кармы для своей вышеупомянутой деятельности, тогда как карма при возникновении действует немедленно, не требуя какой-либо другой причины (например, дравьи). На аюрведическом языке карма означает выполнение желаемых действий, таких как панчакарма.
Взаимосвязь основных принципов действия Дравьягуны с механизмом действия препарата
Перед изучением действия препарата необходимо иметь в виду следующие моменты, поскольку они являются базовыми:
Концепция Лока-пуруши-самьи (макрокосм-микрокосмос-континуум)
Свойства веществ и организма схожи, и, как таковые, обычно увеличение или уменьшение количества веществ в организме вызывается веществами.
Внутренняя сила праны человека в сочетании с качествами внешней прамы поддерживает за счет не антагонизма тело, состоящее из пяти бхут.
Внешняя сила праны — диета, агнея, саумья, вайавья, дравья, день, ночь, воздух, звук, осязание, зрение, вкус и обоняние.
На действие препарата влияют следующие принципы
В общем лекарстве, обладающем мадхруа расой, будут мадхура випака и шита вирья. Аналогично, в амла расе будет амла випака, в ушна вирье и катурасе будут кату випака и ушна вирья. Препарат, обладающий лавана расой, будет обладать мадуара випакой и ушна вирья. Но препараты, содержащие тикта и кашая расу, обладают кату випакой и шита вирьей.
Естественно, когда раса и другие имеют равную силу, раса подавляется випакой, как вирьей, так и прабхавой
В случае, если расы неодинаковы по силе, сильнодействующий побеждает более слабого. Это регулируется законом природы, поскольку более сильный побеждает более слабого в случае несовместимого сочетания.
Даже в случае неравенства сил раса выполняет свое собственное действие благодаря присущему им свойству.
Дравьягуна. Заключение
Раса (вкус вещества), гуна (Свойства), Випака (Окончательное преобразование), Вирья (Активный принцип) и Прабхава — это свойства. Они находятся в дравье, который оказывает действие на этой основе. При использовании действия препарата необходимо учитывать все эти факторы, а также, их относительную силу. Также, раса — это основа, которую побеждает Випака, которую снова побеждает вирья, и прабхава стоит выше всего.
Список литературы
- Ачарья Дж.Т., Чарака Самхита из Агнивеши (с комментарием «Аюрведа Дипика» Чакрапанидатты), Чаукхамба Сурбхарати Пракашан, Варанаси, 2000.
- Ачарья Дж.Т. и Ачарья Н.Р. Сушурута Самхита Сушруты (с комментарием Далханы ‘Нибандхасанграха’), Чаукхамба Сурбхарати Пракашан, Варанаси, 2003.
- Шарма С.П. Аштанга Самграха из Вриддха Вагбхаты (с комментарием Сасилекхи Инду), Отделение санскритской серии Чоукханмба, Варанаси, 2006.
- Парадакар Х.С., Астанга хрдаям из Vagbhats, (с комментариями ‘Сарвангасундард» Арунадатты и ‘Аюрведарасаяна’ Хемадри), Чаукхамба Ориенталия, Варанаси, 2005.