Шарирака-упанишада
Яджурведа
Ом! Да защитит Он нас, да наполнит Он нас; Да будем действовать мы с большей силой, да будет наше изучение сильным и плодотворным. Ом! Да будет мир во мне! Да будет мир вокруг меня! Да будут миром силы действующие на меня!
Тело- есть комбинация пяти элементов подобно земле. То, что твердое — земля, то, что жидкое — вода, что есть горячее — огонь, что движется — есть ветер, что есть пористое — пространство.
Органы чувств: слух (уши) — находятся в небе, осязание(кожа) — находится в воздухе(ветер), глаза — в огне, язык — в воде, запах — в земле.
Органы действия — язык, руки, ноги, органы выделения, и гениталии. Их объекты находятся в речи, ловле, ходьбе, радости и голосе. Они происходят от земли и т.д. соответственно.
Ум, интеллект, эгоизм и аханкара — четыре внутренних чувства.
Их действие — воля и сомнение, намерение, привязанность, решение (умозаключение).
Ум — в основании горла, интеллект в лице, эгоизм в сердце, сомнение в пупе.
Кость, кожа, нервы, волосы, плоть — часть земли; моча, мокрота, кровь, сперма — происходят от воды, голод, жажда, лень, заблуждение и половой признак — от огня; обращение, разрывание, движение глаз и т.д. — от воздуха; жажда, гнев, жадность, опасение — от эфира.
Атрибуты земли — звук, прикосновение, форма, вкус и запах; атрибуты воды — звук, прикосновение, форма и вкус; атрибуты огня — звук, прикосновение и форма, атрибуты воздуха — звук и прикосновение; в эфире — только звук.
Отказ от насилия, правдивость, сдержанность, отсутствие гнева, уважение старших, чистота, удовлетворенность и честность, искренность, вера и отсутствие зависти — являются качествами Саттвы.
"Я-делаю", желание действовать, разговор, тщеславиие- качества раджаса.
Сон, лень, заблуждение, воровство и сексуальная необузданность — качества Тамаса.
Человек в саттве находится на высоте, в Раджасе — посередине, в тамасе — внизу. Истинное знание — Саттва, ритуальная деятельность — Раджас, незнание и глупость — Тамас.
Бодрствующее состояние опирается на пять органов чувств, пять органов действия и четыре внутренних чувства. Состояние сновидения зависит только от четырех внутренних, состояние сна без сновидения опирается только на ум, четвертое состояние — опирается только на атман (есть сам атман).
Знающий свою сущность, находится вне объектов и безразличия к ним.
Пять органов чувств и действия с пятью жизненными ветрами, умом и интеллектом существуют для создания лингашарира. Ум, интеллект, аханкара, земля и др — восемь пракрити. Другие шестнадцать преобразовние слуха, кожи, глаз, языка и носа, руки, гениталии, ладони, ноги, орган речи, звук, касание, форма, вкус и запах. Двадцать три — есть Таттвы относящиеся к Пракрити.
Двадцать четвертый — Авьякта, главная Таттва. Это Тот, кто заключает все таттвы — это сам Пуруша.
Ом! Да защитит Он нас, да наполнит Он нас; Да будем действовать мы с большей силой, да будет наше изучение сильным и плодотворным. Ом! Да будет мир во мне! Да будет мир вокруг меня! Да будут миром силы действующие на меня!
Так заканчивается Шарирака упанишада принадлежащая Кришна- Яджур -Веде.