Хома — огненный обряд
Хома — обряд является важной частью религиозной жизни индуcов. На Севере Индии больше распространено слово «хаван», а на Юге – «хома», что означает одно то же. Санскритский корень «hu» имеет следующие значения: «предлагать», «дарить», а также «есть». Другое название хомы – агнихотра. Церемония огненного жертвоприношения совершается в Индии как в храмах, так и дома. Традиция почитания священного огня и использование его в качестве средства жертвоприношения восходит к древнейшим временам. Огонь считается совершенным посредником между жрецом и богами, благодаря которому жертвы доходили до богов. В Ведах бог огня Агни почитается как главный среди богов, и первый стих Риг Веды посвящен Агни: «Я восхваляю Агни, лучшего среди жрецов, Бога, совершающего жертвоприношения».
Огонь можно сравнить с идеальным гонцом, посланником (в связи с чем его называют вахни). То, что бросается в пламя в качестве подношения, является символическим выражением любви поклоняющихся и их обращением к богам; мантры играют роль «адреса», по которому отправляется подношение, а огонь принимает подношения и, сжигая их, возносит в высшие сферы чувства, отношение, намерения и просьбы поклоняющихся – тонкую составляющую жертвы. Так как огонь имеет бесконечное множество языков пламени, считается, что в нем воплощены все боги, и посредством огня можно поклоняться любому девате. Поклонение деватам посредством огня очень эффективно для достижения как материальных целей, так и духовных, поэтому эта практика не прекращается и в наши дни. В том месте, где правильно совершают хому, воцаряется благоприятная атмосфера, дающая благо всему живому, — и людям, и животным, и растениям. Хома, совершаемая в правильном умонастроении, – это очень естественный способ взаимодействия человека с Природой, и Природа откликается с радостью.
Очень часто хому называют другим словам – « ягья » или «яджна». Хотя хома действительно по своей сути является ягьей , и ее можно так называть, но все жеи понятие ягьи несколько шире, чем огненное жертвоприношение. Ягьей может быть любое действие, плоды которого посвящаются божеству. И вовсе не обязательно, что ягья – это огненный ритуал . Ягьей может быть творчество, проповедь, служение людям, благотворительность или уборка храма. Любая деятельность человека, каждое его дыхание и вся жизнь может быть ягьей , — это зависит от внутренних мотивов и степени осознанности.
В древности в жертву приносили животных, а некоторых культах даже людей. В ходе эволюции духовного самоосознания постепенно кровавые жертвоприношения сменились бескровными. В наше время жертвоприношения животных практикуются лишь в немногих местах, где сильны пережитки прошлого. В основном сейчас в качестве подношения в огонь бросают различные зерна, семена, смесь ароматных трав и цветов, и другие благоприятные компоненты, которые доставляют удовольствие богам.
Существует очень много разновидностей хомы. В каждой традиции свои правила и особенности. Хомы, огненные жертвоприношения, практикуются в очень многих традициях, и в каждой из них установлены свои правила проведения хомы. Только в Ведах описано 400 видов огненных жертвоприношений. Помимо этого существуют и неведические традиции, в которых тоже практикуются хомы. Некоторые хомы совершаются систематически круглый год, другие по особым праздникам. Чтобы детально описать вообще все существующие в природе виды хомы, потребуется потратить немало лет на сбор информации; и об этом уже написано много книг. Поэтому мы не будем говорить о хоме «в индуизме» в целом, так как за весь «индуизм» вам не расскажет ни один индолог и ни один индус. Рассмотрим в общих чертах лишь некоторые широко известные в Индии виды хомы. Выделяют два основных типа хомы:
- Нитьякарма – те хомы / ягьи , которые совершаются только квалифицированными брахманами, соблюдая все установленные стандарты. Их выполняют непрерывно или систематически; обычно это храмовые ягьи , связанные с поклонением божествам. Сюда же относятся ягьи , связанные с коронацией царя – ашвамедха ягья и раджасуя ягья .
- Камьякарма – индивидуальные, совершаемые время от времени, для достижения определенных целей или в качестве индивидуальной садханы; к этой категории относятся некоторые простые ягьи , которые могут выполняться не только брахманами, но и любыми садхаками, которые прошли обучение.
В Индии человек еще с самого момента своего зачатия проходит все предписанные самскары – особые ритуалы, — и только после всех необходимых самскар он обретает право совершать хому. Этот подготовительный процесс особым образом настраивает и направляет сознание в нужное русло, и дисциплинирует человека, прежде чем он сможет совершать обряды. Но для тех, кто не проходил все эти самскары, существует очистительный ритуал , который называется пурашчарья, компенсирующий отсутствие самскар. Смысл ритуала пурашчарья заключается в том, чтобы пробудить в человеке живой интерес и спонтанное желание постичь более высшие материи и приблизиться к божеству. Если это настойчивое желание появилось, пурашчарья считается успешно выполненной. Когда у человека, рожденного за пределами Индии и не имеющего надлежащих самскар, спонтанно появляется сильное, устойчивое и искреннее стремление почувствовать присутствие божества и общаться с ним, желание проникнуть в высшие сферы сознания, то само это искреннее намерение считается уже свершенным очистительным ритуалом, пурашчарьей, что делает человека способным научиться правильно совершать ягью . Без этой сильной мотивации, важнейшего внутреннего составляющего процесса ягьи, не следует даже приступать к выполнению ритуала, потому что ритуал не должен выполняться механически.
Чаще всего выполняются более простые ягьи , а более сложные, соответственно, реже. Когда упоминаются такие церемонии, как, например, Наваграха ягья , Лакшми ягья или Ганеша ягья, — это говорит лишь о том, каким божествам посвящена ягья , но при поклонении одним и тем же божествам внутреннее содержание и цели могут быть различным. Если упорядочить по внутреннему содержанию и целям, выделяют такие виды хомы:
- Очистительная хома – самскары, очищение места или человека;
- Камья-да, исполняющая желания – когда имеет место ожидание каких-либо плодов ягьи ; ягья , дающая желаемый результат;
- Мокша-да – ягья , дающая отрешенность, беспристрастность, освобождение от привязанностей;
- Прана пратиштха – инсталляция божеств;
- Утсава, праздничная, фестивальная – ягья , посвященная божествам в честь особого праздника.
Несмотря на большое разнообразие видов хомы, существуют некоторые общие для всех моменты. Например, огонь никогда не должен гаснуть до завершения ритуала , это очень нехороший знак. Поэтому дровами для поддержания огня нужно запастись заранее. Дрова должны быть сухими, чистыми, без большого количества сучков, без насекомых, и без слишком толстой коры. И, разумеется, должны соблюдаться какие-то минимальные стандарты личной чистоты. Хому нужно совершать и участвовать в ней, будучи чистыми и в чистой одежде. В критические дни женщина не может принимать участие в хоме.
Углубление в земле или специальная основа, где горит огонь во время хомы, называется кунда. Когда хому проводят на открытом воздухе, чаще всего для образования кунды используют кирпичи, иногда мрамор и другие камни, хотя вполне можно просто выкопать небольшое углубление в земле. Можно использовать и металлические кунды, которые иногда устраивают так, что в них можно совершать хому в помещении. В ведических ягьях кунда может иметь различную форму: она может быть квадратной, прямоугольной, круглой или треугольной, но в большинстве случаев кунда имеет квадратную форму и правильно ориентирована по сторонам света. Квадрат символизирует саттва гуну и устойчивость. Если кунда треугольная, то в сторону жреца должен быть направлен один угол. Если кунда квадратная, то с той стороны, где сидит жрец, делается треугольная форма, вершиной в сторону жреца. Дрова укладываются либо в форме четырехугольной пирамиды, либо в форме треугольника, либо составляют из них другие сакральные геометрические фигуры.
Жрец, проводящий хому, должен выбрать правильное направление в соответствии с целями ритуала. Север – наиболее духовное направление, а также направление, управляемой Куверой, богом богатств. Восток – наиболее благоприятное направление для обретения счастья, мира, начала новой жизни и земных благ; управляется Адитьей. Запад управляется богом воды Варуной и связан с растратами и потерями, а юг управляется богом смерти Ямой, и южное направление связано с деструктивными силами. Лучшим направлением для проводящего хому является восток. Север тоже подходит. Жрецу следует избегать западного и южного направлений. Для остальных участников ягьи выбор направления менее важен, за исключением особых случаев (например, в случае свадьбы молодожены должны сидеть лицом на восток).
Огонь следует разжигать не напрямую спичками, а от предварительно зажженного источника огня – это может быть масляная лампада или свеча, от которой с помощью лучины или палочки благовоний зажигаются дрова в кунде. Для разжигания огня не следует использовать бумагу; для этих целей можно использовать камфару, помещенную в центре кунды под дровами, сухую траву или тонкие ветки. И вообще ни в коем случае нельзя бросать бумагу, мусор и другие посторонние предметы в жертвенный огонь. Жертвенный огонь рассматривают как уста божества, и в него помещают лишь те компоненты, которыми «кормят» божеств. Рукоятка ложки, которой льют гхи (топленое масло) в огонь, должна быть удлиненной, чтобы не обжигаться.
Перед возжиганием огня совершается ачаман – символическое очищение водой, – а также специальные мудры (жесты руками), смысл которых в том, чтобы пригласить божество прийти и принять подношения. Цветы, используемые в поклонении жертвенному огню, должны иметь запах. В крайнем случае, если цветы без запаха, можно капнуть ароматное эфирное масло на лепестки.
Научиться самостоятельно проводить простую хому не так уж сложно. Произносить мантры с правильной интонацией, выполнять мудры (жесты руками), и многому другому можно научиться только лично, это все нужно видеть и слышать, а также выполнять свои первые хомы под присмотром обучающего. В ходе обучения, чтобы получить некоторый полезный опыт, рекомендуется вначале совершать ягью мысленно, представляя ее в уме. Это антар-ягам – внутренняя ягья . А затем можно выполнять бахир-ягам – внешнюю ягью .
Распространенные хомы
- Аюшья хома. Защитить от плохих влияний, которые появляются в детской жизни сразу после рождения; обеспечивает долголетие.
- Дханавантри хома. Для хорошего здоровья.
- Дурга хома . Убрать негативную энергию.
- Гаятри хома. Помощь с позитивным мышлением и впоследствии достижение хорошей кармы.
- Критья Парихарана. Убрать эффекты черной магии.
- Ганапатхи хома . Пройти препятствия.
- Лакшми Кубера хома . Для здоровья и материального благополучия.
- Мангала Санскарана хома. Отпраздновать хорошие события; достичь мокши.
- Махадеви хома . Для ускорения свадьбы и для брачного благополучия среди уже поженившихся.
- Наваграха хома . Успокоить девять планет и ограничить злое влияние на чей-то гороскоп.
- Пуньяхавачана хома . Для присвоения имени ребенку.
- Сударшана хома . Для успеха в своем деле
- Васту хома . Для улучшения домашней обстановки.
- Видья хома. Помощь в учебе.
- Вишва Шантхи хома. Для всеобщего мира и гармонии, а также гармонии между собой и бытием.
- Вираджа хома. Очистительная церемония, как часть особых ритуалов, в которых человек принимает обет и становится санньяси.