Аюрведа — Восток и Запад
Esam bhutanam prthivi rasha, prthivya apo raso-pam osadhayo rasa, osadhinam puruso rasah.
«Сущностью всех существ является Земля. Сущностью Земли является Вода. Сущностью Воды являются растения. Сущностью растений является человек».
Чхандогъя Упанишада 1.1.2.
И на Востоке, и на Западе травы всегда были основными лекарственными средствами в традиционных и холистических системах лечения. На Востоке, особенно в Индии и Китае, было развито весьма обширное и сложное искусство применения трав, которое совершенствовалось в течение тысячелетий. Аюрведа включает в себя это искусство, которое можно считать древнейшим и наиболее развитым учением о травах. Сегодня это учение нуждается не в совершенствовании, а в освоении и адаптации.
Встречается точка зрения, что индийская система лечения травами не может представлять для нас практического интереса или не подходит нам, поскольку она основана на религиозных воззрениях, а ее травы — в основном тропические растения, которые у нас недоступны или в условиях нашего климата неадекватны. Но в действительности сегодня многими ощущается необходимость включения духовного, психологического аспекта в медицинскую практику, поскольку известно, что за нарушением эмоционального равновесия обычно следуют физические заболевания. И здесь мы можем обнаружить, что в нашем обществе, для которого характерно нарушение этого равновесия, духовное использование трав согласно индийской традиции может оказаться очень эффективным и что аюрведическую науку о травах никак нельзя назвать устаревшей, на самом деле она необходима сегодня более, чем когда-либо.
Хотя некоторые из основных аюрведических трав действительно не имеют аналогов в западной фитотерапии, все же многие широко используемые западные травы, такие как аир, барбарис и мирика, столь же широко используются в Индии, и Аюрведа может дать много ценной информации о них. Что касается специфических аюрведических трав, таких как ашвагандха и харитаки (букв. — «крадущая болезнь», входит в состав эликсира Чаванпраш ), то они также могут быть включены в западную практику лечения травами, подобно тому как это произошло с китайскими женьшенем и тан квеем и подобно тому как брама, которая изначально пришла к нам из Индии, в настоящее время очень популярна на Западе. Многие аюрведические травы являются распространенными специями, например имбирь, кориандр, куркума, пажитник. Из этих и других широко используемых на Западе трав и специй легко приготовить аюрведические препараты, дающие впечатляющие фармакологические результаты.
Аюрведа означает «наука жизни». Она не ограничивается индийской медициной и не должна рассматриваться как сугубо индийская. Это наука о жизни, объемлющая все аспекты существования и связывающая воедино жизнь человека и жизнь Вселенной. И как таковая Аюрведа открыта для всех проявлений жизни и включает в себя все методы, которые приводят нас к более глубокой гармонии.
Аюрведу не следует относить ни к Востоку, ни к Западу, ни к древности, ни к современности. Она едина со всей жизнью, это знание, которое принадлежит всем живым существам. Это не искусственная система, а скорее источник, из которого можно свободно черпать знания, которые легко могут быть приспособлены к специфическим нуждам конкретной окружающей среды.
Аюрведа не только дает нам свои лекарственные травы, но также предлагает путь к пониманию других трав. Аюрведа приветствует устранение всех барьеров, разделяющих человеческие существа. На пороге новой эры человечество должно объединить все свои знания о лечении болезней.