Основы Аюрведы

Основы Аюрведы

               Основы Аюрведы

Аюрведа – одна из древнейших медицинских систем,  которая оказала большое влияние на развитие медицины всего мира.

Согласно древней индийской легенде, бог врачевания и исцеления Дханвантари вышел из моря, неся на руках драгоценную чашу с напитком бессмертия — амритой. Дханвантари ("движущийся по излучине") — считается мифическим автором "Аюрведы", системы древнеиндийской медицины. В переводе с санскрита Аюрведа означает "чистое знание". Знания, содержащиеся в Аюрведе, чрезвычайно сложны, особенно для европейцев, которые незнакомы с тонкостями восточных эзотерических знаний.
Гуру Махариши, несколько упростил, систематизировал и обобщил знания по медицине и создал более понятную для нас европейцев систему — Махариши Аюрведу. Аюрведческая медицина многокомпонентна и исходит из концепции единого поля и целостности организма, а также из строго индивидуализированного подхода к каждому тину организма. Медицина Аюрведы предусматривает строго индивидуализированное комплексное лечебное назначение, в которое входят лечебное питание, распорядок дня, физических упражнений, питье поды, лечение лекарственными растениями, минералами, металлами, цветом и светом, иглоукалыванием, словом, Предлагаемые вам мудры мы рассматриваем, как своеобразную помощь и подарок далекой и прекрасной Индии для оздоровления нашего народа.

Аюрведа учит, что болезнь есть разбалансирование различных энергий в теле человека. Аюрведа помогает восстановить равновесие между этими энергиями и таким образом поддерживать здоровье.

Чтобы понять принцип действия Аюрведы, необходимо определить виды энергии в конституции каждого человека.

Аюрведа в переводе с санскрита означает «наука о жизни». Точнее, это комплексная наука о здоровой жизни, о факторах, способствующих здоровью и о факторах, здоровью препятствующих.

Слово «Аюрведа» в буквальном переводе означает «наука жизни». Это исконная индийская система врачевания, корни которой уходят в глубокую древность. Ее основателями были те же великие провидцы и мудрецы, которые создали самобытные системы йоги и медитации. Аюрведа возникла как часть ведического знания — всеобъемлющей духовной науки, созданной для того, чтобы дать людям всестороннее представление о Вселенной, живущей в соответствии с единым законом. Ведическое знание включает в себя йогу, медитацию и астрологию; Аюрведа является ее ответвлением, в центре внимания которого находится физическое тело. Опираясь на ведическое знание во всей его глубине и широте, она разрабатывает и применяет принципы траволечения, диетологии, хирургии и физиотерапии с учетом психического и духовного аспектов.

Аюрведа — это благословенный дар целительства, полученный нами от просветленной ведической культуры. Астрономические данные, содержащиеся в ведических текстах, свидетельствуют о том, что ведическая система, в которую Аюрведа входит как составная часть, утвердилась в Индии еще до 4000 года до н. э., когда Солнце в момент весеннего равноденствия находилось в созвездии Ориона или Близнецов. Не так давно археологи обнаружили на морском дне у побережья индийского штата Гуджарат древний город Двараку, в котором жил Кришна и который, как гласит его жизнеописание, ушел под воду. Время жизни Кришны относится к последнему периоду ведической эпохи, а научные исследования позволяют датировать археологические находки в Двараке приблизительно 1500 годом до н. э. Таким образом, уже несколько тысяч лет назад Аюрведа считалась в Индии древней системой и занимала господствующее положение.

За свою длительную историю Аюрведа прошла несколько этапов развития. Вместе с ведической культурой она распространилась на восток до самой Индонезии, а на запад — до Греции, где под ее влиянием развилась подобная ей медицинская система. Позже Аюрведу широко использовали буддисты, которые внесли в нее много дополнений. Вместе с этой религией она проникла в другие страны, составив основу традиций врачевания в Тибете, Шри-Ланке, Бирме и оказав влияние на китайскую медицину. Многие из великих буддийских мудрецов (в частности, Нагарджуна — вторая по значению фигура после Будды в традиции Махаяны) были одновременно врачевателями, следовавшими в своей практике принципам Аюрведы, и авторами комментариев к классическим аюрведическим текстам. Таким образом, Аюрведа — это традиция, которую можно плодотворно использовать в условиях самых разных культур, эпох и климатических зон.

Сегодня Аюрведа, находящаяся на очередной стадии своего развития, адаптируется к условиям современного западного мира. Вкладом в этот процесс является и данная книга, в которой автор стремится показать применение фундаментальных и универсальных принципов Аюрведы к нашей жизни.

В процессе создания глобальной медицины, которой предстоит объединить лучшие достижения медицинских традиций всех стран, Аюрведе принадлежит важная роль. Сейчас формируется новая всемирная натуропатическая система, основу которой составляют западная медицина прошлого и традиционные системы врачевания народов мира, пересматриваемые с позиций современной науки. Среди этих систем Аюрведа, пожалуй, в наибольшей степени способна стать отправной точкой для такого синтеза.

Согласно легендам, аюрведа пришла к нам от Ариев, живших несколько десятков тысяч лет назад в Северном полушарии Земли. Цивилизация Ариев обладала высочайшей культурой, огромными знаниями и потрясающими способностями. Так, по преданиям, Ариям не нужна была письменность, поскольку их мозг был способен безошибочно запоминать огромные объемы информации. Эта цивилизация летала в космос и осваивала океансеие глубины. А знания Ариев о человеке в целом и их медицинские познания в частности поражают современных исследователей. 

Существует множество версий того, из-за чего арийская цивилизация исчезла. Те же предания говорят, что сначала была большая война, а затем наступил ледниковый период. Арии вынуждены были мигрировать на Юг по Уральскому хребту. В процессе миграции способности этих людей постепенно утрачивались, знания терялись — цивилизация деградировала. Мозг постепенно терял возможность к сохранению информации. Возникла потребность в записи знаний предков. Так на свет явились Веды — первые письменные источники на Земле.

Аюрведа является частью Ведического Знания. Следует иметь ввиду, что помимо индийских Ведических источников, по-сути единственно известных сегодня, существуют и другие. Так, например, некоторые ученые говорят и о Русских Ведах, сохраненных в Сибири. Поэтому неправомерно полагать, что Аюрведа — это национальная индийская или восточная медицинская система. Аюрведа — это медицина, принадлежащая всему человечеству. Хотя справедливо то, что именно в Индии Аюрведа сохранилась в наиболее чистом виде и именно индийские врачи несут это знание всему остальному человечеству. Из Аюрведы вышли все остальные медицинские школы Земли. Среди них Китайская и Тибетская медицина сегодня более других направлений ещё близки к Аюрведе. Однако, авторитетные специалисты утверждают, что изложение аюрведических знаний в китайской интерпретации слишком примитивно.

Точно так же, как все известные мировые религии были даны не одному какому-нибудь народу, а всему человечеству, так и Аюрведа была принесена Дханвантари, таким же посланником Бога, какими были Иисус и Магомет, Будда и Заратуштра. Дханвантари принес это знание для всех людей, для каждого человека, вне зависимости от того, какой у него цвет кожи и где он живет.

Санскрит очень многогранный язык, и один и тот же термин имеет в нем очень много значений. Слово «аю» означает не только жизнь, но и «естество». Вот в этом-то и состоит принципиальная разница. Аюрведа — это наука о естественной жизни человека. Она говорит о естественных законах природы, о которых всегда знали древние вайдьи. Всё, что говорят о человеке ведические источники, сводится к тому, что человек — это клеточка вселенной. Это значит, что он живет по естественным законам и его не нужно направлять или заставлять, его не нужно поощрять или наказывать — всем этим руководит естественный закон бытия. У Аюрведы нет никакой националистической или узко религиозной основы. Она была дана не для какой-то нации, не для какой-то религии и не для какого-то определенного времени. Она была дана на века как дар всему человечеству.

В Аюрведе слово диагноз имеет совсем другое значение. Сог­ласно представлению врачей, придерживающихся принципов Аюрведы , диагноз означает знание и понимание пациента, а не болезни. Когда известна подлинная природа пациента — тогда и только тогда может быть понята также и болезнь и проведено ее лечение на самом фундаментальном уровне.

Согласно аюрведической философии, каждый человек — это клеточка нашего мироздания, клеточка, связанная не только с «живыми» объектами нашей вселенной, но абсолютно со всеми прочими космическими телами (звездами, планетами,…и т.д. Мы не случайно взяли в кавычки слово Живыми, так как согласно Ведийской философии, все объекты вокруг нас являются не менее, а зачастую и более, живыми, чем мы с Вами). Поэтому всё, что происходит вокруг, обязательно отражается на человеке, и всё, что происходит внутри человека, — отражается на окружающем мире. Следовательно, говорили аюрведические вайдьи, надо повышать своё чувство ответственности за всё, что исходит от нас, и учиться различать добро и зло, чтобы не подпадать под плохое влияние. Каждый человек имеет свою уникальную программу развития, у каждого человека есть определенная дхарма, долг перед своим государством, родом, планетой, на которой он живет, перед Богом, наконец.

Каждый человек в своей жизни должен постоянно учиться, проходить всевозможные испытания, выполнять определенные уроки. И когда он, наконец, постигает свою природу, то начинает постоянно отдавать всю свою энергию, все свои силы на служение общему благу. Но истинная отдача идет только через сердце. Это закон обмена энергий.

Врачи аюрведы не просто декларировали это — они собственным примером, примером всей своей жизни показывали, что человек может жить, не болея и не старея, очень долго и счастливо. Изучая строение человеческого тела, они нашли так называемые энерго-информационные центры, или чакры, и определили, что каждая чакра характеризуется своей определенной частотой, которая соответствует энерго-информационным характеристикам различных планет и иных космических объектов. На Земле это проявляется в соответствии ритмов растительного, животного и минерального царств. Они знали этот закон соответствия и учитывали его во всех сферах жизни. Только по закону соответствия они использовали травы, составы и другие препараты для исцеления болезней в самой начальной их стадии. Но, самое главное, они показали: корень всех болезней лежит в том, что у человека закрыто сердце.

Врачи аюрведы утверждали, что человек должен жить с открытым сердцем, потому что это его естественное состояние. Если сердце открыто, то он живет гармонично, в соответствии со своей природой. Если же сердце закрывается, прекращается энерго-информационный обмен человека со Вселенной и активизируются различные пороки: гордыня, зависть, жадность, злоба, ненависть. Они не только разрушают его тело, порождая многочисленные болезни, но оказывают разлагающее влияние на всё общество в целом. Тот, кто приходил к Врачам аюрведы и спрашивал: «Что мне делать, почему я болею?», — слышал непривычные для нас ответы: «Ты болеешь, потому что ты слишком жаден». Или: «Ты завистлив. Избавься от этого, и твои болезни пройдут».

В Аюрведе слово диагноз имеет совсем другое значение, чем в современной западной медицине. Сог­ласно представлению врачей, придерживающихся принципов Аюрведы, диагноз означает знание и понимание пациента, а не болезни. Когда известна подлинная природа пациента — тогда и только тогда может быть понята также и болезнь и проведено ее лечение на самом фундаментальном уровне.

С точки зрения аюрведы, высшая фор­ма заботы о здоровье: не просто вылечить болезнь пациента, но помочь человеку жить таким образом, чтобы болезнь никогда не выходил на первом месте.

Поэтому аюрведический подход к обеспечению здоровья на­чинается с простого вопроса: кто вы есть? Это означает не прос­то: «Какое у вас сердце?» или «Чем вы больны?». Это означает: каковы ваши физические, эмоциональные и духовные особен­ности? Каким образом энергия и информация Вселенной входят в вашу плоть и кровь, в ваши надежды и мечты? Как это влияет на вашу работу, ваши взаимоотношения с людьми, характер употребляемой вами пищи, вашу реакцию на стрессы и даже на время вечернего отхода ко сну и подъема утром? Что делает вас не таким, как другие люди, и что у вас с ними общего? В чем ваши врожденные сильные и слабые стороны? Согласно Аюрведе , от­веты на все эти вопросы мохут быть выражены через вашу индивидуальную конституцию, вашу уникальную связь между разу­мом и телом.

Если в сердце человека есть любовь, ему нечего бояться. Любовь способна сжечь все негативное в нашем теле. Вот почему истинное знание всегда шло от людей, которых считали святыми, от тех людей, которые не создавали никаких религий или партий, а стремились научить людей Любви.

Сейчас мы утратили Закон Любви. Поэтому самая главная наша задача — вернуться к соблюдению Закона Любви, подняться на уровень сознания Любви. Именно это — главная задача Аюрведы на нынешнем этапе, а всё остальное: диагностика, лечебные препараты, способы их применения и питание — второстепенно. Мы призываем вас, каждого человека, жить с открытым сердцем. Любите друг друга! Любовь никогда не предполагает привязанности. Любовь — это принятие того, что есть. Любовь поможет вам победить страх. Если вы победите страх, то невозможное станет для вас возможным. Ибо у вас есть всё, чтобы быть счастливыми. Открытое сердце — это основа бесстрашия, а Любовь — это самая лучшая ваша защита. Счастье не зависит от здоровья, красоты, богатства, известности или власти. Счастье зависит только от Любви!  

Счастье не зависит от того, кто вы и что вы имеете; оно зависит исключительно от того, что вы думаете.

Современная западная медицина практически полностью потеряла видение человека как целостной духовно-материальной системы и утратила свою связь с источником — Аюрведой. Главное, с чем нам трудно примириться в современном подходе — это превращение человека в «пациента» — пассивного наблюдателя, пунктуально исполняющего предписания «дипломированных» эскулапов и не несущего никакой ответственности за собственное здоровье. Между тем, главная мысль Аюрведы «Здоровье — в твоих руках и твоих мыслях!»

С точки зрения Аюрведы признаком здоровья не является просто отсутствие болезней.

О наличии болезни говорит перевозбуждение одной или нескольких дош и нарушение их равновесия. Лечение – это восстановление баланса дош.

Для целей оздоровления или лечения Аюрведа использует натуральные лекарства растительного или минерального происхождения, диеты, которые по действительности приравниваются к лекарствам, а также уникальные, существующие только в аюрведе, процедуры или комплексы процедур.

Лекарственные препараты или лечебные процедуры подбираются индивидуально, в зависимости от типа конституции (принцип Трех Дош) и дисбаланса дош, вызвавшего заболевание. Лечение осуществляется за счет восстановления равновесия организма в целом, выведение токсинов из клеток и тканей и, таким образом, искореняет причины болезни. В то же время, лекарства укрепляют и исцеляют поврежденные органы и системы.

В аюрведической практике используются исключительно природные, естественные средства: гхи (топленое масло животного происхождения), более 3000 лекарственных растений, специи, минералы, металлы, благодаря чему эти лекарства не имеют вредных побочных эффектов.

В основе многих эффективных аюрведических процедур лежит так называемое ‘промасливание’ организма – внутреннее и наружное. Насыщение организма лекарственными маслами позволяет иммобилизовать жирорастворимые яды и шлаки, скопившиеся в биологических мембранах и жировых депо, а затем естественным образом вывести их.

Одной из важнейших аюрведических методик является ПАНЧАКАРМА – пятиступенчатая система детоксикации организма.

Аюрведа очень эффективна в лечении разнообразных хронических заболеваний, некоторые из которых консервативная медицина считает сложно излечимыми или неизлечимыми. В тех случаях, когда болезнь зашла слишком далеко, Аюрведа позволяет замедлить разрушительные процессы, улучшить общее состояние и качество жизни пациента (например, на третичной стадии рака, после химиотерапии и операции).

Многочисленные исследования, проводимые в Индии, а также богатый опыт многих поколений аюрведических врачей показывают, что аюрведические методы лечения обеспечивают выдающиеся результаты в таких областях как:

  • сердечно-сосудистые заболевания (ишемические болезни сердца, артериальная гипертензия и.т.д.);
  • заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, энтериты, колиты и т. д.);
  • психосоматические заболевания, стрессы, депрессии, неврозы, синдром хронической усталости, бессонница и др.;
  • болезни обмена веществ и эндокринной системы (диабет, ожирение, болезни щитовидной железы и т. д);
  • бесплодие и сексуальные расстройства у лиц обоих полов;
  • кожные болезни (псориаз, дерматит, экзема и т. д.);
  • аллергии различной природы (кожные, респираторные, поллиноз и т. д.);
  • болезни опорно-двигательного аппарата (ревматоидный артрит, остеохондроз, артрозы и др.);
  • органов дыхания (астма, хронический бронхит и т. д.);
  • гинекологические заболевания (нарушения цикла, дисфункциональные маточные кровотечения, аменоррея, миома матки, эндометриоз, воспаление придатков, мастопатия);
  • детские заболевания;
  • реабилитации после неврологических заболеваний, например, инсульта.

и многое другое, включая так называемые неизлечимые болезни и «болезни века»!

Аюрведическая система уникальна и ценна во многих отношениях. Подчеркнем лишь некоторые аспекты.

Целостный подход

Аюрведа рассматривает человека как единое целое, включая физическое, ментальное, социальное, эмоциональное и духовное измерения. Аюрведа не поддерживает механистический расчленяющий подход аллопатической медицины.

Панчакарма – знаменитая система глубокого очищения организма

Не имеющая аналогов система выведения токсинов из всех тканей организма, воздействуя на клеточном уровне и восстанавливая природный баланс в теле, искореняет причинные факторы соматических (телесных) и психосоматических болезней. Новейшие исследования подтверждают способность этой пятиступенчатой системы освобождать организм от токсических веществ.

Натуральная медицина

Аюрведа развилась на основе внутреннего инстинкта человека решать проблемы со здоровьем с помощью природной среды, предназначенной для этого. В Аюрведе 90 процентов лекарств растительного происхождения, а остальные – животного и минерального происхождения. Поскольку лекарства натуральные, они не оказывают вредных побочных эффектов. Одним из самых известных является чаванпрашэликсир молодости и красоты, часто используемый в качестве базового средства для лечения различных заболеваний. Не менее известен в настоящее время аюрведический массаж, используемый в комплексной терапии коррекции и очищении организма. Абъянга, Басти, Широдхара и др.

Образ жизни в согласии с природной конституцией человека

Аюрведа разработала инструменты определения конституции человеческого тела, такие как Вата, Пита и Капха, и склада ума, основанного на Сатве, Раджасе и Тамасе. Здоровый образ жизни предписывается согласно индивидуальной конституции человека.

Пять основных элементов, Пракрити (конституция человека), тридоша

Основные пять элементов – эфир, воздух, огонь, вода и земля проявляются в человеческом теле как три фундаментальных принципа, или признака, известных как тридоша. Из эфира и воздуха проявляется телесный воздух, называемый вата. Огонь вместе с водой проявляются в теле как принцип огня, именуемый питта. Земля с водой проявлены как вода тела, известная как капха.

Итак, питта это огонь и вода, капха – вода и земля, вата – воздух и эфир.

Эти три элемента — вата, питта, капха — ответственны за все биологические, психологические и физиопатологические функции тела, ума и сознания. Они действуют и как основная составляющая часть тела, и как защитный барьер, создавая нормальный психологический фон. Когда эти элементы разбалансированы, то возникают болезненные процессы.

Каждый из нас рождается с единственным в своем роде соотношением между этими дошами , и это определяет, кем мы являемся физи­чески, интеллектуально и эмоционально. Ваш тип тела раскрыва­ет вашу биохимическую индивидуальность, вашу уникальную природу. Согласно типам тела предписываются диеты, физичес­кие упражнения и образ жизни, который больше всего подходит данному человеку и лучше всего поддерживает равновесие в его умственно-телесной системе.

Эфир: основное качество — это объем, пространство, в котором все находится. То есть,что бы что-то физически существовало, в этом месте обязательно должен бытьпервоэлемент эфир. Когда в каком-то месте по каким-то причинам эфира становится меньше, то часть физических предметов из этого места исчезает.Каждый из пяти первоэлементов содержится в каждом человеке, так как человек состоит из дош, а доши состоят из первоэлементов. Поэтому, применительно к человеку, если элемента эфира становится меньше, то человек даже может потерять часть своего тела. Например, ему может оторвать руку в аварии. Наличие достаточного количества эфира — лучшая гарантия физической безопасности человека.

Огонь: основное качество — превращение одних веществ в другие с выделением энергии. В человеческом теле огонь отвечает за процесс пищеварения.

Воздух: основное качество — движение. В организме отвечает за энергию и движение. То, что называют понятиями «прана» или «жизненная энергия»

Вода: основное качество — связь элементов. Отвечает за согласованную работу органов между собой и с внешними факторами (адаптация)

Земля: основное качество — твердость, физическая сила. В организме отвечает за все твердые вещества — твердую основу.

Пары совместимых первоэлементов образуют Доши:
Вата доша — это Воздух + Эфир
Питта доша — это огонь и вода
Капха доша — это земля и вода

Конституция человека — это его процентный «состав» Дош. В конституцию каждого человека входят все три доши. Не может быть, чтобы одна или, тем более, две из них отсутствовали полностью. Та доша, которая представлена в наибольшем процентном отношении определяет Тип Конституции человека.

Если, например, в человеке существенно преобладает Вата-доша (моноконституция), то о нем говорят, что он — Вата. Это значит, что в нем в большей степени присутствуют первоэлементы эфира и воздуха. Такой человек будет очень резкий, быстрый, порывистый, ветреный (свойства воздуха). Но, в то же время, у него может быть слабое пищеварения (недостаток огня), и он, как правило, будет худым, с тонкой костью (недостаток земли).

Бывает, что две доши у человека выражены значительно, а третья — очень мало. В этом случае говорят, что он имеет двойную конституцию. Например, если у человека выражены Вата-доша и Питта-доша, то он принадлежит либо к типу Вата-Питта, либо к типу Питта-Вата, в зависимости от того, какая доша из двух все же выражена сильнее. Такой человек будет обладать как качествами Ваты (быстрота, высокая скорость мышления и физических движений, ветреность), так и качествами Питы (хорошее пищеварение, умение принять решение и нести ответственность за него, лидерство).

Гораздо реже встречаются люди, у которых значительно выражены все три доши. О таких людях говорят, что они «трехдошные», или имеют «тройную конституцию». Это самые гармоничные люди, так все качества личности и физические качества у них выражены одинаково хорошо.

Тридоша отвечает за естественные потребности и за индивидуальные склонности к пище, ее вкусу, температуре и т.д. Тридоша ответственна за творение, поддержание и распад тканей тела, за удаление продуктов распада из тела, а также за психические проявления, включая эмоции страха, гнева и алчности, за высший уровень человеческих эмоций – понимание, сочувствие и любовь. Таким образом, тридоша – основа психосоматического существования человека.

Основная конституция каждой индивидуальности определяется при зачатии. Во время оплодотворения мужская субстанция, сперматозоид, соединяется с женским элементом – яйцеклеткой. В момент этого соединения определяется строение индивидуума путем комбинаций телесного воздуха, огня и воды, которые проявлены в телах родителей.

Обычно, существуют семь типов конституции тела:

1) вата
2) питта
3) капха
4) вата-питта
5) питта-капха
6) вата-капха и
7) питта-капха.

Среди этих семи основных типов есть множество вариантов, которые зависят от количественного содержания элементов вата-питта-капха в конституции тела.

Конституция на санскрите называется пракрити. Этот термин означает – «природа», «сотворенное» или «первоначально созданное». Первично выраженные пять элементов в теле являются его конституцией. Основная конституция индивидуума остается неизменной в течение всей жизни, как генетически определенная. Комбинация элементов, присутствующих при рождении, остается постоянной. Однако комбинации элементов, которые управляют длительными физиопатологическими изменениями в теле, варьируются в зависимости от изменений внешней среды.

Аюрведа способствует врожденному процессу самоисцеления

Исцеление является врожденной способностью каждого живого существа. Принципы Аюрведического лечения сформированы таким образом, чтобы развивать внутреннюю способность человека исцелять себя.

Единство в многообразии

Аюрведа высоко ценит философский принцип «единство в многообразии». Целостный подход проявляется в лечении болезней на ментальном уровне, в то время как в лекарственной терапии, т.е. в изготовлении и назначении лекарств, используется аналитический подход.

Аюрведа как система, дополняющая обычную медицину

Как и любая система, Аюрведа имеет свои сильные и слабые стороны. Соответственно, ее можно успешно сочетать с другими медицинскими системами, чтобы в полной мере использовать ее силу.

Аюрведа как альтернатива

Опыт различных стран подтверждает, что Аюрведа может быть замечательной альтернативой консервативной медицине этих стран. Аюрведические методики успешно заменяют многие агрессивные и небезопасные методы обычной медицины, такие как прием антибиотиков, гормонов, цитостатиков и других синтетических препаратов.

Аюрведа очень эффективна в лечении разнообразных хронических заболеваний, некоторые из которых консервативная медицина считает сложно излечимыми или неизлечимыми. Следует подчеркнуть, что многие аюрведические методы являются одновременно лечебными, профилактическими и омолаживающими.

Аюрведа и йога

Аюрведа, так же как и йога, зародилась в древней Индии. Они имеют не только общий язык, но и общие цели — улучшение физического и духовного самочувствия человека. Несмотря на то, что Аюрведа занимается, преимущественно, лечением, а йога – главным образом, духовными аспектами человеческого существования, они ведут свое происхождение из единого традиционного источника. Аюрведа позволяет поддерживать тело и сознание в состоянии благополучия и равновесия, обеспечивая тем самым необходимые условия для духовного развития. Пути йоги и Аюрведы настолько переплетены, что трудно пройти по одному из этих путей, не приобретя при этом знаний о втором.

Основы Аюрведы

Комментарии запрещены.

РАССКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА О НАС ДРУЗЬЯМ!

 

ЛЕЧЕНИЕ И ПАНЧАКАРМА В ИНДИИ

 

ЧАВАНПРАШ

АЮРВЕДА ИЗ ИНДИИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ ПО МИНИМАЛЬНЫМ ЦЕНАМ! БОЛЬШОЙ АССОРТИМЕНТ В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ

© Все материалы сайта охраняются законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке активная ссылка на источник Аюрведа https://www.evaveda.com обязательна!