Саттваваджая чикитса
Саттваваджая Чикитса — одно из трёх важных видов лечения, направленное на восстановление нормальной умственной деятельности и создание равновесия в уме. Доктор Чарака объяснил Тривидхе Чикицу, что существует тройное лечение (см. «Чарака Сутра Стхана», глава 11, стих 54). «Саттваваджая Чикитса» и содержащиеся в ней принципы в основном направлены на лечение медицинских расстройств. «Саттваваджая» буквально означает «победа над разумом». Здесь врач принимает различные меры для уравновешивания расстроенного разума.
Два других метода лечения включают в себя Даива-вьяпашрая-чикитсу, то есть божественную или религиозную терапию, и Юкти-вьяпашрая-чикитсу, то есть логичное применение лекарств и методов лечения.
Саттваваджайя применяется либо отдельно, либо в сочетании с одним или двумя другими методами лечения, то есть с Дайвой Юктивьяпашрая и Юкти Вьяпашрая Чикитса. Даже в качестве самостоятельного метода лечения Саттваваджайя Чикитса является лучшим подходом к комплексным физическим расстройствам или психосоматическим заболеваниям, особенно при лёгких и умеренных заболеваниях, при которых применяется разум. При хронических расстройствах он является частью лечения, но также нуждается в поддержке других методов лечения.
Современный подход к эффективному лечению различных заболеваний включает психотерапию и когнитивно-поведенческую терапию, то есть когнитивно-поведенческую психотерапию, а также длительные сеансы консультирования, которые можно рассматривать как часть «Саттваваджая Чикитсы».
Саттваваджая Чикитса относится к современному термину «психотерапия» (транс-терапия). Направлена на восстановление нормальной умственной деятельности и создание равновесия в уме и его свойствах посредством религиозной и регулярной практики Ямы, Ниямы и Праны. Как и психотерапия, это нефармакологический подход, который применяется для эффективного лечения психических расстройств, а также для уравновешивания раджаса и тамаса, которые ослабляют доши ума.
Значение слова
«Саттваваджая» состоит из двух частей:
- Саттва — это разум.
- Аваджая — означает побеждать, преодолевать, победа, завоеватель.
Если объединить значения обоих терминов, то саттваваджайя переводится как контроль над своим разумом; победа над своим разумом; приведение разума в состояние равновесия.
Таким образом, это лечение направлено на контроль (самоконтроль) ума путём сдерживания его желаний и привязанностей к мирским и нездоровым объектам, вещам, удовольствиям и желаниям, которые являются основными причинами дисбаланса качеств ума и многих психических расстройств.
Саттваваджая повышает качество ума в состоянии саттвы, что, в свою очередь, приводит к подавлению обострившихся раджаса и тамаса и, как считает теория, к установлению спокойного баланса в уме. Эти события произошли и возникли в условиях крайней необходимости в комплексном лечении психических расстройств.
Определение Саттваваджаи
«Саттваваджайах пунах ахитебхьо артебхйо мано ниграхах».
Здесь саттваваджая определяется как любое лечение или мера, помогающие контролировать ум и удерживать его от нежелательных и нездоровых объектов (чувств и ума).
Ахита Артха – означает нежелательные, нежеланно воспринимаемые, нездоровые и несовместимые объекты органов чувств. Мы знаем, что у каждого органа чувств есть свой объект чувств. Восприятие объектов каждого органа чувств и их понимание происходит через ум. Если ум не задействован, нам становится трудно понять объекты чувств в их истинном смысле, несмотря на контакт между органом чувств и объектом чувств. Ум связан не только с органами чувств, то есть джнянендрией, но и с двигательными органами, то есть кармендрией. Поэтому манас, то есть ум, называется двойственным органом (убхайендрия).
Помимо объектов чувств, ум также воспринимает множество других объектов. Поэтому любой объект, находящийся в поле зрения ума, считается его объектом (воспринимаемым и понимаемым). Эти особые объекты, которые воспринимаются умом, называются мано артхас.
Контроль над чувствами и объектами ума
В саттваваджайя Чикитсе человек учится обретать контроль над чувствами и объектами ума, а также отстраняться от ненужных, нездоровых объектов, которые могут навредить уму и его функционированию.
Асамья Индрияртха Санникарша, то есть неправильная координация между органом чувств и связанным с ним объектом чувств, считается одной из основных причин проявления болезней. Эта неправильная координация может проявляться тремя способами: недостаток контакта, чрезмерный контакт и извращённый контакт. Например, чрезмерное видение вещей — это чрезмерное использование или контакт глаза с объектом; полное отсутствие видения чего-либо — это недостаток контакта глаза с объектом, а напряжение, необходимое для того, чтобы увидеть мельчайшие объекты, может считаться извращённым контактом. Все три, если практиковать их на регулярной основе, вредны для глаз. Эти уравнения верны для каждого органа чувств. Во всех этих несовместимых уравнениях, относящихся к каждому органу чувств, ум неизменно участвует в координации. Поэтому недостаток, чрезмерный или извращённый контакт любого органа чувств с соответствующим объектом вреден для ума и является причиной психических расстройств в долгосрочной перспективе.
Аналогичным образом, недостаток, чрезмерный или извращённый контакт ума с его собственными объектами также является основным причинным фактором психических расстройств. К таким объектам относятся:
- чинтья – размышление о многих вещах;
- вичарья – анализ хорошего и плохого;
- ухайя – вывод, предположение;
- дхейя – сосредоточение на чём-либо с предельной концентрацией ума;
- санкальпа – решимость и решение на основе различения.
Таким образом, не только несовместимый контакт органов чувств с их объектами, но и несовместимый контакт ума с его собственными объектами и функциями является причиной многих психических расстройств.
Если говорить о лечении, то психиатрические и психические расстройства лучше всего поддаются лечению, когда:
– дефицит, чрезмерное или извращённое использование (контакт) органов чувств и соответствующих им объектов чувств избегаются.
– дефицит, чрезмерное или извращённое использование ума и его объектов (функций) избегаются или целенаправленно контролируются.
Это относится к сфере действия «саттваваджайя чикитса», особенно в плане профилактики заболеваний, связанных с умом, а также для облегчения и предотвращения возникновения умственных/психиатрических заболеваний.
Итог
Конечная цель саттваваджии — отстранить ум от несовместимых и нездоровых объектов. Этого можно достичь с помощью постоянной самостоятельной или направленной тренировки ума. Цель будет достигнута не мгновенно, а в течение определённого периода времени. Человек, стремящийся освободиться от психических расстройств, должен добровольно участвовать в процессе обучения. Готовность имеет первостепенное значение. Это возможно, если часть человека доступна для манипуляций. В таких состояниях, как тяжёлые и сложные психические расстройства, и психозы, трудно достичь этой цели, но специалисты и группа поддержки пациента, включая семью и друзей, должны бескорыстно стремиться к возвращению разума в состояние равновесия.
Существует множество граней, измерений и методов подхода к психическим расстройствам и их лечению с помощью Саттваваджайя Чикитса, но основой является тренировка ума, чтобы держаться подальше от ахита артхас, то есть несовместимых и вредных объектов чувств и ума. Это в конечном итоге приведёт ум под контроль, к равновесию, чтобы помочь человеку победить беспокойный ум и избавиться от психических расстройств.