Каса чикитса (лечение кашля)

Аштанга-хридая-самхита

Шримад Вагбхата

Перевод Ю.В. Сорокиной

Раздел 4. Чикитса стхана

Глава 3. Каса чикитса (лечение кашля)

Теперь мы изложим главу каса чикитса – лечение кашля,– так сказал Атрея и остальные мудрецы.

   1-2. При лечении кашля, порожденного одной только ватой, следует вначале использовать жирные вещества (лекарственное масло или гхи), приготовленные из маслянистых и противостоящих вате лекарственных средств, питье жидкого зернового отвара, супа и т.п., сладости, благовония, масляный массаж, потоотделение, обливание тела теплым лекарственным отваром, погружение тела в воду и терапию клизмой (в том случае, если нарушен выход фекалий и газов). Когда вата соединена с питтой, кашель (следует лечить) назначая (после переваривания пищи) лекарственныйгхи и молоко; когда вата соединена с капхой (его следует лечить) назначая жирные (смазывающие) очищающие средства.

   3. Лекарственный гхи, приготовленный из тридцати палалекарственного отвара гудучи, тридцати пала кантакари и одного прастха гхрита (гхи), излечивает порожденный ватой кашель и улучшает пищеварительную деятельность.

   4-5. Лекарственный гхи приготавливается из кшара (явакшара), расна (калгана ), вача ( аира ), хингу ( асафетиды ), патха, яшти ( солодки ), дханьяка и (пасты) панчакола (по двашана каждого), одного прастха гхи и лекарственного отварадашамула. Такой состав, принятый (в правильном количестве) следом за манда (жидким зерновым отваром) в качествеанупана (напитка для запивания пищи или “проводника” для лекарства) излечивает кашель, одышку, боль в области сердца, болезнь 12-перстной кишки и опухоли живота.

   6-9. Лекарственный гхи приготавливается из одного дронаводы, одного пала (каждого) раснадашамула и шатавари, двухкудава (каждого) кулаттхабадара и ява, и одного адхака гхи, равного количества коровьего молока и одного пала (каждого) лекарственных средств дживанья гана. Этот состав, используемый для питья, капель в нос и терапии клизмой при болезнях, вызванных ватой, лечит пять разновидностей кашля, дрожание головы, боль в вагинальном тракте и паху, столбняк, параплегию, заболевание селезёнки и урдхва вата (восходящее движение ваты).

   Лекарственный гхи, приготовленный из лекарственных средств видарьяди гана (см. 15 главу сутрастханы) в виде лекарственного отвара или пасты, также излечивает кашель.

   10-11. Человеку, страдающему от сильного кашля, следует принимать лекарственный гхи, приготовленный из семянашока, кшавака, джантугхна, анджана (расанджана), падмака ибида (лавана), или слизывать порошок вышеперечисленных лекарственных средств вместе с гхи после питья козьего молока.

   12. При кашле, вызванном ватой, соединившейся с капхой, при одышке, икоте и потере пищеварительной активности следует принимать гхи, приготовленный с виданга, нагара, расна (калганом), пиппали, хингу (асафетидой) , саиндхава, бхарнги и кшара (явакшара), а также порошок из этих средств, в дозах, предписанных для питья гхи (при масляной терапии).

   13. При кашле, порожденном ватой, следует принимать (порошок) дуралабха, шрингавера, шатхи, дракша, ситопала икаркаташринги.

   14-15. Леха (сладости, конфеты), приготовленные из порошкадусспарша, пиппали, муста , бхарнги, шатхи и старого гуда(пальмового сахара), а также тайла (кунжутное масло) лечат кашель, порожденный ватой. Также действуют конфеты, приготовленные из кришна, шунтхи и бхарнги.

   16-17. Следует проглотить порошок кришна и саиндхава, растворив их в воде, либо принять шунтхи (имбирь) и сахар, смешав их с масту (сывороткой), или принять порошок кана сдадхи (свернувшимся молоком); или сердцевину плода бадаравместе с мадира (винным ферментезированным напитком). Можно также принять дадхи масту (творожную сыворотку) или пасту пиппали, обжаренную в гхи и смешанную с саиндхава, – (все эти средства лечат ватаджа каса).

   18-19. Пациенту, страдающему от кашля, сопровождающегосяпинаса (хроническим насморком), следует предписанным способом вдыхать снайхика дхума (смягчающий, смазывающий дым), упоминаемый при лечении икоты и одышки (см. следующую главу). Следует также есть пищу, смешанную с молоком, рис, ячмень, пшеницу, а также юша (суп) из маша илиатмагупта.

   20-21. При кашле, порожденном анила (ватой) следует принимать пейя (жидкую кашу), приготовленную из яванипиппали , сердцевины билва , нагара, читрака, расна, аджаджи, притхакпарни, палашашатхи и паушкара, смешанную с жирными веществами и солью. Она излечивает боль в пояснице, сердце, боках и пищеварительном тракте, одышку и икоту.

   22. Для такого же воздействия можно принять пейя (жидкую кашу), приготовленную из лекарственного отвара дашамула ипанчакола с добавлением гуда (пальмового сахара-сырца) иликшайрейи (кашу, приготовленную из молока) с равным количеством тила с добавлением соли саиндхава или пейя.

   23-24. Следует принимать вастука, вайяси, касагхна, сунишаннака, плоды и листья кантакари, мулака – как свежую, так и высушенную, масло тила и другую пищу, приготовленную из молока, сахарного тростника и гуда (пальмового сахара-сырца), творожную сыворотку, ферментизированный вымоченный рис и сок (сироп), приготовленный из кислых фруктов и мадира (ферментизированного напитка).

   25-27. При питтакаса, сопровождающимся усилением капхи, вызывающей рвоту, используют гхи, приготовленный с лекарственным отваром мадана, кашмарья и мадхука или паступхала (мадана) и ястхьяхва, смешанную с соком видари и икшу.

   При питтакаса (с жидкой капхой) для слабительного воздействия следует принимать триврит вместе с лекарственными средствами сладкого вкуса. Если капха густая, следует принимать триврит с лекарственными средствами горького вкуса.

   28. После изгнания дош следует принимать холодную, сладкую и маслянистую пищу, придерживаясь самсарга(диетического режима, предписанного после терапии очищения кишечника). Если капха густая, пища должна быть холодной, сухой (не жирной) и смешанной (приготовленной) с лекарственными средствами горького вкуса.

   29-31. При питтакаса следует леха (конфеты) смешать с сита(сахаром), дхатри, кшаудра (мёдом), дракша, хима и утпала. Если она сопровождается капхой, леха следует смешать с абда(муста) и марича. Если она сопровождается анила (ватой), их следует смешать с гхрита (гхи).

   Половину от ста (50) – мридвика, тридцать (30) – пиппали, и один пала шарката (сахара) – следует приготовить в виде конфет и принимать вместе с мёдом.

   Сок из свежего навоза теленка, питающегося только молоком, следует принимать вместе с мёдом.

   Леха (конфеты), приготовленные из твака , эла, вьоша, мридвика, пиппалимула, ладжа, муста, шатхи, расна, а также плоды дхатри и вибхитаки, вместе с сахаром, мёдом и гхиизлечивают болезни сердца и кашель.

   32-34. Ява, шьямака и кодрава можно принимать (как пищу) вместе с белковыми продуктами или суп из мудга и т.п.; подходит также умеренное количество овощей с горьким вкусом. Если шлешман (капха) слишком густая, идеальной пищей будут конфеты, приготовленные из горьких лекарственных средств, смешанных с мёдом; если капха жидкая – шали (рис) и шаштика. Для анупана (напитка для запивания пищи или лекарства) подходят сахарная вода, сок дракша, икшуи молоко.

   35. При питтакаса следует назначать свежий сок, молоко, жидкую кашу и суп, приготовленный из каколи, брихати, двухмеда, вриша и нагара.

   36. Дракша, кана, тринапанчамула следует прокипятить в воде, эту воду следует смешать с молоком, прокипятить и затем остудить. Принимать средство следует вместе с мёдом и сахаром. Можно из лекарственного отвара этих средств приготовить пейя (жидкую кашу) и принимать холодной вместе с мёдом.

   37-40. Шатхи, хрибера, брихати, шаркара и вишвабхешаджаследует хорошо вымочить в воде и профильтровать сквозь ткань. Это лекарство принимают с мёдом.

   Пасту из меда, видари, каколи, плоды свайямгута, бала , шаркара (сахара), дживака, мудгапарни, дуралабха и лекарственный гхи следует приготовить в восьми частях молока. Это средство следует пить, добавляя пищу и конфеты; оно излечивает кашель, порожденный питтой. Можно также принимать порошок или лекарственный отвар из вышеперечисленных средств.

   41-43. Пациент, кашель которого порожден капхой, прежде всего должен принимать масло, выступающее на куске помещенного на огонь дерева суракаштха, смешивая его с порошком вьоша и явакшара.

   После масляной терапии следует назначить очистительную терапию верхним и нижним путями (рвотой и послаблением) и очищение головы, руководствуясь здравым смыслом и используя сильные слабительные средства – для такого человека, который силен.

   В режиме диеты следует принимать горячую и сухую (без добавления жирных веществ) массу, приготовленную из ява,мудга и кулаттха, с преобладанием вяжущего вкуса. В качестве овощных блюд следует использовать касамарда, вартака ивьягхри, смешанные с явакшара и кана.

   44-45. В качестве анупана следует принимать воду, приготовленную с лекарственными средствами дашамула, (обычную) теплую воду или медовую воду, смешанную с порошком пушкарамулашамьяка и патола, выдержанную в течение ночи и смешанную с мёдом. Принимать его следует либо утром, либо во время приема (следующих) трех средств (блюд).

   46-47. Порошок из упомянутых в следующих трех полустишиях лекарственных средств, принимаемый вместе с мёдом, излечивает кашель, порождаемый капхой :

  1. пиппали, пиппалимула, шрингавера и вибхитака;
  2. зола из перьев павлина и домашних птиц;
  3. вишала, пиппалимула и триврит.

   48. Следует принимать смешанный с мёдом порошок марича, или джондака (агуру) вместе с мёдом, сок вьягхри, вартака, бхринга, конский навоз и аситасураса (кришнатуласи), к каждому из которых следует добавлять мёд.

   49-50. Следующие три леха (сладкие средства, конфеты), приготовленные из:

   а). девадару, шатхи, расна, каркатакхья и дуралабха;

   б). пиппали, нагара, муста , патхья, дхатри и ситопала;

   в ). ладжа, ситопала, сарпи, шринги и дхатри пала ;

   и смешанные с мёдом и (кунжутным) маслом излечивают кашель, порожденный капхой, поднявшейся вслед за ватой.

   51. Два пала дадима (граната), восемь пала гуда (пальмового сахара-сырца), три вьоша (приготовленные в виде целительного порошка, который следует принимать вместе с мёдом), усиливают вкус, обостряют пищеварительный огонь, укрепляют голос и лечат ринит, одышку и кашель.

   52. (Порошок) гуда, кшара, ушана, кана и дадима, взятые в пропорции соответственно – два палаардха акша, карша, ардха пала и один пала, лечат одышку и кашель.

   53-54. Лекарственный отвар патхьяди, описанный для лечения лихорадки (1 глава, 62 стих), смешанный с шринги, следует принимать как пачана (средство, усиливающее пищеварительную деятельность). Пациенту, страдающему откапхакаса, можно также принимать дипьяка, триврит, вишала, гхана, паушкара и кана, прокипяченные в коровьей моче или воде.

   55. При порожденном капхой кашле следует принимать пастувайдехи (пиппали), в количестве одного акша, прожаренную в растительном (кунжутном) масле и вымоченную в воде (лекарственном отваре) кулаттха.

   56. Лекарственный гхи, приготовленный из одного адхака(лекарственного отвара) дашамула, одного прастха гхрита (гхи) и в количестве одного акша (каждого) (обработанных в виде пасты) пушкарахва, шатхи, билва, сураса, вьоша и хингу, принятые вместе с пейя (жидкой кашей) как проводником лекарства, лечит все болезни, порожденные усилившимися совместно ватой и шлешманом (капхой).

   57. Лекарственный гхи, приготовленный из свежих листьевниргунди, излечивает кашель; также излечивает кашель лекарственный гхи, приготовленный из сока (лекарственного отвара) виданга и пасты вьоша.

   58. Лекарственный гхи, приготовленный из лекарственного отвара пунарнавашиватика (другой разновидностью пунарнава), саралакасамардаамритапатолабрихати ипханиджака, молока, гхи и (пасты) трикату, при употреблении предотвращает угрозу кашля, неустойчивую лихорадку, туберкулёз и геморроидальные шишки.

   59-62. Лекарственный отвар корней, плодов и листьевкантакари в количестве одного адхака, одного прастха гхрита(гхи), равного количества пасты бала, вьоша, виданга, шатхи,дадима , сауварчала, явакшара, амалака , пушкарамула, вришчива, брихати, патхья, явани, читрака, риддхи, мридвика, чавья, варшабху, дуралабха, амлаветаса , сринги, тамалаки, бхарнги, расна и гокшурака , приготовленный как лекарственный гхи, благоприятен при всех типах кашля, одышки и икоты. Этот состав, известный как кантакари гхрита, излечивает все болезни, порожденные капхой.

   63-66. Один тула вьягхри, нарезанный кусочками и приготовленный в одном ваха воды и лекарственный отвар, выпаренный до одного атхака, с добавлением (в количестве половины пала каждого) вьоша, расна, амрита, агника, шринги, бхарнги, гхана, грантхи (пиппалимула) и дханваяса, шестнадцать пала сарпи (гхи) и двадцать четыре палаочищенных матсьяндика (сахарных леденцов) и сладких веществ, следует приготовить, отслеживая (время) прилипания состава к черпаку. После того, как состав остынет, в него следует добавить два кудава порошка пиппали, тавакшири и старый макшика (мёд). Эти конфеты (сладкие пилюли) лечат опухоли живота, болезни сердца, дурнама (геморрой), одышку и кашель.

   67. (Для излечения капха каса) следует вдыхать шамана дхума(дым ослабляющих доши лекарственных средств); при густойкапхе следует делать шодхана дхума (ингаляции очищающими дымами).

   68-69. После выхода мокроты следует, выпив теплого молока с добавлением гуда (пальмового сахара), прибегнуть к процедуре касагхна дхума (противодействующей кашлю ингаляции), используя дымы смешанных вместе манашсила, ала, мадхука, мамси, муста и коры ингуди.

   70. Во время капха каса появляется тамака (разновидностьсваса или одышки), порожденная питтой (как вторичнойдошей). При этом следует назначать лечение, предписанное дляпиттаджа каса (кашле, порожденном питтой), в соответствии со стадией развития (болезни).

   71-72. Когда вторичной, следующей за капхой дошей являетсяпавана (вата), следует применять лечение, предписанное при лечении капхи. Когда за ватой и капхой следует питта, необходимо применять лечение, противодействующее питте. Когда вата и шлешман (капха) порождают сухой кашель, следует применять лечение, вызывающее внутри влагу. При влажном кашле следует применять лечение, вызывающее сухость. При кашле, который порождает капха, сопровождаемаяпиттой, человека следует лечить, используя лекарственные средства горького вкуса.

   73-74. При повреждении груди (легких) следует сразу же принять лакша, смешанный с мёдом (прокипятив сначала молоко с лакша и затем добавив мёд). Усвоив это средство, ему следует есть шали (рисовую массу), только с молоком, добавив сахар. Тому, у кого проявляется боль в боках и в области мочевого пузыря, небольшое усиление питты и пищеварительной деятельности, следует принять (лакша) вместе с сура (пивом). Если у него понос, лакша следует принять вместе с муста, ативиша, патха и ватсака.

   75. Пациенту с сильной пищеварительной деятельностью следует принимать лакша, сарпи (гхи), мадхуччхишта, лекарственные средства дживанья ганасита, твак , кшири и самитам (пшеничную муку), приготовив их в молоке.

   76. Для того, чтобы исцелить рану, пациент с повреждением груди должен пить молоко, прокипяченное с икшварика, бисагрантхи, падмакешара и чандана .

   77. При лихорадке и ощущении жжения следует принимать муку из ама ява (необжаренного ячменя) вместе с гхи. Можно также принимать смешанные вместе сахар, мёд, муку и молоко.

   78-79. Пациент, страдающий от кашля, должен пить прокипяченный и охлажденный гхрита (гхи), приготовленный с лекарственными средствами сладкого вкуса или растворомгуда (пальмового сахара-сырца, патоки), добавив в него мёд и (порошок) марича. Также в качестве процедуры расаяна (глава 39, 93-103 стихи уттарастханы) можно назначить порошокамалака, прокипяченный в молоке и смешанный с гхи илипиппали.

   80. Пациенту, страдающему от кашля, сопровождающегося болью в рёбрах, следует принимать порошок мадхука, дракша , тваккшири, пиппали и бала, смешав их с гхи и мёдом.

   81-83. Половина карша триджатака, половина пала пиппали, по одному пала каждого сита, дракша , мадхука и кхарджураследует хорошо истолочь и, смешав с мёдом, сделать таблетки. Это средство повышает половую энергию и лечит питту ишонита (кровь), кашель, одышку, потерю вкуса (и аппетита), рвоту, обморок, икоту, токсикоз, головокружение, туберкулез, порожденный повреждением груди, потерю голоса, болезни селезенки, туберкулёз адхьямарута (скованность бёдер), боль в сердце и боках, а также сильную жажду и лихорадку.

   84. Пациенту, страдающему от haemoptysis, следует пить (порошок) варшабху, шаркара, муку из красного риса, смешанные с соком дракша, молоком и гхи, или пить молоко, прокипяченное с порошком мадхука и тандульяка.

   85. Если начинается кровотечение из других проходов, следует прибегнуть к соответствующему лечению, предписанному для лечения рактапитты (кровотечений).

   86. Если у человека проявляется мудхвата (бездеятельностьваты или утрата подвижности частей тела, отсутствие выхода фекалий, газов, урины и т.п.), следует принимать козье масло, прожаренное вместе с сура (пивом) и смешанное с саиндхава. Ослабленный, истощенный пациент, получивший повреждение груди, утративший сон и остроту пищеварительной деятельности, должен принимать его (такое масло) вместе с прокипяченным молоком, гхи, мёдом и сахаром.

   87. Ослабленному, страдающему от травмы груди и истощенному пациенту следует принимать шаркара (сахар), ява,годхумадживака и ршабхака, смешав их с мёдом и сопровождая кипяченым молоком в качестве проводника для лекарства.

   88-90. Ему следует пить суп, обжаренный в гхи и смешанный спиппали и кшаудра (мёдом). Он способствует усилению мышц и крови.

   Пациенту с внутренней травмой груди, с ослаблением семени, силы и органов восприятия следует принимать молоко, прокипяченное с ньягродха, удумбара, ашваттха, плакша, шала, приянгу, тала, мастака, корой джамбу и приялападмакаи ашвакарна, и гхи, полученное из этого молока, вместе с рисовой массой.

   91-93. При вызванной совместно усилившимися ватой ипиттой режущей боли во всем теле, следует прибегнуть кабхьянга (масляному массажу) с гхрита (лекарственным гхи). Когда недомогание вызвано матаришва (ватой), массаж следует делать с тайла (лекарственным растительным маслом), излечивающим болезни анилы (ваты). Когда боль проявляется в области сердца и в боках, следует (в виде масляной терапии) пить гхи, приготовленный с лекарственными средствами дживанья гана или прибегнуть к иному лечению, которое излечивает болезни, порожденные ватой, но не противостоит питте и ракте.

   Лекарственный гхи, приготовленный с лекарственным отваром яштьяхва и нагабала, с равным количеством молока, пасты пайясья, пиппали и вамси (вамсолочана) благоприятен при (внутреннем) повреждении груди.

   94-101. Лекарственный гхи приготавливается с отваром лекарственных средств дживанья гана (см. 15 главу сутрастханы), шунтхи, вари, вира, пунарнава, бхарнги, свагупта, риддхи, шатхи, тамалаки, акшода, кана, шрингатака, пайясья и лекарственными средствами лагху панчамула (см. 6 главу сутрастханы), каждый в количестве одного карша, целебный порошок дракша, акшода и других плодов, маслянистых, насыщающих и сладких по вкусу, одинпрастха гхрита (гхи), молока, сока дхатри, видари, икшу. После этого его следует остудить и добавить половину прастха мадху (мёда), половину тула истолченного шаркара (сахара), половину пала марича , твака , эла, патра и кешара. Этот состав, известный как амритапраша гхрита, принимаемый в дозах, соответствующих силе (человека), подобен нектару для человеческих существ. Принимать его следует вслед за молоком и рисом. Он придаст силу человеку, ослабленному утратой семени, травмами и болезнями, злоупотреблявшему половой жизнью, тому, кто ослаблен (конституцией) и тому, кто потерял цвет лица и голос. Он лечит кашель, икоту, лихорадку, одышку, ощущение жжения, жажду, рактапитта(кровотечения), рвоту, обморок, заболевания сердца, вагины (и матки) и нарушения урины, а также дарует детей мужского пола.

   102-105. Лекарственный гхи приготавливается с отваром по одному пала (каждого) швадамстра, ушира, манжишта, бала ,кашмарья , кат-трина, корней дарбхапритхакпарни, палаша, ршабхака и стхира, молоком, кипяченым до одной четвертой своего количества, пастой свагупта, дживанти, меда, ршабхака, дживака, шатавари, риддхи, мридвика, шаркара, шраванти и биса и одним прастха гхрита (гхи). Этот состав излечивает боль в области сердца, вызванную ватой ипиттой, дизурию, диабет, геморрой, кашель, туберкулез и истощение; он дарует силу мышц и укрепляет человека, ослабленного стрельбой из лука, женщинами (половым общением), вином, ношением грузов и длительными походами.

   106-107. К отвару из восьми пала мадхука и одного прастхадракша добавляется восемь пала пиппали и один прастха гхрита (гхи) – и лекарственный гхи готов. Когда он остынет, к нему следует также добавить по восемь пала кшаудра (мёда) ишаркара (сахара). Принимаемый вместе с сакту (шариками из зерновой муки как основной пищей), он приносит облегчение тем, кто истощен травмой груди и рактагулма (опухолью матки или яичников).

   108-109. Лекарственный гхи приготавливается из одногопрастха (каждого) сока дхатрипхала, видари, икшу и лекарственными средствами дживанья гана, одного прастха гхрита (гхи), коровьего и козьего молока. После того, как он остынет, к нему добавляется по двапрастха сита (сахара) и кшаудра (мёда). Этот состав лечит туберкулез легких, эпилепсию, кровотечение, диабет и туберкулез, замедляет старение, дарует долгую жизнь, укрепляет мышцы и семя, и придает сил.

   110-111. При значительно усилившейся питте лекарственныйгхи следует слизывать (принимать в умеренной дозе), при значительно усилившейся вате его следует пить (принимать в максимальной дозе). Принятый в небольшом количестве гхиумеряет или ослабляет питту, но не гасит пищеварительный огонь (пищеварительную деятельность). Выпитый гхиокутывает (обездвиживает) анилу (вату) и быстро останавливает (деятельность) пищеварительного огня.

   112-113. Человеку истощенному, ослабленному, человеку с некрепким телом следует назначать вышеупомянутый лекарственный гхи или другие средства подобной природы, в том случае, если они в густом (твердом) состоянии, смешаны с порошком тваккшири (тавакшира), шаркара (сахаром) и ладжа(обжаренным рисом). (В пищу) следует принимать смешанные с мёдом сарпигуда (мучные шарики, обжаренные в гхи), предварительно выпив молока. Это лекарство быстро увеличивает количество семени, дарует воодушевление и отвагу, и быстро насыщает или усиливает тело.

   114-117. Кушманда, очищенный от оболочки и косточек (семян), весом в один тула, запекается на пару, разрезается на мелкие кусочки и обжаривается в гхи до тех пор, пока не приобретет цвет мёда. К нему добавляется сто пала кханда(сахарных леденцов), по два пала каждого кана, шунтхи иджирака, половина пала (каждого) триджатака, дханья имарича. После того, как он остынет, следует добавить мёд в половине количества гхрита (гхи), хорошо перемешать и настоять. Используемый ежедневно в соответствующих дозах, он лечит кашель, икоту, лихорадку, кровотечения, травмы груди и туберкулез, излечивает язвы внутри груди, дарует хорошее мышление, память и силу. Составленный близнецами Ашвинами, этот кушманда расаяна является тонизирующим, укрепляющим средством для сердца.

   118-119. Смешанный с молоком сок корней нагабала в количестве одного пала следует принимать ежедневно в течение месяца, каждый день увеличивая дозу на половинукарша. Человеку следует пить только молоко и воздерживаться от твердой пищи. Этот состав способствует насыщению, продлению жизни, дарует силу и хороший цвет лица и кожи. По такому же рецепту можно приготавливать мандукапарнияштхии вишаушадха.

   120-125. Один тула нагабала кипятится в одном дрона воды, и этот отвар выпаривается до одной четвертой части; к нему добавляется равное количество гхи и молока и по половинепала (каждого) порошка атибала, бала, яшти, пунарнава,прапоундарика, кашмарья, прияла, капикаччху, ашвагандха, сита (сахара), абхиру, медаюгма, каколи, кширакаколи, кширашукла, два джирака, мринала, биса, кхарджура, шрингатака и касерука – и лекарственный гхи готов. Этот состав, называемый нагабала сарпи, лечит кровотечения, повреждения груди, туберкулез, жажду, головокружение и ощущение жжения. Он является лучшим средством для придания сил, насыщения, цвета лица, долгой жизни и жизнеспособности. Он удаляет морщины и седину. Даже старики, принимая его в течение шести месяцев, вновь обретают молодость.

   126. Такое лечение предназначено для тех, у кого сильная пищеварительная деятельность. Для тех, у кого слабое пищеварение, идеальными будут такие терапии, как дипана(ветрогонные средства) и пачана (средства, усиливающие пищеварение), описанные в лечении якшма (см. 5 главу чикитсастханы). Если фекалии находятся в жидком состоянии, их следует привести в норму такими лекарственными средствами, как грахи (средствами, связывающими воду).

   127-132. По два пала дашамула, свайямгупта, шанкхапушпи, шатхи, бала, хастипиппали, апамарга , пиппалимула, читрака, бхарнги и пушкарамула, один адхака ява, харитаки – в количестве ста – всё это следует прокипятить в пяти адхакаводы. Когда ява должным образом проварится, харитакиследует извлечь из отвара и снова проварить с одним тула гуда (пальмового сахара-сырца, необработанной патоки), однимкудава гхрита (гхи) и одним кудава тайла (кунжутного масла), порошка пиппали и макшика (мёда). Это сладкое средство (конфету) следует принимать ежедневно в количестве двухабхайя (харитаки) в день как омолаживающее средство, средство, разгоняющее морщины и седину, дарующее хороший цвет лица, увеличение продолжительности жизни и силы. Оно излечивает пять разновидностей кашля, туберкулез, одышку, икоту, неустойчивую лихорадку, диабет, вздутия живота, геморрой, болезни сердца, анорексию (отсутствие аппетита) и ринит. Этот препарат расаяна, составленный мудрецом Агастьей, – наилучший среди омолаживающих средств.

   133-140. По одному пала (каждого) дашамула, бала , мурва, двух харидра, двух пиппалипатха, ашвагандха , свамгупта,апамарга , ативиша , амрита , бала, билва , триврит, корнейданти, листьев читрака, пайясья, кутаджа, химсра, цветов и смолы биджака, пилюль тхавира, бхаллата, викантака, шатаварипутикаранджа, шамьяка, чандралекха, сахачара, шобханджака, коры нимба и икшурапатхья (харитаки) в количестве тысячи ста, и двух адхака ява прокипятить в воде восемь раз. Когда ява хорошо проварится, отвар фильтруют, извлекают из него патхья (харитаки) и снова варят, добавляя один тула старого гуда (недоваренной патоки), по одномупрастха (каждого) тайла (кунжутного масла), аджья (гхи), сока (свежего) дхатри. Все это варят на слабом огне до тех пор, пока состав не начнет налипать на черпак, и снимают с очага. Затем его охлаждают и добавляют два прастха кшаудра (мёда), одинкудава пиппали и три пала порошка триджата. Потом состав переливают в старый глиняный горшок и укрывают в куче зерна в течение одного месяца. Затем извлекают и принимают тем же самым, описанным ранее способом. Это средство расаяна, составленное мудрецом Вашиштой, эффективнее предыдущего, оно (всегда) необходимо человеку и идеально во все времена года.

   141-143. По одному пала саиндхава и шунтхи, два паласауварчала (соли), по одному кудава врикшамла, дадима, листьев арджака, по одному пала марича и аджаджи, двачатуртхика (пала) дханьяка, двенадцать пала шаркара (сахара), – все эти вещества измельчаются в порошок и принимаются вместе с пищей и напитками. Это средство обостряет вкус, усиливает голод, придает сил и лечит боль в боках, одышку и кашель.

   144-146. Один шодашика (карша) дханьяка, по два шодашика(каждого) аджаджи и дипьяка, удвоенное (по отношению к двум предыдущим) количество дадима и врикшамла (восемь каршакаждого), один пала сауварчала, один карша шунтхи, пять палакостного мозга дадхиттха и шестнадцать пала шарк ара(сахара) смешиваются вместе и измельчаются до состояния порошка. Этот садава следует принимать вместе с пищей и питьем так, как это было описано ранее.

   147-150. Все виды лечения, предписанные при якшма(легочном туберкулезе), приносят успех также и при кшатакаса.

   Когда рана (внутри груди) начинает уменьшаться, капхаусиливается, вызывая режущую боль в груди и голове страдающего от кашля человека. Такому человеку следует вдыхать следующие целительные дымы:

  1. ткань кшаума следует вымочить в пасте двух меда, двухбала и яшти, сделать свечу и вдыхать дым, выпивдживанья гхрита.
  2. Манашсила, паласа, аджагандха, тваккшири и нагараследует использовать подобным же образом, выпив сахарной воды, сока сахарного тростника или раствор гуда(пальмового сахара-сырца или патоки).
  3. Из равного количества манашсила и молодых побеговвата следует сделать свечу, смазать ее гхи и вдыхать дым, приняв перед этим белковую пищу.

   151-153. При кшайякаса вначале следует применить бримхана(насыщающую, укрепляющую) терапию, усиливая мощь пищеварительного огня. Человеку со значительным усилениемдоши следует давать слабое слабительное средство, смешав его с жиром, используя гхи, приготовленное с шьямака илитриврит, вместе с соком мридвика или отваром тилвакавместе со свежим соком видари. Это очищает тело ослабленного человека.

   154. Пациенту с кшайякаса, у которого ослаблены питта, капха и дхату (ткани), следует пить гхи, приготовленный скаркотаки (шринги), молоком и двумя бала; или гхи или молоко, приготовленные с видари, кадамба или таласасья (талапхала).

   155-156. Если изменился цвет мочи и затруднено ее выведение, если в области пениса, прямой кишки, таза и паха проявляются опухание и боль, следует назначить слабуюанувасана (масляную, смазывающую клизму) с гхрита-манда(пеной гхи) или смесью гхи и растительного масла.

   159-161. Следует приготовить лекарственный гхи из отвара положенных в равном количестве чавика, трипхала, бхарнги, дашамула, читрака, кулаттха, пиппалимула, патха, кола и ява, пасты нагара, дусспарша, пиппали, шатхи, паушкара и карката шринги. После того, как он остынет, следует добавить целебный порошок двух кшара (явакшара и сарджа кшара) и пять солей (саиндхава, сауварчала, бида, самудра, аудбхида). Страдающий от кшайякаса человек должен принимать это средство в соответствующей дозе.

   Комментарий: При приготовлении лекарственного гхи (или масла) соотношение пасты, гхи и лекарственного отвара должно быть 1: 4: 6 соответственно. При приготовлении лекарственного отвара соотношение лекарственных веществ и воды должно быть 1:16; его следует прокипятить и выпарить до четверти первоначального объема.

   162-163. Лекарственный гхи приготавливается с лекарственным отваром из одного акша (каждого) касамарда, абхьяя, муста, патха, катпхал, нагара, пиппали, катурохини, кашмари и сураса, одного прастха гхрита, одного адхака молока и одного адхака сока дракша. Этот состав – лучшее из средств при туберкулёзе, лихорадке, расширении селезенки и всех типах кашля.

   164. Лекарственный гхи, приготовленный из сока (отвара) листьев, корней, плодов и побегов вриша, вьягхри и гудучи, лечит кашель, лихорадку и потерю вкуса (и аппетита).

   165-166. После еды следует принимать лекарственный гхи, приготовленный из (одной части гхрита), двух частей сокададима (граната) и (1/2 части пасты) вьоша, смешанным сявакшара. Или (можно принять) лекарственный гхи, приготовленный с пиппали, гуда (пальмовым сахаром, патокой) и козьим молоком.

   Эти и подобные разновидности лекарственного гхи подходят для пациентов, страдающих кшайякаса, поскольку усиливают пищеварительную способность и очищают каналы горла и груди от закупоривающих их дош.

   167-168. Лекарственный отвар приготавливается из одногопрастха ява и двенадцати виджайя (харитаки ). Затем добавляются шесть пала пурана гуда (старого, хранившегося более года пальмового сахара), два пала пиппали, один каршаманохва и половина карша расанджана – и конфитюр готов. Это средство лечит одышку и кашель.

   169-171. Пепел сожженных игл дикобраза, принятый с гхи, мёдом и сахаром лечит одышку и кашель. Также лечат кашель пепел ( перьев) павлина, принятый вместе с мёдом и гхи, или пепел листьев эранда, смешанный с вьоша, тайла (кунжутным маслом) и гуда, приготовленный и принятый в виде конфет. Пепел листьев сураса и эранда или порошок трайушана вместе с пуранагуда и сарпи (гхи) лечат одышку и кашель.

   172-173. (Равное количество) падмака, трипхала, вьоша,виданга, девадара, бала и расна измельчаются в порошок и смешиваются с таким же количеством сахара. Это средство следует принимать с мёдом и гхи. Оно – лучшее для лечения кашля. Подобные же свойства у порошка марича, принимаемого с гхи, мёдом и сахаром.

   174. При всех разновидностях одышки и кашля следует сосать пилюли, приготовленные из (порошка) патхья, шунтхи, гхана игуда. Или можно держать во рту (проглатывая слюну) один только (плод) вибхитака.

   175. Паста из листьев тилвака, обжаренного в гхи и смешанного с сахаром или пейя (жидкой кашей, отваром из зерновых) или уткарика (приготовленный из неё жареный пирог) лечит рвоту, жажду, кашель и понос.

   176. Суп мудга, приготовленный с соком кантакари, специями и т.п., подкисленный соком гоура амалака – лучшее лекарство при всех разновидностях кашля.

   177. При кшайякаса (в пищу) следует давать лекарственный отвар средств, ослабляющих вату, смешанных с молоком и супом.

   178-179. При кшайякаса следует также прибегнуть к таким составам целительных дымов и напиткам для запивания лекарств и пищи, которые предписаны для кшатакаса. Все рецепты, предписанные для лечения якшма  – насыщающие, ветрогонные, очищающие каналы и укрепляющие – следует также назначать пациентам, страдающим откшайякаса. Все они идеально подходят для лечения.

   180. Поскольку кшайякаса является тяжелой болезнью, порожденной саннипата (усилением всех дош), успешным будут такие виды лечения, которые ослабят силу дош.

Так заканчивается глава, называемая каса, третья глава Чикитса стханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.

Возможность комментирования заблокирована.

РАССКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА О НАС ДРУЗЬЯМ!

 

ЧАВАНПРАШ

АЮРВЕДА ИЗ ИНДИИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ ПО МИНИМАЛЬНЫМ ЦЕНАМ! БОЛЬШОЙ АССОРТИМЕНТ В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ

© Все материалы сайта охраняются законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке активная ссылка на источник Аюрведа https://www.evaveda.com обязательна!