Поющие чаши (известны также как Гималайские чаши, Тибетские чаши; в Японии их называют Рин или Судзу) — разновидность колокола как музыкального инструмента.
Поющие чаши — стационарный инструмент, в отличие от обычных колоколов они не подвешиваются и не крепятся на ручке. Звук у них рождается от вибрации стенок чаши и ее края. Поющие чаши — древний музыкальный и отчасти медицинский инструмент, использовался, как часть религиозных традиций Бон и тантрического буддизма. В наши дни, кроме традиционного религиозного применения, поющие чаши используются повсеместно как инструмент для медитаций, релаксации, различных медицинских практик связанных с биоритмами, в йоге.
В последнее время основное производство находится в Гималайском регионе и чаще всего выпускается под названием «Тибетские поющие чаши».
О влиянии звука колокола на сознание известно с глубокой древности. Бубенці на бубне, колокольчики, большие колокола — о эти инструменты знает каждый из нас. А вот про поющие чаши Запад узнал только после вторжения китайцев в Тибет. Сначала им не придали особого значения, решив, что это просто емкости для хранения ритуальных жидкостей или других веществ. Но, видимо случайно, каким-то образом у кого-то чаша запела.Тогда до этих находок отнеслись уже совсем по-другому и стали изучать с особой тщательностью. 3'ясувалося, что поющие чаши существуют также в Непале, Индии, Бутане, Японии, Корее и Таиланде. Однако самое красивое, чистое и богатое обертонами звучание производят именно тибетские чаши.
Уникальность древних поющих чаш состоит в том, что одновременно звучат несколько гармонических обертонов. Это связано с тем, что чаши делаются из сплава нескольких металлов, каждый из которых звучит на собственной «волне».
Благодаря богатству обертонов и гармоничному звучанию, поющие чаши создают условия для глубокого расслабления. Когда поющие чаши ставятся на тело, они производят мягкий и глубокий массаж. Массаж поющими чашами дает оздоровительный эффект при таких проблемах, как хроническое перенапряжение в области шеи и плеч, головные боли, проблемы пищеварения, менструальные боли, применяется при помощи роженицы, способствует углублению дыхания, улучшает концентрацию внимания, в частности у гиперактивных детей.
Обычно мы концентрируем внимание на главном (или как говорят психологи — на фокусному) сигнале. Все медитативные техники (в частности, медитации на звуках — мантр, чаш и т.д.) направленные на деконцентрацію внимания, когда фоновые и фокусные сигналы — равнозначны. Равновесное состояние работы правого и левого полушарий при этом приводит к измененному состоянию сознания, когда наше бессознательное выводится в более доступный для осознания состояние. Рациональное и иррациональное создают иную внутреннюю реальность.
Звук чаш меняется в зависимости от того, кто с ними работает, на кого направлены манипуляции, каково состояние человека, и даже от времени суток. Работа с применением поющих чаш в основном идет по семи большим энергетическим центрам — чакрам (от копчиковой до макушки), а также учитываются малые чакры (стопные, ладонные, затылочные, селезёночные и т.д), которым придается значение в Тибетской медицине.
Во время сеанса наблюдаются звуковое воздействие и вибрация, что приводит к многогранного эффекта: к гармонизации внутренних органов, внутреннему массажу, расслаблению мышц, повышение иммунитета и т.д.
Меняется и эмоциональный фон: человек успокаивается, прислушивается к себе, происходит переоценка жизненных позиций.