Первопричины болезней

Первопричины болезнейВ Аштанга Хридайам Самхите сказано: Болезнь — есть дисбаланс Тридоша. Здоровье — гармония. Что же является первопричиной дисбаланса Тридоша, т.е. дисбаланса Вата, Питта и Капха?

«Прагйаапарадха (неразумность), асатмйа-индрийартха-самйог (эксплуатация чувств) и кала-паринам (нарушение режима) – три причины всех страданий. Лекарство от всех болезней в подобающем использовании разума, чувств и уважение времени». (Чарака Самхита).

Согласно Аюрведе есть три причины заболеваний.

1. Прагйаапарадха — неподобающее использование разума и эмоций. 

Это приводит к ментальному беспокойству и повышенному психоэмоциональному напряжению. Дословно прагйапарадха переводится с санскрита как «осознанное преступление». Мы имеем тенденцию делать много разных поступков, несмотря на хорошее понимание того, что это может привести к болезни или дискомфорту. Например, любой курильщик прекрасно осведомлён о вреде курения. Неподобающее использование разума и эмоций бывает трех типов – интенсивное их использование, неиспользование и неправильное использование. Это возникает при нарушениях психики, спутанности ума и чувств, а также нарушениях общего физи­ческого состояния тела (Чарака-Самхита 1.11.39.). Чарака описывает прагйаапарадха как негармоничное, вредное или нежелательное (неправильное) поведение того человека, кто потерял контроль над собой, своими чувствами, разумом и памятью (Чарака-Самхита 4.1.109.). Ярко выраженная патологическая активность ума, тела или речи включает в себя неприятные беседы, ложь, сплетни, сквернос­ловие, злословие, оскорбления окружающих, похвальбу, страх, горе, гнев, скупость, жадность, ревность, властолюбие и др. Подавленность, пассивность, депрессия – их неиспользование. Задержка исполнения физиологических потребностей организма, таких как мочеиспускание, дефекация, сознательное разрушение или причинение вреда собственному телу, злоупотребление алкоголем, курени­ем, наркотиками, массажем или тяжелой работой – не­правильное использование.

2. Асатмйа-индрийартха-самйог — негармоничное использование чувств. 

Также вызывает ментальное беспокойство, кроме этого, означает качественный и количественный контакт органов чувств с теми объектами, которые вызывают у нас страдания. Например, постоянное воздействие громких звуков при прослушивании радио или телевидения. Если между органами чувств, объектами чувств и умом нет гармонии, человек не желает взаимодействовать с окружающим миром («Я не хочу тебя видеть (слышать)!»), или органы чувств устали от чрезмерного напряжения, то все это является потенциальной причи­ной возникновения болезней. Органы чувств необходимо контро­лировать. Данная категория причин болезней в свою очередь делится на три подгруп­пы:

I. Очень интенсивное использование органов чувств. 

Регуляр­ное слушание громкой и не гармоничной, вызывающей уныние или эйфорию, музыки или резких звуков, приводящее к напряжению слухового аппарата и отупению мозгов, а также слушание звуков, находящихся на пределе слышимости, вызывает утомление органов слуха и мозга. Аналогичным образом, частый прием очень холод­ной или очень горячей пищи, частое посещение бани, интенсив­ный массаж без положенных перерывов между сеансами, смотрение на чрезвычайно яркий или мерцающий свет, постоянное сплевыва­ние, употребление очень острой, очень горькой, очень соленой или очень вяжущей пищи — примеры очень интенсивного использова­ния органов чувств.

II. Не использование органов чувств или отказ от их использо­вания. 

Нежелание слышать или слушать что-либо, нежелание при­касаться к чему-либо (а также брезгливость), нежелание видеть что-либо или не смотреть, не замечать кого-либо, не желание ню­хать что-либо — примеры нежелания использовать органы чувств.

III. Неправильное использование органов чувств

Слушание пло­хих или печальных известий, нахождение на сильном порывистом пронизывающем холодном ветру, рассматривание очень далеких или очень близких объектов, упот­ребление однообразной пищи, в которой отсутствует хотя бы один вкус, вдыхание грязного, пыльного воздуха или нюханье отталки­вающих запахов — примеры не правильного использования органов чувств.

3. Кала-паринам — неуважение времени

Сюда относится несоблюдение режима дня, сезонного режима, действия несоответственно возрастному периоду своей жизни. Примером может служить поздний приём пищи. Современная медицина подтверждает это. Одна из ведущих причин большинства сегодняшних заболеваний – психоэмоциональное перенапряжение или стресс. Нарушение биоритмов также рассматривается сегодня как важная причина развития различных расстройств организма и психики. При наличии какой-либо (каких-либо) из вышеуказанных причин начинает запускаться механизм развития болезни.

Здоровье — это порядок, болезнь — нарушение порядка. В нашем теле постоянно существует взаимодействие между порядком и беспорядком. Мудрый человек учится тому, как быть полностью осведомленным о беспорядке в своем теле и как приступить к восстановлению порядка. Он понимает, что порядок неотъемлем от беспорядка и что возвращение к здоровью также возможно.

Внутренняя среда в теле постоянно реагирует на внешнюю среду. Когда эти две среды выходят из равновесия, получается беспорядок. Чтобы изменить внутреннюю среду и привести ее в равновесие с внешним окружением, человек должен понять, как происходит процесс болезни. Аюрведа дает такое объяснение болезни, которое делает возможным восстановление порядка и здоровья из беспорядка и болезни.

В Аюрведе концепция здоровья основана на понимании болезни. В слове «дискомфорт» «дис» означает «лишение», «комфорт» означает «удобство». Перед обсуждением дискомфорта следует уяснить для себя значение комфорта, или здоровья. Уровень здоровья поддерживается, когда: огонь пищеварения (агни) находится в равновесии, свойства тела (Вата, Питта, Капха) уравновешены, три продукта отходов (моча, фекалии и пот) производятся на нормальном уровне и находятся в балансе, чувства функционируют нормально, а тело, ум и сознание действуют гармонично, как одно целое. Когда баланс в любой из этих систем нарушен, начинается процесс болезни. Поскольку баланс вышеупомянутых элементов и функций ответственен за природную сопротивляемость и иммунитет, то даже заразные болезни не могут повлиять на личность, пребывающую в хорошем здравии. Таким образом, неустойчивость тела и ума несут ответственность за физическую и психологическую боль и страдание.

Метки: , . Закладка Постоянная ссылка.

ЛЕЧЕНИЕ И ПАНЧАКАРМА В ИНДИИ

РАССКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА О НАС ДРУЗЬЯМ!

 

© Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на источник Аюрведа https://www.evaveda.com обязательна!