Техники медитации

 Техники медитации

   Техники медитации

Медитации в йоге — это процесс сконцентрированного мышления. Йоги говорят: "о чем ты думаешь, — тем ты и становишься". Природа разума такова, что он принимает свойства объекта своих размышлений, поэтому в качестве объекта медитации йоги выбирают возвышенную идею, например: " Все, что существует, является бесконечным Космическим Сознанием", "Все есть проявление Божественной Любви", "Я есть то Космическое Сознание", и т.п. Здесь следует разделять понятие концентрация (Дхарана) и собственно медитация (Дхьяна). Часто в повседневности люди валят всё одну кучу. Практикует, сидит неподвижно, значит занимается медитацией. На самом деле медитация — это особое состояние, в котором ум пребывает в покое и мысли отсутствуют. Не играет роли пришло ли это состояние от концентрации (сосредоточение) на внешних или внутренних объектах восприятия. Дхъяна – это состояние. Дхъяна на чём-то не бывает. Тот находится в состоянии дхъяны, чьё сознание не имеет перед собой ни мыслей, ни объектов. Настоящая дхъяна – это когда вся память пропадает, все мысли останавливаются, и остается лишь Сознание. Далее в тексте под техниками медитации следует понимать ступень Дхараны, концентрации или сосредоточения, приводящую как следствие к медитации Дхьяне.

 

Медитация приводит к биологическому и психическому преображению человека. Мозг и нервная система начинают работать более рационально, активизируются новые участки мозга. Происходит процесс оптимизации мышления, накапливается психическая энергия вместо того, чтобы рассеиваться. Наши привычки зависят от того, по каким нейронным путям движутся электрохимические заряды в мозге и нервной системе. Благодаря медитации, образуется множество новых нейронных путей, и психическая энергия распределяется по-другому, что позволяет закрыть вредоносные нейронные маршруты. Следовательно, человек легко отказывается от привычек курения, употребления алкоголя, переедания и т.п.

 

Многие люди думают, что медитация состоит в том, что человек закрывает глаза и "улетает", видит множество образов, выходит в "астральный мир" и так далее. Поэтому наступает разочарование, когда они начинают практиковать и не получают ожидаемого: "Наверное, у меня нет способностей к медитации," — думают начинающие йоги, и больше не пытаются медитировать. Но ценность медитации состоит не в получении оккультных опытов (скорее, они являются побочными эффектами, часто мешающими продвижению вперед), а в очищении разума. Медитация — это упражнение на развитие способности к концентрации и на успокоение и очищение разума. Поэтому, если человек выполняет технику и ничего при этом не чувствует, это не значит, что медитация не работает. Процесс трансформации идет постепенно, и через некоторое время становится ясно, что произошли большие позитивные изменения в разуме и в теле. Прогрессируя в медитации, человек начинает испытывать совершенно новый набор чувств. Чем больше очищается разум, тем сильнее чувство любви и сострадания. Развивая концентрацию, человек становится более сосредоточенным и целеустремленным. Исключив из своей жизни "лишние движения" разума, он легко достигает социального успеха.

Каждый человек хочет быть счастливым. Философия йоги говорит, что стремление к счастью — это основная характеристика живых существ. Но мы не просто желаем счастья, мы хотим, чтобы это счастье было бесконечным. Человека трудно удовлетворить чем-либо ограниченным. Получив миллион рублей, мы хотим миллион долларов, получив миллион долларов, мы хотим стать губернаторами, а став губернаторами, мы желаем быть избранными на пост президента, и после этого в душу закрадывается желание мирового господства. Добившись чего-либо, мы счастливы лишь ничтожное количество времени. Человеческая жажда не знает границ, и ее невозможно утолить достижениями во внешнем мире, получить полное удовлетворение и обрести покой. Это связано с тем, что, во-первых, физический мир ограничен и не может удовлетворить бесконечное стремление к счастью. Во-вторых, наши органы чувств ограничены. Мы можем растворить лишь 22 ложечки сахара в стакане чая :)), слаще нам уже не будет, просто потому, что органы чувств не способны воспринять большую сладость. И, в-третьих, любое удовольствие преходяще, сегодня мы наслаждаемся мороженым особого сорта, а завтра нам на него и смотреть не хочется. Но люди желают бесконечного счастья и, не зная правильного пути, пытаются получить удовольствие все более и более изощренными способами.

 

Бесконечное счастье, удовлетворенность и абсолютный покой можно обрести лишь во внутреннем мире, который бесконечен по своей природе. Цель медитации — это воссоединение с неиссякаемым источником счастья, Космическим Сознанием или Богом.

Медитация — это постепенный процесс. Многие годы мы загромождали свое истинное "я" ложной тождественностью. Освобождение от всего этого происходит не за один день. Начинающим практиковать медитацию нужно набраться терпения, а также решимости для достижения цели. Разум, впавший в зависимость от мира вещей, будет протестовать вашему желанию на некоторое время отрешиться от внешнего и сосредоточиться на внутреннем. "Со всеми делами, которые мне нужно сделать, я не могу сидеть здесь и медитировать!" Вы можете подчиниться этому импульсу и прекратить медитировать, большинство людей именно так и поступает, но задумайтесь, к чему это приведет? Вечно зависимые от внешнего мира, люди совершают механические действия, не осознавая ни направления, ни цели своего движения. Их счастье или несчастье целиком зависит от капризов изменчивого мира, и поэтому каждый обречен на разочарование. Голод души не утоляется.

 

Мудрый человек обращается к тому, что не претерпевает изменений, развивает способность черпать вдохновение и счастье изнутри, а не во внешнем мире. Внутренний покой и отсутствии внутренних ограничений ума, чувств и эмоций.

Тратака

Концентрация сознания на внешних объектах. Дословно тратака переводится как пристально созерцать. Вы можете выбрать практически любой предмет. Вы должны сами решить, что вам больше всего подходит. Однако мы советуем, чтобы этот объект имел для вас какое то значение. Так вы легче сможете удерживать своё осознание на объекте во время тратаки. В качестве примера, ниже приводится перечень обычно используемых объектов: Пламя свечи, крест, символ АУМ, цветок, например, роза или лотос,  чёрная точка на белом листе бумаги,  восходящее солнце (но не полуденное солнце, иначенможно повредить глаза), луна, звезда,  шивалингам,  кончик носа, точка между бровями, глаза другого человека, небо, вода, Ишта Девата (личное божество), символ инь/ян, кристалл, янтра или мандала, ваша собственная тень, тьма, изображение или статуя Будды, изображение или статуя Христа, ваши собственные глаза в зеркале и множество других возможностей.

Вы можете выбрать в качестве объекта всё что угодно, но, приняв решение, старайтесь не изменять его, поскольку это снизит эффективность тратаки. Иными словами, если вы в течение какого то времени развиваете своё осознание одного конкретного объекта, а затем внезапно его меняете, то вам, по существу, нужно начинать все с начала, чтобы ваш ум мог усвоить новый объект. Ум должен привыкнуть к конкретному объекту, чтобы тот почти автоматически его привлекал и удерживал. Как правило, это требует времени, и усилия оказываются напрасными, если вы внезапно начинаете приучать ум к другому объекту. Выбирайте тщательно и старайтесь придерживаться своего решения. прекрасным объектом для тратаки, особенно для начинающих, может служить свеча. Причина состоит в том, что её яркость, судя по всему, приковывает к себе и удерживает ваше внимание. Она оказывает почти гипнотическое воздействие на глаза и осознание человека. Кроме того, она оставляет очень яркий послеобраз при практике внутренней тратаки. Даже те, кому чрезвычайно трудно создавать послеобраз других объектов, при небольшой тренировке должны быть способны видеть чёткую внутреннюю картину пламени свечи.

Внутренняя тратака.

Эта разновидность тратаки в наибольшей степени содействует интроспекции и исследованию ума, поскольку в ней, в отличие от двух предыдущих вариантов, полностью отсутствует контакт с внешним миром. Внутренняя тратака – это визуализация с помощью внутреннего зрения (например, собственной чакры или личного божества). Глаза в этом случае обычно закрыты. Если же они открыты, то внутренняя концентрация должна быть достаточно глубокой для того, чтобы ни один внешний объект не воспринимался. Продолжительность упражнения обычно составляет 15–20 минут. В случае духовного совершенствования или исправления дефектов глаз длительность практики может быть увеличена.

 

 

Медитация на чакры

Медитирующий должен принять удобную позу с прямой спиной (падмасана, сиддхасана, ваджрасана, сукхасана) и расслабить все мышцы своего тела, постараться отчистить голову от мыслей. Когда вы будете в достаточной мере расслаблены и голова ваша будет хотя бы частично освобождена от мыслей, сконцентрируйте своё внимание на процессе дыхания. Некоторое время наблюдайте за своим дыханием.

 

Мулдахара – находится у основания позвоночника, промежности рядом с половыми органами.

 

Свадхистана – расположена в области между пупком и верхним краем лобковой кости.

 

Манипура – область солнечного сплетения.

 

Анахата – расположена в центре грудины

 

Вишудха – расположена в области горла.

 

Аджна чакра – межбровье, центр лба.

 

Сахасрара чакра – находится в области темечка.

 

Во всех случаях глаза должны быть закрыты на всех этапах выполнения медитации. Закрыв глаза, занимающийся внутренним взором направляет все свое внимание на ту область, где должна быть расположена интересующая его чакра. Никакие другие мысли, кроме как о данной чакре (ее локализации, форме и свойствах) недопустимы. Поначалу вы ничего не увидите. Затем в области чакры начнет ощущаться какая-то тяжесть, жжение или упругость. Затем чакры начнут ощущаться в виде неких плотных сгустков. Наконец, успех в упражнении будет сопровождаться "зажиганием" чакры, когда избранная для сегодняшнего занятия чакра начнет видеться как яркий шарик, светящийся соответствующим цветом. Первая неделя занятий, возможно, не приведет даже к ощущению чакр как плотных сгустков. Не следует огорчаться и самим увеличивать время занятий (5-10 минут для первой недели являются пределом). В первые месяцы тренировок за одно занятие не следует концентрироваться на более чем одной или максимум двух чакрах. Не следует спешить. Когда все чакры будут ощущаться как светящиеся и излучающие шары, имеет смысл за одно занятие "просматривать" их все, соответственно только что приведенной последовательности. Это — контроль успешного выполнения данного упражнения. Такая процедура полного выявления всех основных чакр вдоль Сушумны может при этом занимать 20-30 минут. Больше концентрироваться ни в коем случае не следует, так как может произойти перегрузка ваших душевно-физических возможностей. Со временем это ограничение отпадает.

Это вариант практики медитации  на чакрах для начинающих. В более продвинутых практиках можно добавлять биджу мантру для каждой чакры, янтру — графическое изображение чакры и вибрацию — специальные звуки, активизирующие чакры.

Сочетание внешней и внутренней тратаки.

  Человек сначала смотрит в течение некоторого времени на какую либо точку или внешний объект, затем закрывает глаза и смотрит на послеобраз этого же объекта. Как и прежде, можно использовать любой предмет, однако лучше всего подходит яркий объект, поскольку он формирует на сетчатке глаз отчётливый рисунок, который можно ясно видеть, закрыв глаза. Хотя этап внешней тратаки в определённой степени помогает сосредоточиться, его основная цель — создание чёткого внутреннего образа. Во время внутренней тратаки этот послеобраз действует как почти исключительный объект внимания. Если он достаточно яркий и чёткий, то будет, в каком то смысле, зачаровывать ваше внимание так, что вы больше ничего не будете осознавать. Это как раз то, что нужно, ибо ведёт к сосредоточению умственных сил и, в свою очередь, к медитации.

Метод сочетания внешней и внутренней тратаки особенно полезен тем, кому крайне трудно по своей воле создавать внутренний образ без внешнего прототипа. Те люди, которые могут без труда создавать устойчивый и чёткий внутренний образ без помощи внешнего объекта, могут практиковать одну лишь внутреннюю тратаку.

Для примера возьмём концентрацию на пламени свечи. Метод делится на две части: внешняя тратака на свече и внутренняя тратака на послеобразе. Те, кто хочет, могут делать только внешнюю тратаку, тогда как остальные могут выполнять обе части, одну после другой. Выбор за вами.

Зажгите свечу и поставьте её на маленькую скамейку или на стол так, чтобы пламя находилось на уровне глаз, когда вы сидите на полу. Сядьте на пол и устройтесь таким образом, чтобы свеча находилась на расстоянии вытянутой руки от ваших глаз и прямо перед вами. Выберите такое положение, чтобы вам было удобно сидеть с выпрямленной спиной. Закройте глаза и расслабьте все тело.

Техники медитации

Пусть всё ваше тело станет подобно статуе. Примите твёрдое решение, что вы не будете шевелиться в течение всего занятия; если вы пошевелитесь, ваше осознание сразу же отвлечётся от практики. Подготовка очень важна, поэтому полностью сосредоточьтесь на своём теле; постарайтесь не думать ни о чём другом.  Когда будете готовы, откройте глаза. Пристально смотрите на пламя, направляя своё внимание в особенности на кончик фитиля.

Не смотрите ни на что другое, только на пламя и фитиль. Старайтесь не моргать и не двигать глазными яблоками. Не перенапрягайте глаза. Если необходимо моргнуть — моргните. По мере практики вы обнаружите, что способны пристально смотреть, не мигая, в течение длительного времени. Важно как можно больше расслаблять глаза; если они напряжены, постарайтесь их расслабить. Именно напряжение глаз заставляет их мигать.

Многие люди слишком стараются не моргать, отчего возникает напряжение и становится более трудно контролировать это мигающее движение. Не старайтесь чрезмерно, и вы заметите, что глаза автоматически перестают мигать. Удерживайте своё осознание на пламени свечи и фитиле. Сосредоточивайте своё осознание таким образом, чтобы перестать осознавать своё тело. Если ваш ум блуждает, мягко возвращайте его к выполняемой практике. Первоначально продолжайте такое пристальное рассматривание в течение 2—3 минут. Затем закройте глаза.

Каждый когда нибудь смотрел на солнце, а затем, закрыв глаза, видел чёткий образ, который свет оставил на сетчатке глаз. Аналогичным образом, постарайтесь увидеть послеобраз пламени свечи перед своими закрытыми глазами. Если вы не видите послеобраз, не огорчайтесь; для этого необходима практика. Тем временем просто попытайтесь зрительно представить себе пламя. Обычно образ смещается вверх или вниз; постарайтесь сделать его устойчивым.

Постарайтесь полностью осознавать только послеобраз. Если возникают какие нибудь мысленные видения, посторонние мысли или другие переживания, просто оставайтесь свидетелем. Никак не реагируйте на них; просто позволяйте им появляться и следите за ними без всякого интереса. Действуйте таким образом до тех пор, пока послеобраз остаётся чётким. Когда образ начнёт исчезать, откройте глаза и вновь смотрите на пламя свечи и фитиль. Сосредоточивайте своё осознание на внешнем пламени и ни на чём ином. Продолжайте это рассматривание в течение 2—3 минут, снова, по возможности, не моргая глазами.

Затем вновь закройте глаза и рассматривайте внутренний образ до тех пор, пока он остаётся чётким и различимым. Продолжайте поочерёдно повторять внутреннюю тратаку и внешнюю тратаку, пока позволяет время. Затем, перед тем как закончить практику, закройте глаза и рассматривайте тёмное пространство перед своими закрытыми глазами.

Наблюдайте за любыми действиям, которые могут там происходить, стараясь оставаться лишь свидетелем без какой либо заинтересованности. Осознавайте все мысли, которые возникают. Занимайтесь этим в течение нескольких минут. Затем откройте глаза и задуйте свечу.

 

Наблюдение за внутренними процессами или тем, что происходит внутри нас.

Самый простой и широко распространённый метод — сосредоточение на дыхании.

Примите удобную позу и закройте глаза. Постарайтесь расслабиться.Наблюдайте за своим дыханием.  Вы не должны пытаться контролировать ритм и течение дыхания. Нужно просто наблюдать как вы делаете вдох и выдох как бы со стороны.  Просто обратите свой внутренний взор(внимание – в следующих статьях я попытаюсь об этом рассказать подробней) на дыхание. Не пытайтесь бороться с мыслями, просто наблюдайте за своим дыханием. Постепенно вы начнёте замечать что дыхание это не просто вдох и выдох, это одно целое.  Это один непрерывный процесс похожий на замкнутый круг. Можно акцентировать своё внимание на моменты вдоха и выдоха, либо на промежутки между вдохами и выдохами. Постепенно вы научитесь наблюдать за всем процессом как за единым целом, но для начала сойдёт и это. Дыхание станет медленным, если вы не будете пытаться контролировать, а просто наблюдать за ним. Постепенно мысли сами покинут вас и вы почувствуете спокойствие. Постарайтесь как можно дольше прибывать в таком состоянии, это и есть медитация, дхьяна

Вторая методика более сложная и к ней лучше приступать после первой. Суть её заключается на контроле ритма дыхания. Дышать нужно стараться спокойно и размеренно, с каждым вдохом всё замедляя темп. Ваша цель постараться дышать примерно в 2 раза реже чем при обычном ритме. Сразу конечно не получится, но проявите силу воли у упорства, и с нескольких попыток я уверен у вас получится. Первое время вы будете дышать сбивчиво, то есть вдох будет быстрее выдоха и наоборот. Советуем сначала попробовать первую методику, поскольку она позволяет относится к дыханию как к одному целому и чувствовать ритм вдохов и выдохов.

Физические ощущения
Практика медитации с наблюдением за физическими ощущениями предполагает такое же пристальное внимание к деталям, какое необходимо в наблюдении за дыханием. Здесь вы будете проникать глубоко внутрь каждого ощущения, которое привлечет ваше внимание, например, изучать, насколько горячи или холодны ладони, наблюдать за вытяжением позвоночника или ощущением мягкости в нижней части тела. Наблюдение за определенной эмоцией или чувством дискомфорта в той или иной области тоже возможно. Что бы вы ни выбрали, это должно оставаться точкой фокуса на протяжении всей практики.

Использование звука
В мантра-йоге в качестве объекта медитации используют определенный звук  мантру, инструмент мысли. Процесс повторения мантры называют джапой, что значит «повторение вслух». Как сосредоточенная молитва и аффирмация должны быть наполнены намерением и чувством, медитация с мантрой требует от практикующего осознанной вовлеченности. Ритуальные песнопения, более протяженный вариант мантра-йоги — эффективный способ погрузиться в медитацию. Использование мантры  является очень эффективным и сравнительно простым способом медитировать.

Говоря о звуке, следует упомянуть медитацию на внутренних звуках. Медитация на внутренних звуках может выполняться с заткнутыми ушами или без этого, если позволяет обстановка. По мере сосредоточения и продвижения в практике внутренние звуки становятся всё более отчетливее.

Динамическая медитация Ошо

 

Можно заниматься этой техникой индивидуально или в группе. Если возможна групповая медитация, энергия будет особенно мощной, и результаты особенно сильными. Ею нужно заниматься на пустой желудок, с закрытыми глазами или с повязкой на глазах, и с минимумом одежды на теле.

 

ПЕРВАЯ СТАДИЯ. Десять минут глубокого, быстрого дыхания через нос. Пусть ваше тело будет настолько расслабленным, насколько возможно. Тогда начинайте глубокое, быстрое, беспорядочное дыхание — настолько глубокое и быстрое, насколько возможно. Дышите так интенсивно в течение десяти минут. Не прекращайте, будьте полностью в этом. Если тело хочет двигаться во время этого дыхания, позвольте ему, содействуйте ему полностью.

 

ВТОРАЯ СТАДИЯ. Десять минут катарсиса, полного содействия любой энергии, которую породило дыхание. Делайте акцент на катарсисе и совершенном "будь что будет". Просто позвольте случиться тому, что случится. Не подавляйте ничего. Если вам хочется плакать -плачьте, если хочется танцевать — танцуйте. Смейтесь, кричите, вопите, прыгайте, дергайтесь — все, что вам хочется делать, делайте.

 

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ. Десять минут выкрикивания Ху-Ху-Ху. Поднимите руки над головой и подпрыгивайте вверх и вниз, продолжая выкрикивать Ху-Ху-Ху. Прыгая, твердо приземляйтесь на ступни ног, чтобы этот звук проник глубоко в половой центр. Истощите себя совершенно.

 

ЧЕТВЕРТАЯ СТАДИЯ. Пятнадцать минут остановки, застывшего пребывания в той позе, в какой вы есть. Дыханием была пробуждена энергия, очищена катарсисом и поднята суфийской мантрой ХУ. И теперь позвольте ей действовать глубоко внутри вас. Энергия — значит движение. Если вы больше не выбрасываете ее вовне, она начинает работать внутри.

 

ПЯТАЯ СТАДИЯ. От десяти до пятнадцати минут танца, празднования, благодарения за глубокое блаженство, которое вы испытали.

 

Ошо предложил другую форму динамической медитации для тех, кто не может производить шум в помещениях, где проводится медитация. Согласно этой технике, энергию нужно удержать внутри, все звуки удерживаются внутри, а не выбрасываются наружу. Для тех, кто может полностью войти в нее, это очень глубокая форма медитации, потому что энергия внутри и может проникнуть глубоко внутрь.

 

Ее стадии те же, что описаны выше. Позвольте вашему телу взорваться катарсисом во второй стадии, не производя никаких звуков.

 

Освобождение, очищение произойдет исключительно через движение тела. Не подавляйте ничего. Если вы хотите вопить, позвольте воплю выразиться через тело. Потом в третьей стадии вбивайте звук ХУ глубоко внутрь. Держите звук внутри, но будьте полностью с ним, будьте насыщены им, концентрируйте его в себе.

Все, что вы обнаружите в этом мире, к чему-то принадлежит, все, что мы имеем в этой жизни, – привязанность. Это – тело, это – ум. И вся наша жизнь – забота о наших привязанностях, о том, от чего мы зависим, к чему мы принадлежим. Вся наша энергия, вся наша сила, вся наша активность в жизни уходит на то, чтобы поддерживать свою личность – эго. Но если мы отбросим эго, отбросим свою принадлежность к чему-то, если мы выйдем за рамки принадлежности, потому что мы не принадлежим к чему-то конкретно – мы вернемся к самому себе. Вернемся путем развития физической и умственной осознанности. А затем, отбросив и это, мы обретем самадхи. Это можно обрести, лишь став свидетелем, наблюдателем. А такая способность обретается в медитации. Медитация – великая наука освобождения. И с помощью практики мы обретаем гармонию, мир, блаженство, покой. Именно медитация может привести вас к освобождению, просветлению, самадхи.

 Техники медитации

 

Комментарии запрещены.

РАССКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА О НАС ДРУЗЬЯМ!

 

ЛЕЧЕНИЕ И ПАНЧАКАРМА В ИНДИИ

 

ЧАВАНПРАШ

АЮРВЕДА ИЗ ИНДИИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ ПО МИНИМАЛЬНЫМ ЦЕНАМ! БОЛЬШОЙ АССОРТИМЕНТ В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ

© Все материалы сайта охраняются законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке активная ссылка на источник Аюрведа https://www.evaveda.com обязательна!