Ньяса
Ньяса буквально означает прикладывать. В процессе данного обряда кончики пальцев рук и ладонь правой руки прикладываются к различным частям тела с одновременным повторением определенных мантр.
Ньяса обычно используется в тантрических ритуалах и перед некоторыми пранаямами в практике йоги. Посредством совершения ньяса садхака активирует (или призывает) определенные энергии в своем теле. Существует достаточное количество ньяса, которые различаются в зависимости от характера и цели поклонения. К примеру, это, Риши-ньяса, Кара-ньяса, Анга-ньяса, Варна-ньяса, Пада-ньяса, Дашататтва-ньяса, Матрика-ньяса и другие. Также существуют различные вариации выполнения ньяс: Сришти-крама-ньяса (ньяса в порядке создания), Стхити-крама-ньяса (ньяса в порядке сохранения), Самхара-ньяса (ньяса в порядке разрушения), а также ньясы бывают внешние — бахья-ньясы, и внутренние — антар-ньясы.
Основные ньясы:
- Риши-ньяса. Bертикально, вдоль сушумны, расположены важные центры жизненной силы, включая ноги. Эти центры активируются через риши-ньясу, и она, как правило, совершается первой из ньяс. Риши-ньяса включает в себя основные характеристики мантры:
Риши — это мудрец, который открыл данную мантру, пробудил ее силу. Поскольку этот Риши является основной изначальный Гуру данной мантры, его ньясу следует выполнять на голове.
Чханда – все инструменты (буквы) мантры, ее метрический размер. Буквы слов составляют чханду и произносятся ртом. Следовательно, ньяса чханды совершается на рту.
Девата – Божество мантры, прана-шакти или жизненный принцип, пробуждающий, направляющий и контролирующий всю активность мантры в организме. Девата расположен в сердце и поэтому ньяса совершается на сердце.
Биджа – квинтэссенция, которая проливает свет на энергию мантры называется биджа (семя), поэтому эта ньяса совершается на репродуктивных органах (промежность).
Шакти – энергия, элемент, с помощью которого Биджа становится мантрой; эта ньяса совершается на ногах.
Килака — это то, что сохраняет или поддерживает равновесие мантры; ньяса совершается в пупке. Бывает, что этот элемент отсутсвует.
Винийога — руководство к реализации мантры в целом, объясняющее все вышеуказанные элементы. Кроме того, в винийоге указываются плоды мантры (результаты мантра-садханы). Считается, что без знания винийоги мантра-садхана не принесет положенных результатов. Ньяса этого элемента совершается на все тело в завершение Риши-ньясы.
- Кара-ньяса — это ньяса рук, в которой активизируются центры на кончиках пальцев и на ладони. Есть разные варианты исполнения кара-ньясы. К примеру, поочередно с мантрами соединяются пальцы, затем тыльные и внешние стороны ладоней. Некоторые садхаки сначала просто касаются большого пальца внешней стороной фаланги указательного пальца и произносят соответствующую мантру, а потом большим пальцем ксаются всех остальных; в конце соединяются тыльные стороны ладоней, а пальцы обеих ладоней сцепливаются. В некоторых вариантах в конце делаются просто хлопки, сначалa пальцами правой ладони — по внутренней стороне левой и наоборот. Считается также, что на пальцах расположены Дэвата-питхи и этими жестами садхака их соединяет. Вот мантры, произносимые в кара-ньясе (обычно перед ними добавляются биджи или части основной мантры, а также Пранава — Ом):
a~NguShTAbhyAM namaH – соединяя большие пальцы
tarjanIbhyAM namaH – соединяя указательные пальцы
madhyamAbhyAM namaH – соединяя средние пальцы
anAmikAbhyAM namaH – сединяя безымянные пальцы
kaniShThikAbyAM namaH – соединяя мизинцы
karatala karapR^iShThAbhyAM namaH – соединяя ладони (с двух сторон)
- Хридая-ньяса, или анга-ньяса — это ньяса частей тела. Хридая-ньяса начинается с сердца и, в основном, активизирует верхние центры. Данная ньяса делается после того, как садхака настроил свой ум и тело на то или иное Божество. Хридая-ньяса даёт возможность энергии Божества проявиться в высшей степени пространства и реальности, где совершается пуджa. "Хри" — сердце, "дайя" — милость, сострадание, самопожертвование.
Ньяса должна выполняться следующим образом:
— правой рукой в положении джняна-мудры следует коснуться кончиками двух пальцев центра груди с мaтрой "hRidayAya namaH";
— внутренней стороной ладони правой руки коснуться лба с мантрой "shirase svAhA". При этом большой палец загнут во внутрь ладони;
— большим пальцем правой руки коснуться макушки головы с мантрой "shikhAyai vashaT", остальные пальцы руки coгнуты в кулак.
— с мантрой "kavacAya huM" коснуться оснований рук (чуть ниже плечей) пальцами перекрещенныx рук. Основная деталь, которую многие не учитывают при выполнении этой ньясы — левая рука должна находиться поверх правой, eсли это шактийское Божество, a если шайвовское — то наоборот.
— коснуться пальцами трех глаз: левого — безымянным, правого — указательным, третьего глаза — средним, с мантрой "netratrayAya vauShaT". Этим жестом открываются энергии трех шакти Шивы: левый глаз — Кали, правый — Сарасвати, третий — Тpипурасундари, ее также отождествляют с Лакшми, она же — Тригунатмика шакти.
— cделать круговое движение вокруг головы правой рукой, при этом большой палец касается безымянного и мизинца, a средний и указательный — вытянуты. После чего указательным и средним пальцами правой ладони произвести удар три раза по раскрытой левой ладони с мантрой "astrAya phaT". Круговое движение распределяет энергию в энергоструктуре тела, нанося удар мы активизируем ряд центров в ладонях, связанныx с божествами планет (грах). Кроме того, это движение есть также ограждение десяти сторон пространства, находящихся вокруг садхаки, над ним и под ним от негатива и притягивание положительных влияний.
В ньясе задействованы: сердце, голова, волосы, кожа, три глаза, ладонь. Эти ньясы защищают от негативных внедрений при практикe поклонения. Как правило, во всех ньясах, перед основными мантрами, добавляются биджа-мантры того Божества, с которым эти ньясы связаны.