1
ПУЛЬСОВАЯ ДИАГНОСТИКА БЕСПЛАТНО! АЮРВЕДИЧЕСКИЙ И ТАЙСКИЙ МАССАЖ В КАЗАНИ. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИЕТА. ПУЛЬСОВАЯ ДИАГНОСТИКА БЕСПЛАТНО! ЗАПИСЬ ПО ТЕЛ. +7-9272-46-76-32

+7-927-246-76-32 без выходных

Аюрведа Смотреть на Ютуб

Аюрведа о человеке

Аюрведа о человеке

Аюрведа учит, что человек — это микрокосмос, Вселенная. Человек — дитя космических сил внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления. В холистическом смысле, взгляды Аюрведы на здоровье и «болезнь» принимают во внимание присущую человеку связь между индивидуальным и космическим духом, индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей. Согласно учению Аюрведы, человеку присущи четыре биологических и духовных устремления: религиозное, к финансовому преуспеванию, воспроизведению и свободе. Хорошее здоровье необходимо для осуществления этих запросов. Аюрведа помогает здоровому поддержать здоровье, а больному восстановить его. Это — медико-метафизическая наука оздоровления жизни, мать искусства врачевания. Практиковать Аюрведу — значит содействовать благополучию, здоровью и творческому росту. Практическое знание самооздоровления может быть постигнуто каждым через изучение истин Аюрведы. Можно существенно увеличить срок жизни и избавиться от страданий путем надлежащего сбалансирования всех энергий в теле. Способность индивидуума к самооздоровлению — основная концепция аюрведической науки.

ЧЕЛОВЕК, КАК МИКРОКОСМ

Человек является микрокосмосом. Так же, как пять элементов находятся повсюду в материи, также они существуют в каждом человеке. В человеческом теле много мест, где проявлен элемент эфира. Например, пространство есть во рту, в носу, в кишечно-желудочном тракте, дыхательных путях, животе, грудной клетке, капиллярах, лимфе, тканях и клетках.

 

Пространство в движении называется воздухом. Воздух — второй космический элемент, элемент движения. В человеческом теле воздух проявляется в многообразных движениях мышц, пульсации сердца, расширении и сокращении легких, в движениях стенок желудка и кишечного тракта. Под микроскопом можно видеть, что даже клетка пребывает в движении. Реакцией на раздражение является движение нервных импульсов, проявляющихся в сенсорном и моторном движениях. Все движения центральной нервной системы целиком управляются воздухом.

Третий элемент — огонь. Источником огня и света в солнечной системе является солнце. В теле человека источник огня — это обмен веществ, метаболизм. Огонь действует в системе пищеварения. Огонь проявляется, как интеллект в сером веществе клеток мозга. Огонь проявляется также в сетчатке глаза, воспринимающей свет. Таким образом, температура тела, процесс пищеварения, мышление и способность видеть — всё это функции огня. Весь метаболизм и ферментная система контролируются этим элементом.

Вода — четвертый важный элемент в теле. Она проявляется в секреции желудочного сока и слюнных желез, в слизистых оболочках, в плазме и протоплазме. Вода жизненно важна для функционирования тканей, органов и различных систем тела. Например, обезвоживание организма, в результате рвоты и поноса, должно быть устранено немедленно для спасения жизни пациента. Так как вода столь жизненно важна, вода в теле называется Водой Жизни.

Земля — пятый и последний элемент космоса, который присутствует в микрокосмосе. Жизнь становится возможна на данном уровне, потому что земля держит всё живое и неживое на своей поверхности. Твердые структуры тела — кости, хрящи, ноги, мускулы, сухожилия, кожа и волосы — всё произошло из земли.

ЧУВСТВА (ВОСПРИЯТИЯ)

Эти пять элементов проявляются в функциях пяти чувств человека, так же, как и в его физиологии. Эти элементы непосредственно связаны со способностью человека воспринимать окружающий его мир. Через органы чувств они также связаны с пятью действиями, соответствующими функциям сенсорных органов.

Основные элементы — эфир, воздух, огонь, вода и земля — связаны со слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием, соответственно. Эфир является посредником, передающим звук. Этот эфирный элемент связан с функцией слуха. Ухо, орган слуха, выражает действие через органы речи, которые придают смысл человеческому звуку.

Воздух связан с чувством осязания; органом осязания является кожа. Органом, передающим чувство осязания, является рука. Кожа на руке очень чувствительна, рука наделена способностью держать, давать и принимать.

Огонь, проявленный, как свет, тепло и цвет, связан со зрением. Глаз, орган зрения, управляет ходьбой и, таким образом, связан с ногой. Слепой человек может ходить, но без выбора направления. Глаза дают направление действиям при ходьбе.

Вода связана с органом вкуса — без воды язык не может ощущать вкус. Язык тесно связан с функциями гениталий (пенис и клитер). В Аюрведе пенис или клитер считаются низшим языком, а язык во рту — высшим языком. Человек, контролирующий высший язык, естественно контролирует и низший язык.

Элемент земля связан с чувством обоняния. Нос, орган обоняния, функционально связан с действиями ануса, органа выделения. Эта связь проявляется у человека, имеющего запор или нечистую прямую кишку, — у него дурное дыхание, его обоняние притуплено.

Аюрведа относится к телу человека и его чувственным ощущениям, как к проявлению космической энергии, выраженной в пяти основных элементах. Древние риши постигли, что эти элементы берут начало из чистого Космического Сознания.

Аюрведа стремится дать возможность каждой индивидуальности привести свое тело в совершенную и гармоничную связь с этим Сознанием.

 

ПОНЯТИЕ ТРИДОШИ

Основные элементы — эфир, воздух, огонь, вода и земля проявляются в человеческом теле, как три фундаментальных принципа, или признака, известных как тридоша. Из эфира и воздуха проявляется телесный воздух, называемый вата (по санскритски — вата доша).

Огонь вместе с водой проявляются в теле, как принцип огня, именуемый питта. Земля с водой проявлены, как вода тела, известная, как капха.

Эти три элемента — вата, питта, капха — ответственны за все биологические, психологические и физиопатологические (болезнетворные) функции тела, ума и сознания. Они действуют и как основная составляющая часть тела, и как защитный барьер, создавая нормальный психологический фон. Когда эти элементы разбалансированы, то возникают болезненные процессы.

Тридоша отвечает за естественные потребности и за индивидуальные склонности к пище, ее вкусу, температуре и т.д.

Тридоша ответственна за творение, поддержание и распад тканей тела, за удаление продуктов распада из тела, а также за психические проявления, включая эмоции страха, гнева и алчности, за высший уровень человеческих эмоций — понимание, сочувствие и любовь. Таким образом, тридоша — основа психосоматического существования человека. Основная конституция каждой индивидуальности определяется при зачатии. Во время оплодотворения мужская субстанция, сперматозоид, соединяется с женским элементом — яйцеклеткой. В момент этого соединения определяется строение индивидуума, путем комбинаций телесного воздуха, огня и воды, которые проявлены в телах родителей.

Обычно, существуют семь типов конституции тела: 1) вата, 2) питта, 3) капха, 4) вата-питта, 5) питта-капха, 6) вата-капха, и 7) питта-капха. Среди этих семи основных типов есть множество вариантов, которые зависят от количественного содержания элементов вата-питта-капха в конституции тела.

Конституция по санскритски называется пракрити. Этот термин означает — «природа», «сотворенное» или «первоначально созданное». Первично выраженные пять элементов в теле являются его конституцией.

Основная конституция индивидуума остается неизменной в течение всей жизни, как генетически определенная. Комбинация элементов, присутствующих при рождении, остается постоянной. Однако, комбинации элементов, которые управляют длительными физиопатологическими изменениями в теле, варьируются, в зависимости от изменений внешней среды.

В жизни повсеместно происходит непрерывное взаимодействие между внутренней и внешней средой. Внешняя среда включает в себя космические силы (макрокосмос), а внутренние силы (микрокосмос) управляются принципами вата-пита-капха. По Аюрведе, основной принцип оздоровления состоит в том, что человек может создавать равновесие внутренних сил, действующих в индивидууме, изменяя диету и жизненные привычки, чтобы противостоять изменениям внешней среды.

Согласно Аюрведе, первым условием оздоровления себя и других является понимание трёх доша. Концепция вата-питта-капха уникальна в Аюрведе, она содержит потенциал для революции в оздоровительной системе Запада. Однако, концепцию трех принципов и санскритские слова вата, питта, капха очень трудно перевести в западные понятия.

Вата является принципом движения. То, что двигается, называется вата. Поэтому, слово «вата» может быть переведено, как телесный воздух. Однако, элемент воздух во внешней атмосфере не такой, как воздух в теле.

Телесный воздух-вата можно охарактеризовать, как тонкую энергию, управляющую биологическим движением. Этот биологический принцип движения вызывает все тонкие изменения в обмене веществ. Вата сформирована из двух элементов — эфира и воздуха. Вата управляет дыханием, миганием глазных век, движением в мышцах и тканях, пульсацией сердца, всеми расширениями и сужениями, движениями цитоплазмы и клеточных мембран, движением одиночных импульсов нервных клеток.

Вата управляет такими чувствами и эмоциями, как страх, тревога, боль, трепет и спазмы. Толстая кишка, тазовая впадина, кости, кожа, уши и бедра — местоположения вата. Если в теле развивается избыток вата, он будет скапливаться в этих областях. Слово «питта» переводится, как «огонь», хотя этот термин не означает буквально огонь. Огонь свечи или огонь пожара можно видеть, но телесная тепловая энергия питта-доша, проявленная, как процесс обмена веществ, невидима.

Питта управляет пищеварением, поглощением (всасыванием), растворением, питанием, обменом веществ, температурой тела, цветом кожи, блеском глаз, а также интеллектом и пониманием.

Питта пробуждает гнев, ненависть и зависть. Тонкая кишка, желудок, потовые железы, кровь, жир, глаза и кожа — это места питта. Питта формируется из огня и воды.

Капха переводится, как биологическая вода, этот элемент тела сформирован из двух элементов — земли и воды. Капха скрепляет элементы тела, поставляя материал для его физической структуры.

Эта доша поддерживает сопротивляемость организма. Вода — основная составляющая капха. Эта телесная вода физиологически ответственна за биологическую крепость и прочность тканей тела.

Капха смазывает сочленения суставов, увлажняет кожу, помогает заживлению ран, заполняет пространство в теле, дает биологическую крепость, энергию и стабильность, поддерживает хорошую память, дает энергию для сердца и легких, поддерживает иммунитет. Капха присутствует в грудной клетке, горле, голове, полостях, в носу, во рту, желудке, сочленениях, протоплазме, плазме, жидких выделениях, таких, как слизь. В сфере психики, капха отвечает за эмоции привязанности, алчности, долговременной зависти, она выражена в стремлении к спокойствию, прощению и любви. Грудная клетка — местонахождение капха.

Равновесие тридоша необходимо для здоровья. Например, воздух — возбудитель телесного огня, но для контроля над огнем необходима вода, иначе огонь в теле сожжёт ткани. Вата двигает капху и питту, ибо капха и питта сами неподвижны. Вся тридоша в целом руководит деятельностью обмена веществ: анаболизм (ассимиляция) — капха, катаболизм (диссимиляция) — вата и метаболизм (обмен) — питта. Когда вата выходит из равновесия, метаболизм будет нарушен, что приведет к излишку катаболизма, который является процессом порчи или разрушения в теле.

Когда анаболизм больше, чем катаболизм — возрастает норма роста и восстановления органов и тканей. Излишек питта нарушает метаболизм, при излишке капха возрастает уровень анаболизма, а излишек вата создает истощение (катаболизм). В детстве преобладают анаболизм и элемент капха, так как это время интенсивного физического роста. Для зрелости наиболее характерны метаболизм и элемент питта, ибо на этой стадии тело стабильное и зрелое. В старости преобладают катаболизм и вата, ибо тело начинает разрушаться.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИИ

 

Важно помнить, что эти описания отражают чистый аспект каждого из составляющих элементов, однако не существует такой индивидуальной конституции, которая состояла бы только из одного элемента. Напротив, каждая личность является комбинацией всех трех элементов, с преобладанием одного или двух.

Поэтому  необходимо предостеречь от излишне буквальных выводов о своей конституции, сделанных на основе этих основных описаний. Определение отдельного конституционального типа при помощи карты должно лишь помочь найти сведения о характерных аспектах жизни, таких, как диета, поддержание режима, способствующего хорошему здоровью.

 

ВАТА КОНСТИТУЦИЯ

Люди вата конституции обычно физически слабо развиты. У них плоская грудная клетка, видны вены и сухожилия. Они смуглы, кожа их холодная, грубая, сухая и в трещинах. Она обычно имеет несколько родинок темного цвета. Вата личности обычно или слишком высоки, или слишком низки, с тонким телосложением, которое обнаруживает преобладание суставов и костного остова из-за слабого мускульного развития. У них редкие вьющиеся волосы, тонкие ресницы и бесстрастные глаза. Глаза могут быть впалые, маленькие, сухие, с мутной и сухой внешней и внутренней оболочками. Ноги грубые и хрупкие. Кончик носа изогнутый и вздернутый.

Физиологически аппетит и пищеварение могут быть различны. Вата личности обожают сладкое, кислое и соленое и любят горячее питье. Выработка мочи недостаточна, стул сухой, затрудненный и в малом количестве. Имеют склонность к испарине больше, чем другие типы конституций. Их сон может быть нарушен, и они могут спать меньше, чем другие типы. Их руки и ноги часто холодны. Эти личности творческие, активные, бдительные и беспокойные. Они говорят и ходят быстро, но легко устают. Психологически они характеризуются короткой памятью, но быстрым восприятием. Они могут что-то моментально понять, но вскоре могут забыть это. У них небольшая сила воли со склонностью к психологической неуравновешенности, мало терпимости, уверенности, смелости. Сила их разума слаба, они нервны, пугливы, подвержены многим беспокойствам.

Каждый конституциональный тип также типичный образец взаимодействия с окружающей средой. Личности вата склонны быстро зарабатывать деньги и так же быстро их тратить. Поэтому, они обречены оставаться бедными.

 

ПИТТА КОНСТИТУЦИЯ

Эти люди имеют средний рост, стройны, изящного телосложения. Их грудь обычно не так узка, как у людей вата, и они имеют среднюю выраженность вен и мускульных сухожилий. У них много родинок или веснушек, синеватых или коричнево-красных по цвету. Их костяк не так выявлен, как у личностей вата. Мышечное развитие у них умеренное.

Цвет лица у питта личностей может быть медного оттенка, желтый, красноватый или светлый. Кожа у них мягкая, теплая и менее морщинистая, чем кожа вата. Волосы тонкие, шелковистые, рыжие или коричневатые, с тенденцией к ранней седине или к выпаданию. Глаза могут быть серые, зеленые или медно-коричневые и острые. Глазные яблоки выявлены умеренно. Конъюнктива влажная, красноватая. Ногти мягкие, форма носа заострена, кончик носа с тенденцией к покраснению.

Физиологически у этих людей активный обмен веществ, хороший кишечник, и, в результате, отличный аппетит. Обычно личности питта поглощают большое количество пищи и питья, но по природе склонны к сладкому, горькому и вяжущему на вкус, любят холодные напитки. Сон у них средней продолжительности, но непрерывный. Они производят большее количество мочи, их экскременты желты, жидки, обильны. Они склонны к чрезмерной испарине. Температура их тела слегка повышена, руки и ноги бывают теплыми. Личности питта не переносят солнечного света, жары и к тому же, тяжелой работы.

Психологически, питта личности имеют добрую волю к пониманию, они очень интеллигентны, остроумны, могут быть хорошими ораторами. Их эмоциональные склонности направлены к ненависти, гневу и зависти.

Они — честолюбивые личности, любят лидировать. Они ценят материальное процветание. Им нравится быть умеренно преуспевающими финансистами. Они наслаждаются, показывая свое богатство и роскошь.

 

КАПХА КОНСТИТУЦИЯ

Люди капха конституции имеют хорошо развитое тело. У них, однако, есть склонность набирать излишек веса. У них объемистая и широкая грудь. Вены и сухожилия у них не видны, поскольку у них толстая кожа. Они имеют хорошо развитую мускулатуру. Кости не выступают.

Их лица светлы и оживлены, кожа мягкая, блестящая, маслянистая, она может быть холодной и бледной. У них густые, темные, мягкие волнистые волосы. Глаза их глубокие, черного или коричневого цвета, белки глаз обычно очень белые, большие и привлекательные. Конъюнктива без тенденции к покраснению.

Физиологически капха личности обладают постоянным аппетитом, их пищеварительные функции весьма медленны, процесс всасывания пищи незначителен. Движения их медленны, они любят острую, горькую и вяжущую пищу.

Стул у них мягкий, может быть бледного цвета, эвакуация идет замедленно. Испарина у них умеренная. Сон здоровый и продолжительный. Они обладают большой жизнеспособностью, обнаруживая хорошее самообладание. Капха личности обычно здоровы, счастливы и миролюбивы.

Психологически они склонны к терпимости, спокойствию, прощению и любви, однако обнаруживают следы алчности, привязанности и собственничества (стяжательства). Их понимание медленное, но устойчивое: раз поняв что-то, они сохраняют это понимание.

Капха личности склонны быть богатыми. Они зарабатывают деньги и разумно распоряжаются ими.

 

МЕНТАЛЬНАЯ КОНСТИТУЦИЯ

В ментальном и астральном планах три качества, или гуны, соответствуют трем типам характеров, которые создают и физическую конституцию. Эти три основных качества — саттва, раджас и тамас.

Саттва выражает истину, понимание, чистоту, ясность, сострадание и любовь. Раджас приводит к тому, что ум действует на уровне чувств. Раджас содержит в себе движение, агрессию и направленность на внешнее. Тамас проявляется в невежестве, инерции, медлительности и глупости.

Люди саттвического темперамента имеют здоровые тела, их поведение и сознание очень чисты. Они верят в существование Бога, они религиозны, праведны, благостны.

Индивидуальности раджасического темперамента заинтересованы бизнесом, процветанием, могуществом и положением. Они наслаждаются богатством и обычно экстравертны. Они могут верить в Бога, но могут и внезапно изменить веру. Они хорошие политики.

Тамасичные личности ленивы, эгоистичны и способны разрушать других. Обычно они мало уважают других и не религиозны. Все их действия эгоистичны.

Личность саттвического темперамента достигает уровня самоосознания без больших усилий, но тот, кто пребывает в раджасе и тамасе, должны затратить много старания, чтобы достичь этого уровня.

Эти три тонких ментальных энергии представлены в типах поведения, которые могут быть исправлены и улучшены духовной практикой (такой, как йога).

Аюрведический врач (вайдья) может помочь в таком изменении поведения. Он знаком с функционированием этих качеств (саттва, раджас и тамас), и он может определить, какое качество преобладает в личности, наблюдая за поведением и диетой пациента.

Употребляя эти практические ключи, он может помочь пациенту придти к более уравновешенному образу жизни в психическом и физическом аспектах.

 

ПРИЗНАК КОНСТИТУЦИИ ВАТА ПИТТА КАПХА
Телосложение Тонкое Среднее Плотное
Вес тела Малый Средний Чрезмерный
Кожа Сухая, грубая, холодная, коричневая, черная Мягкая, маслянистая, теплая, светлая, красная, желтая Толстая, маслянистая, холодная, бледная, белая
Волосы Черные, сухие, курчавые Мягкие, маслянистые, рыжие или коричневые Густые, маслянистые, волнистые, темные или светлые
Зубы Выступающие, большие, кривые, десны тонкие Средних размеров, десны мягкие, цвет зубов желтоватый Крепкие, белые
Глаза Маленькие, тусклые, сухие. Коричневые, черные Проницательные, острые, зеленые, серые, желтые Большие, привлекательные, голубые, ресницы густые
Аппетит Изменчивый, недостаточный Хороший, избыточный, невыносимый Медленно возникающий, но устойчивый
Вкусовые склонности Сладкое, кислое, соленое Сладкое, горькое, вяжущее Острое, горькое, вяжущее
Жажда Непостоянная Чрезмерная Незначительная
Отходы Сухие, выходящие с трудом, запоры Мягкие, маслянистые, выходящие свободно Обильные, маслянистые, медленно выходящие
Физическая активность Очень активны Умеренно активны Апатичны
Ум Беспокойный, деятельный Агрессивный, интеллигентный Спокойный, заторможенный
Темперамент Боязливый, нерешительный, непредсказуемый Агрессивный, раздражительный, завистливый Спокойный, со склонностью к жадности и привязчивости
Вера Меняющаяся Фанатичная Твердая
Память Хорошая о недавнем, плохая о прошедшем Острая Замедленная, но длительная
Картины сновидений Страхи, полеты, прыжки, бег Огонь, гнев, насилие, война Вода, река, океан, озеро, плавание, романтика
Качество сна Недостаточный, прерывистый Короткий, но глубокий Тяжелый, продолжительный
Речь Быстрая Острая, язвительная Медленная, монотонная
Финансовое положение Бедны, быстро тратят деньги на пустяки Средний достаток, тратятся на роскошь Богаты, экономны, тратятся на пищу
Пульс Нитевидный, слабый, движение змеи Умеренный, скачущий, как лягушка Широкий, медленный, движение лебедя

Одними из самых известных средств Аюрведы является чаванпрашэликсир молодости и красоты, часто используемый в качестве базового средства для лечения различных заболеваний, трифала, ашвагандха и др. Не менее известен в настоящее время аюрведический массаж, используемый в комплексной терапии коррекции и очищении организма. Абъянга, Басти, Широдхара и др.

Аюрведа о человеке
Аюрведа о человеке

Аюрведа о человеке

 

Не является лекарственным средством и не заменяет традиционного медицинского лечения. Перед применением проконсультируйтесь с аюрведическим врачом для индивидуального назначения. Все материалы сайта имеют информационный характер. Рекомендуется консультация специалиста.

Дизайн упаковки может отличаться от представленного на сайте.

ЗАПИСАТЬСЯ

ПРЕПАРАТЫ МАССАЖИ ЙОГА КОНТАКТЫ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЧИТАТЬ ОТЗЫВЫ ВИДЕО СТОИМОСТЬ И ДОСТАВКА АКЦИИ И СКИДКИ

     Copyright © 2000-2024 Пранава Шамбари. Все права защищены. Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на источник www.evaveda.com    Политика конфиденциальности     Частые вопросы

Яндекс.Метрика