Меридианы в тайской медицине

Меридианы в тайской медицине

Линии меридианов сен

Хотя на первый взгляд может показаться, что тайская система энергетических меридианов очень сходна с китайской, это не совсем так. При значительном количестве совпадений между ними имеются и весьма существенные отличия.

В качестве наиболее яркого примера можно упомянуть тот факт, что взаимосвязь между энергетическими меридианами и внутренними органами, которая столь ярко выражена в китайской традиции, практически отсутствует в тайской трактовке; она, скорее, ближе к положениям индийской аюрведы. Так, практически все меридианы сен берут начало в области пупка и оканчиваются на конечностях тела. При этом они связаны не с какими-то конкретными внутренними органами, но, скорее, со всеми органами, тканями и системами человеческого организма, над которыми проходят их линии. Это полностью противоречит принятому в Китае подходу.

Тайские меридианы сен имеют очень много общего с индий- скими Haduc(nadis), при этом даже названия иногда совпадают. Например, Сен Сумана, Сен Ита, Сен Пингала в тайской традиции практически полностью соответствуют индийским Сушумна нади, Ида нади, и Пингала нади, принятым в йоге. Точки массажа биологически активных точек кожи, используемые в тайском массаже, также довольно часто идентичны индийским. Но даже при всем этом, считать эти две традиции полностью идентичными никак нельзя.

Нужно также заметить, что, несмотря на упоминание в древних текстах цветового обозначения для различных меридианов сен (красный, черный и белый — что примерно соответствует артериям, венам, и нервам), различия между ними не вполне ясны.

Традиционная тайская медицина вообще имеет мало связи с научной анатомией: так, линии меридианов ecu, главным образом, проходят в местах углублений между мышцами через довольно условные точки. Однако в некоторых случаях эти линии совершают совершенно внезапные повороты, их иногда бывает трудно проследить; в любом случае, логическому анализу с позиций современной научной медицины и, в частности, анатомии, расположение тайских линий сен не поддается.

Окончательную неясность вносят различия между Северной и Южной школами тайского массажа — которые, нередко, весьма существенны.

В результате практически все книги по тайскому массажу, изданные до сегодняшнего дня на Западе, отличаются в той своей части, где описываются линии энергетических меридианов сен — иногда слегка, но нередко и в очень значительной степени, даже прямо противоречат друг другу.

При этом в каждой такой книге приводится собственная схема расположения меридианов, и все эти схемы во многом отличаются друг от друга. Это может быть связано и с тем, что авторы описывают взгляды различных школ — но чаще всего к такому результату приводит стремление автора скомбинировать элементы различных традиций Востока в одно целое, что вряд ли возможно на практике.

Хороший пример — великолепная работа Марии Мер- кати «Тайский массаж» (Maria Mercati. Thai Massage — А step-by-step guide to traditional healing techniques. Marshall Publishing. London, 1998).

Здесь замечательно представлены приемы и техники тайского массажа, их последовательность, показания и противопоказания к выполнению, а также указан терапевтический или оздоровительный эффект; книга богато иллюстрирована, что упрощает ориентировку в материале для любого читателя. Однако в той части, где речь заходит о терапевтических комплексах тайского массажа, автор нередко сопровождает текст указаниями на расположение и название меридианов (в частности, мочевого или желчного пузыря), принятое в китайской традиции, но не в тайской. Ведь, как указывалось выше, тайская традиция не связывает меридианы сен с конкретными органами столь тесно, как другие восточные школы.

Хотя значительное сходство между китайской, индийской и собственно тайской традициями несомненно. Увидеть такое сходство важно для того, чтобы понять, что все традиции Востока имеют единые корни; однако описывать тайский массаж, объясняя его воздействие с позиций китайской или индийской медицины — это, бесспорно, технически неверный подход.

При описании элементов йоги, которые являются неотъемлемой частью тайского массажа, или связи массажа с дыханием, которая также строится по принципам индийской йоги.

Но вся тайская система в целом подается именно в том виде, как ее понимают в самом Таиланде. Так, описание десяти основных меридианов сен дано в полном соответствии с тем, как это преподается в крупнейшей школе массажа в Чанг Май. Нужно только заметить, что в основном здесь сделан упор на той модели, которая принята Северной школой тайского массажа. Кроме того, есть еще одна оговорка: Вам может встретиться такое написание отдельных терминов, которое отличается от известного Вам ранее. Это объясняется тем, что и по сей день в академических кругах не пришли к единому мнению относительно правильной транслитерации звуков тайского языка. Данный момент следует учитывать — и не стоит удивляться, если Вы встретите в каком-то источнике название меридиана Сен Галадхари (в отличие от Сен Калатари, которое используется здесь) либо Сен Иида (вместо Сен Ита).

Тем не менее, несмотря на различие трактовок и языковой барьер, можно смело утверждать, что все без исключения школы тайского массажа полностью сходятся как в определении десяти основных линий, по которым проходят энергетические меридианы человеческого организма, так и в вопросах соответствия определенной симптоматики нарушению функции одного из этих меридианов.

Едина также и общая базовая концепция понимания энергетики человеческого организма. В нормальном его состоянии (у практически здорового человека), потоки энергии свободно распространяются по всей сети бесчисленных меридианов. При этом они динамично перераспределяются в полном соответствии с потребностями тела при выполнении им своих функций в самых различных обстоятельствах.

Проблемы со здоровьем возникают в тех случаях, когда эти линии сен блокированы или разорваны, что ведет к энергетическому дисбалансу (о чем еще будет рассказано более подробно далее в тексте). Данные нарушения могут быть вызваны множеством самых различных причин — включая растяжение связок, травмы костей или мышц, кровоизлияния или воспаление, и так далее. Но, независимо от причин, поражение какого-либо из энергетических меридианов неминуемо приводит к дисбалансу энергии, нарушению ее нормального круговорота, и, как следствие — к нарушению функции тех или иных органов, входящих в зону действия данного меридиана.

Цель искусства нуад боран, или тайского массажа, состоит в том, чтобы восстановить нормальный энергетический баланс во всем организме путем надлежащей работы с меридианами сен.

  • Повседневный массаж, проводимый на регулярной основе, улучшает и всячески стимулирует работу энергетических меридианов, в результате чего укрепляется и улучшается здоровье, повышается общий жизненный тонус организма, стабилизируется эго энергетика. Это сказывается положительно как на физическом, так и на психологическом уровне. При блокировке или разрыве меридиана проводится терапевтический массаж для восстановления нормальной функции через лечение и стимуляцию поврежденных участков меридиана.

Именно поэтому в случае проведения обычного, повседневного тайского массажа полезно рассматривать его, как работу с отдельными частями тела и группами мышц в большей степени, чем фиксироваться на каком-либо конкретном меридиане сен.

На протяжении классического сеанса тайского массажа проводится работа последовательно со всеми частями тела пациента, с применением надлежащих приемов и техник. В этом случае линии меридианов массируются по сегментам — в той последовательности, в которой с ними сталкиваются при проведении сеанса; в результате стимулируется вся система меридианов в целом, без какого-либо специального акцента.

Так, при массаже нижних конечностей постепенно обрабатываются все линии сен, расположенные на ногах. Далее массаж перемещается на область спины — здесь происходит то же самое, и так далее. К моменту окончания сеанса будут обработаны практически все линии основных, «магистральных» меридианов тела.

В теоретическом плане представляется важным усвоить отношение к линиям меридианов, как к единым частям одного большого целого; каждый сегмент меридиана следует рассматривать, как один отрезков энергетического канала, которые в сумме составляют широко разветвленную сеть, которая, в конечном счете, охватывает каждую клетку человеческого организма и осуществляет снабжение ее жизненной энергией.

Овладев методами тайского массажа, Вы получаете возможность оказывать влияние на эти потоки энергии и даже отчасти регулировать, направлять их в соответствии с потребностями организма при различных видах патологии.

Соответственно, при проведении терапевтического массажа необходимо сконцентрироваться в большей степени именно -на конкретном меридиане. Начавшись с того сегмента, который был поврежден, работа продолжается далее по всему протяжению данного меридиана.

Перейдем далее к изучению десяти главных меридианов сен, детальное описание расположения и свойств которых приводится далее.

На рисунке показано расположение основных линий меридианов сен на теле человека в виде общей схемы. Все они активно отрабатываются в процессе классического сеанса тайского массажа.

О принятой системе обозначений

Сокращения «в» и «и» с цифрой (например в1, оЗ, и т.д.) введены для простоты и не являются какими-то специальными терминами, тем более — общепринятыми. Они обозначают только «внутренний» — в и «наружный» — н. Таким образом, первая наружная линия (будь то на ноге или руке) обозначается, как н1, а, например, третья внутренняя — как вЗ.

Эти линии не являются линиями самих меридианов сен в строгом смысле, однако существенно облегчают ориентировку и нахождение нужного меридиана либо его сегмента.

Обратите также внимание и на тот момент, что, опять же для упрощения задачи, здесь в качестве ориентиров будут использованы научные, общепринятые термины и названия из анатомии, хотя в традиционной тайской медицине это и не принято, во всяком случае, повсеместно и во всех школах.

Тем не менее, использование анатомической терминологии позволяет с максимально возможной -точностью указать расположение, как линий меридианов, так и биологически активных точек, которые на них расположены.

Сен Ита и Сен Пингала

Линии Ита (левая сторона тела) и Пингала (правая сторона) начинаются в области пупка,, спускаются по первой наружной (внешней) линии ноги (н1), затем поворачивают в коленных суставах, и возвращаются вверх по третьей внутренней линии ноги (вЗ) до края подвздошной кости. Здесь они сходятся в направлении позвоночника, и следуют далее вверх вдоль него, каждая со своей стороны, по первой линии спины (1), как это показано на рисунке

Рис. Линии Ита и Пингала по наружным линиям ног

Меридианы в тайской медицине

Рис. Линии меридианов Ига и Пингала на задней поверхности ног и спине

Части линий н2 и вЗ, расположенные ниже колена, рассматриваются, как вторичные ветви, но при массаже должны отрабатываться как составная часть меридианов Ипга и Пингала.

Начиная с основания черепа, меридианы Ита и Пингала продолжены уже не двумя, а тремя линиями: внешние ответвления заканчиваются в височных областях, а внутренняя ветвь проходит по средней линии головы до точки между бровями, как видно из рисунках

Меридианы в тайской медицине

Рис. Добавление ветви в области основания черепа (вид сзади)

Меридианы в тайской медицине Далее, в точке между бровями (в индийской и тайской традиции она часто именуется «третий глаз») срединная линия делится на две ветви, каждая из которых, огибая нос, заканчивается в ноздрях (с соответствующей стороны). Это изображено на рис. 

Меридианы в тайской медицине

Рис. Вид сверху

В тайской традиционной медицине принято считать, что меридианы Ита и Питала связаны со спиной, коленями, головой, носом и придаточным пазухам — каждый на своей стороне.

Сен Калатари

Линии Сен Калатари расходятся от пупка четырьмя ветвями в различных направлениях. Они спускаются вниз по второй внутренней линии обеих ног (в2), и поднимаются вверх по внутренним линиям руки (в1), заканчиваясь на пальцах ног и рук.

На задней части тела линии Калатари проходят по третьим наружным линиям ног (нЗ) и первым наружным линиям рук (н1). И далее — по второй линии спины с каждой стороны, вдоль линий Ита и Пингала, но

Меридианы в тайской медицине

Рис. Сен Калатари вид спереди)

чуть ближе к боковым поверхностям грудной клетки. На рисунках показано разветвление линий Калатари в области кистей рук.

Меридианы в тайской медицине

Рис.  Сен Калатари (вид сзади)

Сен Калатари связан с сердцем, грудной клеткой, конечностями. Кроме этого считается, что он играет основную роль в поддержании нормального психологического и духовного баланса.

Сен Сахатсаранжи и Сен Тавари

Линии Сен Сахатсаранжи (левая сторона тела) и Сен Тавари (правая сторона) берут начало также от пупка, спускаясь по первой внутренней линии (в1) соответствующей ноги.

Меридианы в тайской медицине

Рис.Линии Сен ахатсаранжи Рис. Линии Сахатсаранжи и Тавари. Вид спереди и Тавари. Вид сбоку

В области лодыжек происходит поворот, и далее линии поднимаются по второй наружной линии ноги (н2), далее идут по боковым поверхностям живота, сходясь в области грудины, как показано на рисунках. Затем, пройдя через края ключиц, они поднимаются по лицу и заканчиваются в глазах.

Сахатсаранжи и Тавари связаны, каждый со своей стороны, с глазами, грудной клеткой, и низом живота.

В области лодыжек происходит поворот, и далее линии поднимаются по второй наружной линии ноги (н2), далее идут по боковым поверхностям живота, сходясь в области грудины, как показано на рисунках. Затем, пройдя через края ключиц, они поднимаются по лицу и заканчиваются в глазах.

Сахатсаранжи и Тавари связаны, каждый со своей стороны, с глазами, грудной клеткой, и низом живота.

Сен Сумана

Меридиан Сумана проходит по линии от пупка до основания языка.

Грудино-ключичный

Меридианы в тайской медицине

Рис. Сен Сумана

Сумана связывается в тайской традиции с сердцем, легкими, пищеварительным трактом, а также с верхними дыхательными путями.

Это дает возможность соотнести его с энергетическим меридианом, который в индийской традиции проходит по внутренней части спинного мозга, имея шесть наружных выходов (чакр), то есть основных духовных и энергетических центров человеческого тела.

Таким образом, значение Сен Сумана очень велико, и его состояние оказывает существенное влияние на течение большинства заболеваний, а также на общий нервно-психологический статус человека.

Сен Лоусан и Сен Уланга

Сен Лоусан (левая сторона) и Сен Уланга (правая сторона) начинаясь от пупка, идут через COGKH, затем по боковым поверхностям шеи, как показано на рисунке, и, наконец, заканчиваются в точках под мочками ушей.

Меридианы в тайской медицине

Сен Лоусан и Сен Уланга в тайской традиции связаны с ушами, горлом, ротовой полостью, зубами и нижнечелюстной костью, а также жевательной мускулатурой.

Сен Нантакават и Сен Китша

Сен Нантакават (рис. 27) начинается от пупка и сразу же делится на две параллельные ветви, каждая из которых идет к органам выделения. Ветвь под названием Сикхини идет к уретре; а ветвь Саку манд — к заднему проходу.

Меридианы в тайской медицине Отсюда понятно, что основным методом воздействия на линии этого меридиана может быть только стимуляция соответствующих акупрессурных точек (расположенных в основном на животе). Их детальное описание приводится далее, в разделе, где рассматривается тайская система акупрессуры.

Рис. Нантакават

• Точка над | краем лобка

Конец уретры и заднего

Сен Китша  проходит по линии от пупка к промежности, проходя при этом через репродуктивные органы. В Таиланде название данного меридиана нередко варьирует в зависимости от пола: у мужчин его называют Питтакин, а у женщин — Китшана.

Меридианы Нантакават и Китша в тайской традиции считаются ответственными за сексуальную функцию и деторождение; терапевтический массаж по линиям этих меридианов применяется также при заболеваниях предстательной железы и яичек у мужчин или матки и ее придатков — у женщин.

Стимулировать Нантакаван и Китша возможно также методом акупрессуры биологически активных точек, которые расположены по их линиям; но расположены они, в основном, в области промежности — таким образом прямая акупрессура затруднена, и применяется чаще опосредованная. Кроме того, нередко используется такой метод, как теплые компрессы из целебных трав, которые накладывают на эту область.

Меридианы в тайской медицине

Сегменты меридианов Сен

Это важнейшие из биологически активных точек, лежащих по данной линии, но здесь они показаны только с целью помочь читателю легче сориентироваться при нахождении линий сен. Расположение таких точек будет далее описано отдельно и более подробно.

В течение классического (профилактического, повседневного) сеанса тайского массажа все без исключения биологически активные точки необходимо обрабатывать надлежащим образом (чаще это давление пальцами или ладонью, реже — локтем или пяткой) по мере продвижения по линиям сен. Однако специального акцента на каких-либо точках не делается.

А вот при терапевтическом массаже акупрессура биологически активных точек кожи нередко выступает на передний план, так как является эффективным методом стимуляции того или иного меридиана. Как уже говорилось, именно коррекция энергетического баланса лежит в основе традиционной тайской медицины вообще, и рассматривается как важнейший момент при лечении большинства заболеваний или функциональных расстройств. Как будет видно из дальнейшего, терапевтический тайский массаж имеет выраженную специфику и может серьезно отличаться от классических, общих приемов, которые используются как базовые.

Сегменты Сен на голове и шее

Две линии начинаются от остистого отростка седьмого шейного позвонка и поднимаются по шее вдоль

Отсюда идут уже три линии, две из которых, следуя по боковой поверхности головы над ушами, заканчиваются в височных областях, а третья продолжается по средней линии до точки между бровями. В этой точке линия разделяется на две ветви, каждая из которых, спускаясь к переносице, выполняет переход вдоль спинки и крыльев носа до ноздри на соответствующей стороне, где и заканчивается.

Сегменты Сен на носах

позвоночника по обе его стороны, вплоть до основания черепа.

Меридианы в тайской медицине

Рис. 29. Сегменты линий Сен на голове

На внутренней поверхности ноги первая внутренняя линия (в1), начавшись от мыщелка лодыжки, проходит по переднебоковой поверхности голени, прерывается в области коленного сустава, и, возобновляясь над ним, продолжается по внутренней поверхности бедра, оканчиваясь в паховой складке.

Вторая внутренняя линия ноги (в2) проходит от лодыжки вверх по внутренним поверхностям икроножных и бедренных мышц, и, оканчиваясь также в паховой области, но ближе к центральной линии тела в сравнении с первой (в1) внутренней линией, что показано на рис. 30.

Третья внутренняя линия (вЗ) проходит задней внутренней поверхности голени и бедра, начинаясь в ахилловом сухожилии и заканчиваясь на верхнем конце бедренной кости.

Первая наружная линия ноги (н1) восходит от лодыжки по передней стороне голе'ни; минуя чашечку коленного сустава, она продолжается далее по верхней

Меридианы в тайской медицине

Рис. Линии сен на ногах. Вид спереди и сзади

поверхности бедра до места крепления бедренных мышц к костям таза.

Вторая наружная линия (н2) начинается от выступа лодыжки, поднимается по боковой поверхности голени, и далее (также прерываясь в области коленного сустава) — по наружной поверхности бедра, оканчиваясь в головке бедренной кости.

Наконец, третья наружная линия ноги начинается между лодыжкой и ахилловым сухожилием, проходит (не прерываясь) по задним поверхностям последова-

 

 

 

 

 

 

Боковая Внутренняя поверхность

Меридианы в тайской медицине

Рис.Линии сен на ногах. Вид в боковых проекциях

тельно голени и бедра, и также заканчивается в головке бедренной кости.

Обратите особое внимание на то, что все линии, кроме вЗ и нЗ прерываются над коленной чашечкой — продолжаясь до нее снизу и возобновляясь за ней выше. В тайской традиции принято считать, что линии меридианов сен проходят непосредственно через сустав внутри него — поэтому воздействие на них массажом в данной области неосуществимо.

В связи же с тем, что на задней поверхности коленного сустава костная ткань лежит довольно глубоко от поверхности кожи, линии вЗ и нЗ не прерываются, и массаж их возможен.

На рисунках ниже представлено расположение линий на ногах при взгляде в различных проекциях: спереди, с боков и сзади, для большего уточнения и облегчения поиска.

Сегменты Сен на руках

Наружная линия (н1) руки начинается в лучезапястном суставе, поднимается вверх по предплечью между локтевой и лучевой костями, далее следует по задней поверхности локтя, и оканчивается на плечевом отростке лопаточной кости (рис. 32).

Внутренняя линия руки (в1) проходит от лучезапястного сустава по середине внутренней стороны предплечья, и далее, через локоть, по краю бицепса вплоть до подмышечной области, где заканчивается (рис. 33). При массаже имеют значение две добавочных ветви этой линии — каждая из них, начавшись также в запястье, восходят по средней стороне локтевой и лучевой кости соответственно, заканчиваясь в локтевом суставе.

Меридианы в тайской медицине

Сегменты Сен на спине

Все линии на спине являются парными (рис. 34).

Первые линии спины, начиная от крестцово-подвздошного сочленения, идут вверх по краям позвоночника, вплоть до остистого отростка седьмого шейного позвонка, где заканчиваются.

Важно! При выполнении массажа спины не забудьте о важных точках акупрессуры, расположенных в межпозвоночных промежутках; особенно важны точки между 1-2 поясничными и 4-5 грудными позвонками.

Вторые линии спины проходят от верхнего края подвздошной кости параллельно первым, на расстоянии приблизительно двух-двух с половиной сантиметров от них. Эти линии идут вдоль мышц на соответствующей стороне. Давление при массаже на этих линиях должно осуществляться в боковом направлении — от позвоночника в стороны.

Третьи спинные линии также берут свое начало от края подвздошной кости, идут вверх по межреберным мышцам поясничной и грудной области, а заканчиваются в точках, расположенных выше края лопатки, с соответствующей стороны.

 

Меридианы в тайской медицине Меридианы в тайской медицине C:\Users\AMARDEV\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image47.png Меридианы в тайской медицине )

 

Обсуждение закрыто.

РАССКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА О НАС ДРУЗЬЯМ!

 

ЛЕЧЕНИЕ И ПАНЧАКАРМА В ИНДИИ

 

ЧАВАНПРАШ

АЮРВЕДА ИЗ ИНДИИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ ПО МИНИМАЛЬНЫМ ЦЕНАМ! БОЛЬШОЙ АССОРТИМЕНТ В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ

© Все материалы сайта охраняются законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке активная ссылка на источник Аюрведа https://www.evaveda.com обязательна!