Самаведа

Самаведа

Самаведа (в переводе saman "ритуальное песнопение" и veda "знание") состоит из собрания гимнов и священных текстов, которые предполагается петь. В классической Самаведе гимны поются во славу Бога и носят в основном религиозный и философский характер. Гимны Самаведы выходят из Ригведы и таким образом передают уроки Ригведы. Её можно даже назвать сокращенной версией Ригведы в мелодичной форме. Мелодичные записи называются «Саманами», отсюда и название Самаведа. Самаведа содержит около 1900 стихов, 95% из которых были получены из Ригведы. Каждый слог Самаведы поется в соответствии с семи «шварами» или музыкальными нотами по возрастанию гаммы, по убыванию, или в разнообразных сочетаниях. Хотя Веды считаются источником классической музыки, понятия Рага, Талас и другие были введены гораздо позже.

Часть 1

Часть 2

Книга 1 Книга 1
Книга 2 Книга 2
Книга 3 Книга 3
Кнмга 4 Книга 4
Книга 5 Книга 5
Книга 6 Книга 6
  Книга 7
  Книга 8
  Книга 9

Содержание и суть Самаведы

Музыкальная аннотирование Самаведы это то, что придает ей уникальный характер. Самаведа является образом восхищения преданности и духовности. Суть Самаведы и Ригведы были прекрасно сформулированы великим знатоком Вед ученым Дэвидом Фроули. Он говорит, что если Ригведа это слово,то Самаведа это песня, если Ригведа является знанием, Самаведа является реализацией, если Ригведа является женой, Самаведа является мужем.

Состав

Из многих книг или Самхит из Самаведы, документально известно существование по крайней мере 1000 Самхит, мы знаем сейчас только три книги. Этими тремя Самхитами являются: Каутхомия, Рахаяния и Джайминия. На самом деле Каутхомия и Рахаяния почти неотличимы по своему содержанию. Единственная разница существует в том, как гимны расположены из строф. В Джайминие сушествует не так много гимнов по сравнению с Каутхомия и Рахаяния. В общем Сама Веда делится на две основные части: Арчика (сборник стихов ) и Уттарчика (второй сборник стихов). Арчика содержит пятьсот восемьдесят пять мелодичных гимнов. Именно эти гимны используются во время жертвоприношения. Уттарчика состоит из четырехсот гимнов, которые как предполагается, будут петь во время главных жертвоприношений.

Песнопения первого сборника стихов отличается от второго сборника стихов тем, что они расположены по порядку обращения к богам, но в Уттарчике песнопения собраны в соответствии с главными жертвами. Эти различные части Самаведы различаются по времени их происхождения, обычно считается, что Арчикавозникла до Уттарчики. Гимны или песнопения в Арчике более мелодичны, чем в Уттарчике. Также, Уттарчика необходима Арчике, потому что завершает ее.

Арчика также имеет две основные части: Грамагеяджана, которая является книгой песнопений жителей деревень и Аранйягана, книга гимнов, которые предназначены для пения исключительно в лесах. Аранйягана была отдельной от Грамагейяджаны, поскольку песнопения, содержащиеся в ней, считались очень мощным и опасными для пения в населенном пункте, поэтому их использование и пение было ограничено в леса и свободных местах. Было также две других книги, которые назывались Ухагана и Ухйагана. Ухагана является частью Грамагейяджаны, а Ухйагана частью Аранйяганы.

Существует книга, которая называется Самавидхана Брахмана, это ритуальная книга, полная магических заговоров и песнопений, которая принадлежит Самаведе. Она посвящена исключительно магии и оккультизму.

Метричный размер и мелодия: Стихи или гимны в Самаведе приведены в метрике Гаятри. Они упорядочены в строфы, которые также типично состоят из Гаятри и Джагати, это позволяет сделать их мелодичными с целью пения. Самаведа состоит из Сама стихов. Эти Сама стихи учили устно в виде песен, а иногда с помощью музыкальных инструментов. Позже, эти стихи учили в виде музыкальных записей. Это означает, что текст был теперь изображен в том виде, в котором он должен был спет. Предполагается, что с самого начала каждая мелодия имела специальное имя. В связи с этим, мелодии упоминаются в ритуальных книг под своим определенным именем. Эти мелодии не были просто какими-то простыми музыкальными сборниками, эти мелодии или гимны имеют символическое значение и мистические эффекты. Две из важнейших мелодии Самаведы, используются в Ригведе: Брихат и Ратхантара. Эти мелодии восходят к временам, когда религиозные песни пелись в благоприятные самые короткие и самые длинные дни в году, и на другие местные и национальные религиозные праздники. Есть некоторые мелодии, которые так стары, как песни пре брахманских оккультных жрецов, используемые в диких обрядах и ритуалах. Сама строфы являются основой индийской музыки.

Описание

По святости и значению для ритуала "Самаведа", или "Веда песнопений", идёт сразу же после Риг–веды (этим определен порядок ее расположения на нашем сайте). Её самхита, или метрический текст, состоит преимущественно из гимнов, воспеваемых священниками удгатарами во время важных жертвоприношений, в которых в честь разных богов совершались возлияния сомы, очищенного и смешанного с молоком и другими ингредиентами. "Сама–веда", возможно, была составлена около 1300 г. до н. э.–1000 г. до н. э.

Собрание составлено из гимнов, частей гимнов и отдельных стихов, взятых преимущественно из "Риг–веды", расставленных без связи со своим изначальным порядком, чтобы лучше подходить религиозным церемониям, в которых они должны были использоваться. Стихи предназначены не для простого чтения, но для пения на специально обозначенные мелодии с использованием семи свар (нот). Такие песни называются саманами, и в этом смысле "Сама–веда" – действительно книга гимнов.

В гимнах периодически встречаются отличия от текстов Ригведы. Некоторые  являются объяснениями и, возможно, старше и ближе к изначальному варианту, чем вариант Ригведы. При пении эти стихи всё же изменяются из–за продления, повторения и вставки слогов, различных модуляций, пауз и других модификаций, предписанных Ганами, или Книгами песен. Два таких руководства, Грамагеягана (Gramageyagana), или "Собранная", и Араньягана (Aranyagana), или "Лесная книга песен", следуют порядку стихов первой части самхиты, а два других, Ухагана и Ухагаяна,– второй. Эта часть более связна, чем первая, и организована преимущественно триплетами, в которых первый стих – часто повторение стиха, появлявшегося в первой части.

"Сама–веда" сохранилась полностью в одной шакхе (редакции), Каутхуме; во второй шакхе – Джайминия, или Талавакара, она сохранилась частично, в виде Джайминия–самхиты. В Джайминия шакхе также сущестувуют Джайминия–брахмана, Джайминия–упанишад–брахмана (Jaiminiya Upanishad Brahmana) и Кена–упанишада.

Самаведа при перечислении четырех Вед занимает обычно третье место, но по сакральной значимости – второе за Ригведой. Однако "Айтарейя Брахмана" указывает, что слова Самаведы важнее, чем слова Ригведы. В "Чхандогхья Упанишаде" при разборе соотношения значимости Риг– и Сама–веды предпочтение отдается последней (кханды 5–7).

Самхита Самаведы, или метрическая часть, состоит, в основном, из гимнов, которые предписывалось петь удгатарам, священнослужителям при совершении ритуалов жертвоприношения с использованием сока сомы, смешанного с молоком и другими компонентами. Сому предлагали различным божествам в качестве возлияний. Выделяют две разновидности мантр Самаведы: мантры, открытые риши, называются кантапта мантры, которые были явлены в результате воспоминаний, известны как калпъя. Эта классификация основана на пуранах. Якшачарья классифицировал мантры в три категории: парокшакрута, пратъякшакрута и адхъятмика.

Историки выделяют "Вишну Пурану" как наиболее подлинную среди восемнадцати пуран. Согласно "Вишну Пуране", Кандарши Джаймини, ученик Махарши Ведавьясы, тщательно изучил Самаведу и разделил ее на две части. Одну часть Джаймини преподал своему сыну Суманте, а другую часть – внуку Сукарме. Сын и внук передавали полученное знание своим ученикам. Один из учеников Сукармы, Хираньянабха, также разделил полученную им от учителя часть на пятнадцать частей и передал своим пятнадцати ученикам каждому по одной части. Эти 15 учеников стали известны как Удинья Самайя. Ученики Риши Поушьянджи – Локакши, Кутхуми, Кусиди Тангали и другие – изучали части Самаведы, слушая наставления Хираньянабхи. Они прославились как Прачья Самага. Лучший ученик Хираньянабхи – Крутинабха – преподал свою часть двадцати пяти ученикам, а они, в свою очередь, распространяли знание дальше.

В таких авторитетных писаниях, как "Патанджала Махабхашья", "Сутасамхита", "Муктикопанишада", "Сканда Пурана", говорится о тысяче частей Самаведы. "Вишну Пурана" цитирует девять частей "Ранайянейи", вот их названия: Сатьяйянейя, Сатвала, Мудгала, Кхалвала, Махакхалвала, Тангала, Каутхумия, Гоутама, Джайминейя.

Самаведа имеет три редакции: Каутхумия, Ранаянийя, Джайминейя. Первые две практически идентичны в аспекте текста и интонационной подачи материала, отличаются они друг от друга только группировкой стихов, или мантр. В настоящем издании приводится текст редакции Каутхумия, это первая, древнейшая версия Самаведы. Самхита здесь категоризируется в понятиях прапатхака, ардха–прапатхака, дашати и рина в Пурва–Арчике. В Уттара–Арчике сукта замещает дашати. Ранаянийя категоризирует самхиту следующим образом: адхьяи, кханды и рича в Пурва–Арчике и адхьяя, кханда, сукта и рича в Уттара–Арчике. Джайминейя содержит меньшее количество мантр (1693), но в ней больше ган, или заключительных песен (3681). Различие между текстами подробно обсуждается в издании Сатвалекара. Каждая глава (адхьяя) заимствует стихи для различных мандал из Ригведы.

Нумерация стихов в издании оригинального текста:

первая цифра относится к арчике, в которой находится данный стих;

вторая цифра относится к прапатхаке;

третья цифра относится к ардхе;

две четвертые цифры относятся к дашати, или сукте;

две пятые цифры относятся к рике внутри дашати;

шестая буква относится к строке стиха рики.

В ведических книгах можно выделить три типа мантр: рык, яджус и сама. Метрический стих называется рик, стих в прозе – яджус, стих для пения – самана. Один и тот же стих можно петь как рик–мантру или как сама–мантру. Яджурведа – собрание яджур–мантр, используемых в ритуалах + несколько рик–мантр; Самаведа – собрание сама–мантр. Атхарваведа состоит из рик– и яджур–мантр.

"Брихадараньяка Упанишада" (6.4.20) сравнивает отношения между этими двумя текстами, уподобляя их супружеским: "Затем муж обнимает жену и говорит: "Я – ама (дыхание), ты – са (речь). Я – сама, ты – рик. Я – небо, ты – земля". Об этом же говорится и в Атхарваведе (14.2.71).

Составитель Самаведы исходил из музыкальных соображений. Все стихи в пределах одной адхьяи (декады) имеют общий размер и ориентированы на обращение к одному божеству.

В "Чхандогхья Упанишаде" (1.3.4) говорится: "Собрание шлок известно как Сама". А также (1.6.1): "Сама зависит от шлок". "Красота речи пребывает в шлоках, красота шлок пребывает в Саме, а красота Самы пребывает в способе произношения и пения".

Непосредственное знание Самы – Самаведа. Пение Самы может укрепить и успокоить ум. Такое пение начинается на высокой ноте и постепенно снижается. Звуковые волны Самы способны умиротворить ум.

Сам Господь Кришна отметил важность Самаведы: "Из Вед Я – Самаведа" ("Бхагавад–Гита" 10:22).

Выделяют две части Самаведы: Пурва–Арчика (первоначальное поклонение) и Уттара–Арника (завершающее поклонение), в которых содержатся стихи, адресованные трем богам: Агни, Индре и Соме. (О Пурва–Арчике и Уттара–Арчике мы еще поговорим далее). Стихи должны декламироваться в соответствии с определенно обозначенными мелодиями, использующими семь свар (нот). Такие песни называются самагана, и в этом смысле Самаведа – действительно книга гимнов. Ригведа большинством исследователей считается древнейшим источником сакральных текстов индуизма. Она содержит различные риги (стихи), восхваляющие такие божества, как Индра, Варуна, Агни, Вайю. Выдающиеся риши – Вишвамитра, Атри, Бхарадваджа, Васиштха – были также и великими композиторами, подарившими людям восхитительные гимны.

Веды были записаны Брахмой, Создателем Вселенной. Это означает, что ведическая литература существует с незапамятных времен, и никакой человек не может претендовать на ее авторство.

Есть и другое мнение: на основе изучения грамматического состава текста именно Самаведа некоторыми исследователями признается самой древней. Хотя считается, что большинство гимнов Самаведы заимствовано из Ригведы (тексты мантр Самаведы идентичны текстам некоторых мантр Ригведы), на самом деле, невозможно точно определить, какая Веда была составлена раньше, и откуда происходило заимствование. Из общего количества стихов Самаведы, по меньшей мере, 78 не совпадают со стихами Ригведы. Кстати, "Прашна Упанишада" гласит, что мудрый приобщается Ригведой к земле, Яджурведой – к срединному царству, а Самаведой – к высшему (5.5–7). Видимо, любые попытки установить хронологический порядок возникновения Вед обречены: Веды вечны.

Возникает любопытная проблема. Вся ведическая литература, включая "Муктикопанишаду", указывает, что деление сакрального текста Вед на 1130 частей по числу мантр, слов и букв извечно и неизменно. Как же тогда риши могут "вводить" дополнительные Веды и самхиты? "Пурушасукта Яджурведа" упоминает, что Веды разделены на 4 части, и это деление вечно и независимо ни от чего: Rehah saamaani jajnnirey, chandaamsi jajnnirey tasmaadyajustasmaadajaayata. Изначально Веды изучались только в совокупности, однако в связи с нарастающим невежеством большинства людей мудрецам приходилось дробить священное знание и подавать его "порционно" – даже лучшим своим ученикам.

При принесении жертвы Хотар читает мантры, чтобы вызвать богов. Этот процесс известен как хоутра. Мудрец, непосредственно совершающий ритуал, называется Лдхварью. Деятельность Адхварьи известна как Лдхварьява. Удгатар – это тот, кто поет сама–гимны с целью умилостивления богов. Его деятельность известна как Удгатра.

Саяначарья написал комментарий к знаменитой "Каутхума Сам–хите" Самаведы. Он имел большое хождение в среде Шримали и Нагара брахманов Гуджарата. Эта Самхита (самхита – "собрание", от причастия прошедшего времени женского рода samdadhati) состоит, как указывалось выше, из двух частей: Пурва–Арчика и Уттара–Арчика. Пурва–Арчика также известна как Чанда, Чандаси или Чандасика. В зависимости от содержания Пурва–Арчика классифицируется далее по четырем разделам: Агнейя, Индра, Павамана и Араньяка. Уттара–Арчика классифицируется подобным образом, но уже по семи разделам: Дашаратра, Самватсара, Эка, Ахина, Сатра, Прайясчитта и Кшудра.

Выделяют четыре части Самаганы: Гейя, Араньяка, Уха и Ухья. В Пурва–Арчику (650 мантр) входят первые две упомянутые части, а в Уттара–Арчику (1225 мантр) – последние две.

Пурва–Арчика и Уттара–Арчика Самаведы содержат шесть и три прапатак соответственно. Всего насчитывается 29 глав.

Некоторые считают, что только инициированный учитель может объяснить, как именно следует петь гимны. Некоторые рекомендации содержатся в "Сукта Уттара–Арчике". Но даже там четко не говорится, используются ли при пении Самаганы все семь свар – шадджа, ришабха, гандхара, мадхъяма, паннама, дайвата и нишада. Каждому гимну предшествует декламация ОМ. Величие и важность трансцендентного звука ОМ подробно описаны в "Чхандогхья Упанишаде", входящей в Самаведу.

В то время как мантрическая часть Самаведы изучена достаточно плохо, брахманы и упанишады Самаведы пользуются достаточно большим интересом. Между Пурва–Арчикой и Уттара–Арчикой находится Маханамная–Арчика, включающая в себя 10 песен. В Пурва–Арчике четыре части: Агнейя, Аиндра, Павамана и Аранья.

Сканда (Часть) – Число мантр

Агнейя – 114

Аиндра – 352

Павамана – 119

Аранья – 55

Маханамная–Арчика – 10
общее количество – 650

Уттара–Арчика насчитывает 21 главу, в которой содержится 1225 мантр. Итак, Самаведа насчитывает 1875 мантр. Изначальная Самаведа насчитывала тысячи стилей пения и произношения мантр, но постепенно древнее знание угасало. Сейчас уже не встретить многие стили пения, указываемые Самаганой. Большинство из сохранившихся стилей можно услышать в Южной Индии, особенно в Майсоре. Три основных стиля известны как ранайяни, каутхуми и джаймини (названия стилей соответствуют названиям сакх Самаведы, см. далее).

Самаведа Самхита по своему объему составляет примерно половину Ригведы Самхиты. Хотя считается, что в оригинальной Самаведе было 1000 сакх, до настоящего времени дошли названия тринадцати: Ранайяна, Шатьямукхья, Вьяса, Бхагури, Улунди, Гулгуви, Бхануман–Упамайява, Карати, Машака Гаргья, Варшагагавья, Каутхума, Скакугитра, Джаймини. Из них только три действительно доступны: Ранайяна, Каутхума и Джаймини. Другими словами, имеющаяся в нашем распоряжении Самаведе состоит из трех сакх.

Семь брахман Самаведы:

Тандья Брахмана (Прудра, или Панчавимша Брахмана)

Шадавимша Брахмана

Самавидхана Брахмана

Аршейя Брахмана

Деватадхьяя Брахмана

Упанишад Брахмана (или Мантра Брахмана)

Вамша Брахмана

Ранайяни в сравнении с Каутхумой меньше: она содержит 1549 мантр. Последователи Ранайянеи обитают, в основном, в областях Махараштра и Дравида. Джаймини практикуется в Карнатаке.

Хотя, как говорилось выше, и считается, что большая часть мантр Самаведы – заимствования из Ригведы, важно знать, что методы произношения мантр Ригведы и Самаведы различаются. Санскрит – удивительный язык: один и тот же текст, записанный на нем, может звучать в зависимости от обстоятельств по–разному, при этом меняется значение и контекст мантры в целом. Как указывалось выше, следующие по значению за Ведами священные тексты – брахманы. Среди брахманов Самаведы наиболее известен такие тексты, как "Тандава" и "Самавидхана". Поскольку "Тандава Брахмана" состоит из 25 глав, она известна как "Панчавиша Брахмана". В этой брахмане содержится много удивительных историй, поэтому она также упоминается как "Адхибхута Брахмана". Другие брахманы Самаведы: Аршейя, Ванша, Самхитопанишад Брахмана.

Араньяка–тексты состоят из цитат из упанишад. Араньяка Самаведа известна как Самасамхита. В брахманах Самаведы содержатся ритмические мантры, название этой араньяки – Чхандогхья Упанишада. Среди упанишад Самаведы наиболее известны Чхандогхья и Кена Упанишады, рассказывающие о безличном аспекте Абсолютной Истины. Мудрецы утверждают, что брахманы, араньяки и упанишады представляют три различных состояния жизни: грихастха (домохозяин), ванапрастха (лесной отшельник) и саньяси (аскет). Все мантры Самаведы предназначены для пения. При принесении жертвы или подношения тому или другому божеству воспеваются посвященные ему мантры. Музыкальным принципам декламации гимнов Самаведы посвящена отдельная глава. Самагана способна даровать слушателю и певцу ощущение божественного мира и покоя.

Основные положения Самаведы: извечность Бога, понятие пракрита и индивидуальной души, бесчисленность душ, переселение душ, возрождение, направленный характер Вселенной, освобождение души из цикла рождений и смерти, кармический закон.

Страдание понимается как наставник. Бедствия развивают в людях мудрость и вынуждают выйти их на путь следования высшему закону и праведности. Страдание, через которые проходят люди – не наказание, потому что Бог не мстителен, ни тиран. Он любит этот мир и воздает в соответствии с кармическими законами, чтобы помочь Своим детям достигнуть мокши, освобождения.

Выход из кармической неволи, из круга рождения и смерти, боли, страдания и нищеты можно осуществить несколькими способами:

Добродетельные дела
Осознав, что злодеяния приводят к боли, позору, лишениям, люди пытаются следовать путем достоинства и справедливости.

Искренность
Стремление к роскоши и удовольствию ведет к обнищанию души, нищете, болезням и смерти.

Сострадание
Осознав необходимость помощи другим людям, люди могут даровать им свое сострадание, помогая тем самым, прежде всего, собственной душе.

Гимны Самаведы

Самаведа содержит порядка 1875 гимнов–мантр. В сокращенном варианте Самаведа состоит из 1017 гимнов (1028 + недостоверные гимны Валакхилья 8.49–8.59). Гимны собраны в 10 книгах, известных как мандалы. Это собрание песнопений гимнов посвящено, в основном, восхвалению богов. Однако, содержатся также фрагментарные ссылки на исторические события, борьбу между ранними ведическими народами (известными как арии) и их врагами – дасами. Ведические гимны называют Бога различными именами, которые представляют или обозначают Его соответствующие признаки. В данной книге приводится подлинный текст Самаведы с транслитерацией всех мантр, а также толкование, объяснение их. Имеет смысл говорить здесь, разумеется, только о толковании гимнов, носящем справочный характер. Это не литературный перевод и не подстрочник (переводить мантры – занятие, лишенное какой бы то ни было научной и религиозной основы), а попытка передать идейное содержание и семантическую нагрузку гимнов–обращений к богам. Текст несколько раз тщательно выверялся, транслитерация соответствует нормам рецитации священных ведических текстов, а также международным нормам передачи санскритской фонетики. Следует учитывать, что язык Самаведы уникален, фразы на санскрите строятся по нормам, несколько отличным от построения фраз современного русского языка.

Комментарии запрещены.

РАССКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА О НАС ДРУЗЬЯМ!

 

ЛЕЧЕНИЕ И ПАНЧАКАРМА В ИНДИИ

 

ЧАВАНПРАШ

АЮРВЕДА ИЗ ИНДИИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ ПО МИНИМАЛЬНЫМ ЦЕНАМ! БОЛЬШОЙ АССОРТИМЕНТ В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ

© Все материалы сайта охраняются законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке активная ссылка на источник Аюрведа https://www.evaveda.com обязательна!