1
ПУЛЬСОВАЯ ДИАГНОСТИКА БЕСПЛАТНО! АЮРВЕДИЧЕСКИЙ И ТАЙСКИЙ МАССАЖ В КАЗАНИ. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИЕТА. ПУЛЬСОВАЯ ДИАГНОСТИКА БЕСПЛАТНО! ЗАПИСЬ ПО ТЕЛ. +7-9272-46-76-32

+7-927-246-76-32 без выходных

Диагностика по пульсу в Аюрведе

Диагностика по пульсу в АюрведеДигностика по пульсу в Аюрведе пульс является биением жизни. На грубом уровне это биение сердца, на более тонком — ритмичное движение энергии и информации, связывающее клетки в единый организм. Характер пульса отражает состояние отдельных органов и организма в целом, а также физическую и психическую конституцию. Нарушения равновесия, способные привести к заболеванию, проявляются в пульсе на самых ранних стадиях, что дает возможность выявить и скорректировать их до того, как они начнут влиять на качество жизни. Чтение пульса — это медитация и искусство. С руководством и упорной практикой можно достичь такой виртуозности в распознавании пульса, чтобы лечить себя и других.

ИСКУССТВО РАСПОЗНАВАНИЯ ПУЛЬСА (НАДИ ВИДЖНЯНАМ)

Ведическая традиция представляет собой глубокие знания и духовную мудрость, открытые через сердца древних провидцев, риши. Эти знания не являются продуктом человеческого ума, они были открыты уму через медитацию. Древняя мудрость Вед пришла из пещер и гор Индии, где у риши были ашрамы и последователи Риши передавали свои знания тем же путем, которым их получали — в состоянии глубокой медитации. Эти первые учения были устной традицией, и так как книг еще не существовало, знания сохранялись в самих учениках, становясь их частью.

Учение аюрведы дошло до нас в виде сутр, или коротких фраз, и заключенная в них мудрость может стать достоянием пытливого ума Большое количество информации, содержащейся в этой книге, основано сутрах, написанных в поэтической форме более 5000 лет назад. Санскритское слово «сутра» буквально переводится как «сшивать нитками» Слова сутры переводят на уровень сознательного подсознательный скрытый смысл. Однако чтобы познать скрытое, необходимо руководство учителя.

Короткая фраза сутры подобна нитке, вдеваемой в игольное ушко. Ушко очень мало, но нить ведет к великой сокрытой мудрости, ожидающей свое! о толкования.

Аюрведа, что значит в переводе «наука о жизни», — это упаведа, дополнение к Ведам. Знания, содержащиеся в аюрведе, имеют отношение к источнику, многообразию и цели существования. Они охватывают различные аспекты — метафизические и физические, здоровье и болезнь, счастье и горе, боль и удовольствие. Аюрведа определяет жизнь как выражение космического сознания, проявленного во всем творении. Говоря простым языком, смысл жизни заключается в том, чтобы познать или осознать Создателя (Космическое Сознание) и проявить эту божественность в каждом дне своей жизни.

В аюрведу включены шесть систем индийской философии — ньяя, вайшешика, санкхья, йога, мимамса и веданта. Позже в аюрведу был включен буддизм. Философия санкхья, на которую больше всего опирается аюрведа, обрисовывает картину сотворения и эволюции. Мудрецы постигали истину через интенсивную медитацию. Аюрведа — это наука о повседневной жизни, система знаний, развившаяся из практического, философского и духовного опыта риши, уходящего корнями в и> понимание всего творения. Они познали, как космическая энергия проявляет себя в каждом одушевленном и неодушевленном предмете. Они постигли, что источником всего сущего является Вселенское Сознание, которое проявляется в вида мужской и женской энергии — Пуруши и Пракрити.

Риши Капила, основоположник философии санкхья, выделил 24 начала, или элемента, через которые проявляется Вселенная. Пуруша является мужской энергией, Пракрити — женской. Пуруша не имеет формы, цвета, каких-либо других качеств и не принимает активного участия в творении. Это энергия безразличного, пассивного осознавания. Пракрити придает форму, цвет и другие качеств, всему сотворенному. Это различающее осознавание, Божественная Воля, Та, кто желает стать многим Вселенная — это дитя, родившееся из лона Пракрити, Божественной Матери. Пракрити создает все формы во Вселенной, тогда как Пуруша — свидетель этого процесса творения. Три гуны — саттва (сущность), раджа (движение) и тамас (инерция) — присутствуют в Пракрити и являются базисным, качествами всего сущего. Когда их равновесное состояние нарушается, между ними возникает взаимодействие, которое приводит к эволюции Вселенной

Раджас — это активная жизненная сила в теле, которая движет и opганические и неорганические объекты Вселенной к саттве и тамасу соответственно. Таки образом, саттва и тамас — неактивные потенциальные силы, которым необходим кинетическая, движущая энергия раджаса. Саттва — это творческий потенция


САНКХЬЯ – ПОТОК СОЗНАНИЯ И ПУЛЬС


(Брахма); раджас — подвижная защитная сила (Вишну), и тамас — сопротивление переменам и потенциал разрушительных сил (Махеш). Созидание (Брахма), Сохранение (Вишну) и Перемена или Разрушение (Махеш) есть три проявления первичного космического беззвучного звука Аум (Ом), который непрерывно течет во Вселенной. Схематический рисунок в начале этой главы иллюстрирует проявление процесса творения согласно философии санкхья.

Первое выражение Пракрити — Махад, интеллект, разум. Из Махада формируется эго (ахамкара), ощущение своего «я». В результате влияния гун ахамкара сначала проявляет себя в пяти органах чувств, пяти двигательных органах и уме (манас) посредством саттвы и раджаса, создавая таким образом органическую вселенную. А в дальнейшем с помощью раджаса и тамаса ахамкара проявляется в виде тонкой тан матры и затем в виде пяти основных элементов (эфира, воздуха, огня, воды и земли), создавая неорганическую вселенную.

Аюрведа — это искусство жить каждый день в гармонии с законами природы. Ее предмет и цель заключаются в поддержании здоровья путем предотвращения заболевания у здорового человека и исцелении от недуга больного с помощью правильного питания, образа жизни, панчакармы и омоложения. Чтобы достичь этой цели, необходимо иметь хотя бы минимальное представление о пульсе. Техника диагностики по пульсу называется нади виджнянам. Слово «нади» здесь означает «пульс», а «виджнянам» — «понимание», «постижение» или «специальное знание».

Аюрведа является практической, клинической наукой. Присущая ей методология диагностики уникальна и имеет восемь составляющих — исследование пульса, мочи, кала, глаз, языка, речи, кожи и формы тела Диагностика по пульсу — это наиболее важное искусство, которым обладает клиницист и к которому в аюрведе прибегали на протяжении многих веков. Опытный врач, практикующий аюрведу, по пульсу оценит вашу пракрити и викрити, определит заболевания, возникшие в результате нарушения равновесия дош, и другие не бросающиеся в глаза симптомы и даже сделает прогноз развития болезни. Исследование пульса открывает двери восприятия для постижения скрытых секретов жизни.

Со — высшее сознание Хум — индивидуальность
Божественная мантра непрерывно возникает в каждой живом существе в процессе дыхания. Каждый раз во время вдоха в нос входит звук «со», и во время выдоха звук «хум» выходит наружу. Со-хум означает Я тот, кто не знает пределов ума и тела. Я един с Абсолютом.

Пульс — это проявление биения космического сознания в человеке. Как известно, кровь, проходя пульсовой волной по телу, несет питательные вещества всем клеткам тела. Существует непрерывный информационный поток, связывающий клетки между собой. Этот поток является ничем иным, как клеточным разумом, который проявляет себя определенным типом конституции человека и отражается в пульсе.

В литературе на санскрите встречается много слов, которые можно перевести как пульс. Наиболее часто употребляемое в этом значении слово «нади», что в переводе означает «река жизни, выраженная в пульсе». Другое слово, которое переводится как пульс, — «снайю», что буквально означает подкожная ткань, или фасция, а как известно, пульс прощупывается именно в пределах глубины залегания фасции, что и дало ему название снайю. Танту — третий синоним пульса, означающий струну музыкального инструмента, подразумевает, что с помощью пульса можно услышать музыку чувств и эмоций.

Хамси — еще один встречающийся в литературе синоним пульса. Вдыхании есть звук, который можно передать как «со-хум», «хум-са». На вдохе внутрь входит «со», а во время выдоха наружу выходит «хум» При повторении «хум-са», «хум-са», «хум-са» оно превращается в «Со-Хум» «Со-хум» — это Шива, «хум-са» — это Шакти. Шива и Шакти — это древние индийские боги, воплощающие мужское и женское начала Они едины, и «со-хум» и «хум-са» едины. Это естественно — вдыхать «со» и выдыхать «хум». «Со» есть высшее сознание, которое входит внутрь. «Хум» — это эго, которое выходит наружу. «Со-хум» — это «хамса», что значит «лебедь». Хамса — лебедь мужского пола, хамси — женского. Эти звуковые вибрации дыхания движутся по нади, поэтому пульс также называют хамси.

Другой синоним слова «пульс» — «дхамани». «Дхамани» переводится как «артерия», «пульсирующий сосуд, уносящий кровь от сердца». В процессе работы сердце издает звук «дхум-дхум», и прана разносится по дхамани ко всем дхату, или тканям. Вот почему пульс называется дхамани.

Слово «дхарани» означает «держать» или «поддерживать». Пульсовая волна проходит по всем органам, это движение как бы связывает все органы воедино, и поэтому пульс называется дхарани — то, что поддерживает жизнь. Пульс также называют словом «дхара», что означает «непрерывный поток сознания» Другие синонимы: «джива», отражающий то, что в пульсе проявляется душа человека («джива» букв, означает «душа»), и «сарита» — «река повседневной жизни».

Слово «нади» используется и в других случаях. «Вишва» означает «вселенная», и «вишва нади» переводится как «поток энергии вселенной, который соединяет все индивидуальные жизни посредством праны (дыхания)». Сядьте спокойно и сосредоточьте все свое внимание на дыхании. Постарайтесь определить, через какую ноздрю проходит больший поток воздуха. Затем ощутите легкое чувство касания воздушного потока внутренней поверхности ноздри. Через правую ноздрю происходит вдыхание мужской, солнечной энергии; через левую ноздрю входит женская, лунная энергия. Смена пути проникновения потоков через левую или правую половину носа происходит каждые полтора часа. Когда при вдохе и выдохе есть ощущение более сильного касания воздушным потоком внутренней поверхности ноздрей ближе к небу, это означает преобладание вибраций элемента земли, что создает чувство приземленности и стабильности. Когда же превалируют вибрации элемента воды, и при дыхании воздушный поток больше ощущается на внутренней поверхности ноздрей ближе к щекам, человек чувствует наплыв эмоций сострадания и любви. Если, однако, дыхание больше касается краев ноздрей, то преобладают вибрации элемента огня, и человек готов вспылить, настроен критически, осуждает все окружающее, в нем обостряется амбициозность и дух соперничества При активизации элемента воздуха воздушный поток ощущается ближе к кончику носа, это сопровождается непостоянством, отсутствием ясности и гиперактивностью ума. Когда же преобладает действие эфира, дыхание становится легким, не касающимся ни внешней, ни внутренней стороны ноздрей. Оно проходит по центральным осям ноздрей, принося покой и умиротворение. Таким путем можно на собственном опыте частично ощутить, как вселенские элементы эфира, воздуха, огня, воды и земли связаны посредством вишва нади с индивидуальной жизнью.

ПЯТЬ ВСЕЛЕНСКИХ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ В ДЫХАНИИ

Другая нади, встречающаяся в шастрах, называется гуру нади. Слово «гуру» означает «мастер», «учитель», «просвещенный». В момент посвящения гуру «всматривается» в третий глаз посвящаемого, делая при этом определенные жесты, называемые мудрами, и большим пальцем руки дает шактипат, то есть передает энергию, которая пробуждает в человеке гуру нади, или интуицию. Когда гуру нади начинает пульсировать, пракрити и викрити приходят в равновесие. При таком состоянии раскрывается центральный канал в позвоночнике, вызывая процесс трансформации. Счастлив тот, чья гуру нади пробудилась. Это духовный опыт, который получают лишь с помощью гуру. Когда гуру нади включается в работу, происходит пробуждение кундалини шакти. Гуру нади является основой полярности вселенной, она уравновешивает противоположные начала в пределах индивидуума.

Когда гуру нади пробуждается, человек начинает ощущать свой собственный пульс и, «вглядываясь» посредством своего пульса в третий глаз другого человека, может чувствовать то, что происходит с этим человеком «Смотрите» прямо в третий глаз человека, чье состояние вы пытаетесь оценить Полностью освободите свой ум и в этой пустоте постарайтесь отчетливо увидеть все, что возникнет. Это состояние пассивного, не требующего усилий осознавания. Почувствуйте, что произойдет, если вы перенесете осознавание в кончики своих пальцев Искусство создавать пустоту — это искусство осознавания, и гуру нади задействуется в этом вневременном состоянии Необходимо видеть целое, не выделяя фрагментов Истина цельна, реальность фрагментарна. Охватите целое и войдите в коренную причину. Такой подход выглядит иррациональным. Однако аюрведа дает нам логику и затем помогает выйти за ее пределы Слова-синонимы, о которых рассказывалось в этой главе, отражают различные стороны пульса. Существуют еще слова на санскрите, относящиеся к пульсу и встречающиеся в литературе — праначарья и Дханвантари, то есть тот, кто использует прану и высшие состояния сознания для исцеления людей. В ведической литературе на протяжении тысячелетий наиболее обычным словом для обозначения пульса был термин «нади», в этом значении он чаще других используется в аюрведе. В этой книге для обозначения пульса также используется слово «нади», а искусство или наука распознавания (прочтения) пульса называется нади виджнянам.

Диагностика по пульсу. Нади прогноз (предсказание по пульсу)

Главными клиническими барометрами в аюрведе являются даршан, спаршан и прашна. Таковыми они являются и для нади виджнянам Даршан — это чисто визуальное наблюдение, зрительное восприятие или осмотр, при котором проверяется наличие пульсации на яремной вене, верхушечного толчка сердца и пульсации в эпигастральной области. Даршан также предполагает оценку физических особенностей строения данного человека.

Спаршан представляет собой информацию, получаемую при тактильном обследовании, то есть с помощью прикосновения. У некоторых людей нади трудно определить, и то только на одной стороне. У людей с капха-конституцией, людей, страдающих ожирением, и больных с генерализованными отеками нади залегает под слоем жировой ткани. Если вы испытываете затруднение при определении пульса на лучевой артерии, то прежде всего проверьте правильность положения руки и убедитесь, что пальцы находятся на лучевой артерии. Также, повернув голову обследуемого в сторону, посмотрите, нет ли пульсации на наружной яремной вене и сонной артерии, так называемой «пляски каротид». Наличие «пляски каротид» и ритмичное покачивание головы могут указывать на сердечную патологию, например регургитацию крови в аорту. В спаршане чувствуются действительные изменения в пульсе. Так же как на лучевой артерии, пульс можно исследовать на сонной, височной и бедренной артериях. По пульсу на висках можно определить состояние прана ваты, садхака питты и тарпака капхи, связанных с сахасрарой. Состояние удана вайю, прана вайю, аваламбака капхи и ранджака питты можно определить по пульсу на сонной артерии. Плечевая артерия покажет состояние самана вайю, кледака капхи и пачака питты. На бедренной артерии отражается пульсация апана вайю, пачака питты, шлешака капхи, а также состояние репродуктивных органов. Детальное описание этих видов пульса можно найти в девятой главе.

Прашна — это расспрос. Клиницисту необходимо расспросить обследуемого относительно беспокоящих его проблем со здоровьем и собрать анамнез для истории болезни.

Пульс на лучевой артерии наиболее удобен для исследования и наиболее доступен в сравнении с местами регистрации пульса на других артериях, и поэтому выбирается для изучения чаще всего. По нему можно определить характеристики имеющегося дисбаланса между дошами, природу заболевания и ожидаемый прогноз болезни.

Общие характеристики вата-, питта- и капха-типов пульса

Эфир, воздух, огонь, вода и земля — пять основных элементов, которые проявляются в человеческом теле в виде трех основополагающих начал, известных как тридоша. Из элементов огня и воздуха возникает вата — воздушное начало в теле. Элементы огня и воды соединены в теле в виде огненного начала — питты. Элементы земли и воды представлены как водное начало — капха. Эти три доши определяют индивидуальную конституцию человека и в норме управляют функциями организма, а при нарушении равновесия между ними — участвуют в болезнетворном процессе.

Прежде чем приступить к изучению пульса, давайте рассмотрим общие характеристики проявления дош в пульсе. Риши описывали различные виды колебания, или движения, пульсовой волны, сравнивая их с движениями разных животных. Они называли эти колебания гати. Колебания вата-пульса называются сарпа гати (пульс-кобра), питта-пульса — мандука гати (пульс-лягушка), а колебания капха-пульса называются хамса гати (пульс-лебедь).

Пульс вата-типаПульс вата-типа поверхностный, холодный, легкий, тонкий, слабый и пустой Он исчезает при интенсивном нажатии Его колебания часты и могут становиться аритмичными Лучше всего он ощущается под указательным пальцем. При очень внимательном, пристальном исследовании можно почувствовать, будто маленькая кобра или маленькая пиявка движется под пальцем Постарайтесь при исследовании пульса поймать именно это ощущение Пульс вата-типа холодный на ощупь из-за недостатка изоляционной ткани, очень маленького количества подкожной жировой клетчатки, что объясняет, почему люди с вата-конституцией быстро теряют тепло и не выносят холод

Диагностика по пульсу в АюрведеПульс питта-типа полный, с сильными толчками Он горячий, резкий, с высокой амплитудой, хорошим наполнением и значительной силой Лучше всего питта-пульс ощущается под средним пальцем, и его движение можно сравнить с прыгающей лягушкой Пульс питта-типа горячий на ощупь, так как люди с питта-конституцией обладают сильным внутренним теплом

Пульс капха-типа ощущается глубоким, медленным, водянистым, волнистым и прохладным Он движется подобно плывущему лебедю. У людей с капха-конституцией тепло удерживается в теле благодаря толстому слою подкожно-жировой клетчатки Температура пульса означает гораздо больше, чем просто ощущение тепла или холода участка кожи. Тонко чувствующий, искушенный клиницист интуитивно почувствует температуру, отраженную в самом пульсе.


Диагностика по пульсу в АюрведеВата, питта и капха — это основные типы пульса, рассматриваемые в этой книге Мы будем пользоваться терминами проксимальный, средний и дистальный. При правильном расположении на запястье безымянный палец, который ближе всего находится к сердцу, будет называться проксимальным. Указательный палец удален от сердца больше всего и, таким образом, будет дистальным, палец же между ними будет средним.

Пульс всегда следует искать со стороны лучевой кости и никогда — со стороны локтевой кости. Если смотреть на тело с позиций анатомии, то лучевой будет сторона, где находится большой палец, то есть наружная сторона, а внутренняя сторона, где находится мизинец, будет локтевой. На лучевой, наружной стороне находится костный выступ, называемый шиловидным отростком лучевой кости. Есть две разные школы в отношении техники расположения пальцев при исследовании пульса.

Указательный палец может располагаться перед или после шиловидного отростка. В случае, когда он располагается перед ним, образуется промежуток между дистальным и средним пальцами, поэтому некоторые авторитеты считают, что палец следует располагать после шиловидного отростка. Так или иначе, но указательный палец никогда не должен помешаться на шиловидном отростке, это приведет к неправильным результатам исследования пульса. Я предлагаю располагать все три пальца вместе после шиловидного отростка при этом не следует прижимать пальцы тесно друг к другу, а нужно слегка разъединить их, чтобы пульсовые толчки могли ощущаться каждым пальцем отдельно.


Диагностика по пульсу. Гати (движение)

Чтобы понимать разнообразие и сложность толкования пульса, рассмотрим некоторые варианты пульсового движения, или гати. Эти вводные сведения расширят нашу чувствительность, и позже мы перейдем к определению болезненных состояний более подробно.

Дополнительно к основным гати трех дош существуют другие виды пульса, знание которых помогает в определении конкретного заболевания. В случае джалаука гати (пульс-пиявка) пульсовые толчки ощущаются пальцами клинициста один за другим будто в ритме движения пиявки (см. рисунок). Наличие такого пульса отражает проникновение питты в ракта дхату, которая затем несет питту глубже в астхи дхату — суставы, что ведет к возникновению подагры и артрита.
Мандука — пульс питта-типа — риши подразделяли на лавака, титтшрака и кака пульсы. «Лавака» в переводе означает «обычный перепел». Пульс-лавака указывает на простатит у мужчин и воспаление шейки матки — цирвицит — у женщин «Титтирака» переводится как «куропатка», — вспорхнув, куропатка, остановившись, замирает. В случае такого пульса под средним пальцем ощущается высокий толчок, что свидетельствует о наличии язвы желудка. Слово «кака» означает «ворона» и для этого вида пульса характерен еще более высокий пульсовый толчок, чем в случае титтирака пульса, что указывает на крайнее расстройство питты в тонком кишечнике (энтерит) Такое наблюдение носит название даршан пульса, и ведет к развитию антар даршана, внутреннему зрению или интуитивному восприятию. Практикуясь в наблюдении, человек как бы открывает двери восприятия кончиками пальцев.
Пульс-павлин называется майюра гати. Он полный и скачкообразный, но его дистальная (нисходящая) фаза распускается как хвост павлина. Пульс-павлин характерен при артериальной гипертонии. Пульс такого типа может появиться у людей с капха-питта конституцией.
Другой интересный вид двойного пульса можно уловить под вата- или питта-пальцем. Он называется пульс-верблюд, так как имеет горбы, подобные верблюжьим. Приподнимите немного палец, и будет ощущаться маленькая впадинка. Это так называемый уштра гати (пульс-верблюд). Наличие такого пульса указывает на аортальный стеноз с утолщением аортальных клапанов или сужением аортального отверстия.
Диагностика по пульсу в АюрведеПод безымянным, или капха-пальцем, можно наблюдать так называемый пульс-слон. Он ощущается как голова слона с маленькой впадинкой. Как бы повторяя медленное тяжелое движение слона, пульсовая волна колеблется медленно, глубоко, с ложбинкой перед нисходящей фазой.

Этот вид пульса носит название гаджа гати и указывает на высокую капху, заблокированную в лимфатической ткани. Такой пульс говорит о наличии лимфосаркомы, или слоновости.

Под капха-пальцем можно обнаружить и падма гати, пульс-лотос Точно так же как лотос движется на воде, так и пульс колеблется под пальцем туда-сюда. Пульс-лотос считается священным, так как указывает на просветление человека, состояние глубокой медитации. Словно раскрывается лотос с тысячью лепестками. Это широкий пульс, он колеблется будто поток бесконечных «со-хум», «хум-са», возникающих при дыхании

Исследование пульса — это искусство. Здесь нужно пассивное осознавание без вмешательства ума в этот процесс. Для того чтобы почувствовать природу гати исследуемого пульса, исследование следует проводить кончика ми пальцев Нормальным пульсом вата-типа является сарпа гати (пульс-кобра)” Нормальным для питта-пульса – мандука гати (пульс лягушка) а хамса гати (пульс-лебедь) – это норма для пульса капха-типа. Эти три основных типа пульса нужно всегда держать в уме при исследовании.

Аюрведа является настолько же субъективной наукой, как и объективной. Был разработан компьютерный прибор для изучения Нади. Использование такого прибора в диагностике вполне допустимо для определения количественных показателей пульса, однако для качественной оценки характеристик необходима чувствительность человеческих пальцев. Определенные тонкости, касающиеся таких показателей, как насколько пульс горячий, тяжелый или легкий, или определение того, вата ли проталкивает питту или питта блокирует вату очень трудны для графического изображения. Возможно, наличие соответствующего прибора могло бы удовлетворить некоторых людей, однако мы должны так запрограммировать наш высокоразвитый человеческий компьютер, каким является мозг, чтобы чувствительность таких чудесных электродов, как кончики наших пальцев, увеличивалась. Когда начинает поддаваться определению мандука гати, хамса гати или джалаука гати, то эти ощущения остаются в памяти кончиков пальцев также, как и в мозгу. Характеристики различных видов пульса воспринимаются посредством рецепторов на кончиках пальцев. Знание как исследовать пульс и систематическая практика приводит к развитию интуиции, а затем и мастерству в прочтении пульса.

Для диагностических целей нади следует исследовать после еды, принятия ванны, полового акта, массажа с применением масел, обильного потоотделения или в состоянии голодания, жажды или физической активности.

Практикуйтесь в определении основных видов пульса на своих друзьях и членах семьи, пытаясь при этом улавливать тонкие отличия в каждом конкретном случае.

Диагностика по пульсу. Вега (частота)

Некоторые характеристики пульса относительно просты, легко измеряются и расшифровываются, но при этом являются важными. Одним из таких показателей, используемых и в аюрведе и в современной аллопатической медицине, является вега, под которой понимают скорость, то есть количество ударов в минуту. Вега варьируется в зависимости от физической нагрузки и состояния, например тревоги или возбуждения. Чтобы получить наиболее объективное представление о пульсе, его следует измерять рано утром в состоянии покоя. В норме вега бывает высокой у людей вата-типа, умеренной у людей с питта-конституцией и низкой у людей капха-типа. Определите пульс и сосчитайте количество пульсаций за минуту. Для людей различной конституции характерна различная частота.

Диагностика по пульсу. Тала (ритм)

Диагностика по пульсу в АюрведеТала — это ритм, который определяется как временной интервал между двумя следующими друг за другом пульсовыми волнами, или подъемами. В случае уравновешенной, здоровой и нормальной тала временные промежутки равны между собой, регулярны, непрерывны и ритмичны. Такая сбалансированная тала отражается в синхронизации функций прана вайю, вьяна вайю, аваламбака капхи и садхака питты. Вата в неуравновешенном состоянии вызывает нерегулярность или аритмичность пульса. При аритмичности, вызванной капхой, заблокировавшей вату, ритм будет регулярно аритмичен. Например, каждый третий или четвертый удар будет отсутствовать Блокирование ваты капхой означает, что капха в результате какого-то нарушения равновесия препятствует нормальной активности ваты. Однако лишь вата может продвигать питту и капху.

Нерегулярно аритмичная тала, или ритм, представляет собой шаткий, можно сказать, просто сумасшедший пульс, в который вовлечены и вата и питта. так как обе являются подвижными дошами. Такой нерегулярно аритмичный пульс возникает при трепетании предсердий с фибрилляцией. Питта, блокируя вату, вызывает нерегулярную аритмию. Также при блокировании ваты ватой пульс становится частым, слабым и нерегулярно аритмичным.

Диагностика по пульсу. Бала (сила пульса)

Сила, с которой кровеносный сосуд давит на пальцы исследующего, называется силой пульса, или бала. Сила пульса равна разности систолического и диастолического давлений, что дает нам соотношение, называемое пульсовым давлением, ПД.

Предположим, что систолическое артериальное давление равно 120, а диастолическое 70. Разница между этими двумя показателями равна 50, это является нормальным пульсовым давлением. Но у человека с так называемым «пульсом гидравлического пресса», когда систолическое артериальное давление равно 200, а диастолическое — 30, пульсовое давление будет очень высоким — 170. При высоком пульсовом давлении сердце работает с большим напряжением.

В ситуации прямо противоположной описанной, когда систолическое давление равно 70, а диастолическое 60, пульсовое давление будет равно всего лишь 10. Мозг такого человека не получает достаточного количества праны, или кислорода. Если пульсовое давление очень слабое, человек чувствует головокружение, может возникать эпизодическая потеря сознания и даже шок. Таким образом, бала соответствует пульсовому давлению. Бала очень низкая у людей вата-типа, высокая у людей с питта-конституцией и умеренная у людей капха-типа.

Не существует единого мнения по поводу понятия бала и того, насколько сильно нужно сдавливать артерию, чтобы оценить силу пульса. Сила надавливания будет меняться в зависимости от пракрити конкретного человека и объема крови в лучевой артерии. Количественно высокая бала выражается тремя плюсами ( + + + ), низкая — одним плюсом ( + ) и умеренная — двумя плюсами ( + + ). Плюс здесь имеет лишь относительное значение, например, полный, скачкообразный пульс отражает высокую бала и выражается тремя плюсами. Если для того, чтобы пережать артерию, требуется глубокое сдавливание, то это говорит о большой силе пульса. Умеренное сдавливание артерии при ее пережимании говорит об умеренной силе пульса, а поверхностное надавливание, вызывающее остановку тока крови по артерии, говорит о слабости пульса. Чем глубже необходимо надавливать на артерию, чтобы пережать ее, тем больше сила пульса. Трудно исследовать пульс у человека, страдающего ожирением, из-за слоя жировой ткани, но, ощутив его, вы отметите умеренную бала.

Диагностика по пульсу. Акрути (объем и напряжение)

 Акрути означает объем и напряжение Объем, или наполнение пульса, ощущается по степени подъема пальпирующего пальца. Нет необходимости сдавливать лучевую артерию. Достаточно просто почувствовать пульсовые толчки, легко расположив пальцы на артерии. Объем пульса соответствует анатомическому кровяному давлению (тому количеству крови, которое выбрасывается или нагнетается в артериальную систему во время систолы желудочков сердца). Если объем пульса большой, то и систолическое давление тоже высокое. Малый объем пульса говорит о низком систолическом давлении. Так врач, практикующий аюрведу, определяет кровяное давление без использования сфигмоманометра. При большом объеме большое количество крови проходит через артериальную и венозную системы. У людей питта-конституции объем настолько большой, что приподнимает пальцы. В случае застойной сердечной недостаточности объем пульса маленький, как и в случае анемии, дегидратации и чрезмерно низкого кровяного давления. Малый объем пульса также характерен для людей с вата-конституцией, а люди капха-типа обычно имеют умеренный пульсовой объем. У пациента в состоянии шока внезапно падает давление, возникает сильное потоотделение и потеря сознания. Бледность, потоотделение, отсутствие пульса и резкое падение артериального кровяного давления — это основные симптомы шока.

ДИАГНОСТИКА ПО ПУЛЬСУ ПРАКРИТИ и ВИКРИТИ
ДИАГНОСТИКА ПО ПУЛЬСУ СОСТОЯНИЯ БАЛАНСА И ДИСБАЛАНСА
ДИАГНОСТИКА ПО ПУЛЬСУ СЕДЬМОЙ и ПЕРВЫЙ УРОВНИ ПУЛЬСА

Вата, питта и капха движутся в крови через раса и рактадхату Как уже отмечалось, интересным является факт, что лучше всего доши можно почувствовать под определенными пальцами’ вату — под указательным пальцем, так как рецепторы этого пальца воспринимают качества, присущие именно вате — легкие, тонкие, подвижные, сухие, грубые, питту и капху — под средним и безымянным пальцами соответственно Вата лучше ощущается дистальным пальцем, то есть пальцем, наиболее удаленным от сердца, независимо от того, где исследуется пульс — на запястье, лодыжке, в паху или любом другом месте.

Если основные, явные проявления дош можно определить под указательным, средним и безымянным пальцами, то их тонкие свойства ощущаются дистальным, средним и проксимальным изгибами подушечки пальпирующего пальца.

При исследовании пульса труднее всего бывает уловить вата дошу. Она легкая, подвижная, утонченная. Даже легким нажимом можно остановить ее поток. Даже если вата частично блокирована давлением пальпирующего пальца, то будучи очень легкой и трудноуловимой, она не образует пульсового толчка под проксимальным изгибом каждого из пальпирующих пальцев. Она легко минует этот изгиб и, растянувшись, образует подъем в месте дистального изгиба, как показано на рисунке ниже. Вату характеризуют словами «лагху», что значит легкий, и «викаси», которое переводится как «способный расширяться».

Второй дошей является питта. Подобно вате, она тоже определяется как лагху (легкая), но по своей природе она жидкая и более вещественна (драва), более материальна, тогда как вата легкая и пустая. Благодаря лагху и драва питта будет ощущаться под средним изгибом, в центре подушечки каждого из трех пальпирующих пальцев.

Капха определяется как гуру (тяжелая), стхира (статичная, неподвижная). Благодаря этим свойствам капха останавливается в том месте изгибов пальпирующих пальцев, которые расположены ближе всего к сердцу.

Вата быстрее других дош движется вперед к дистальному изгибу подушечек пальцев. Следующей за ней движется питта, располагаясь рядом с ватой. Капха, будучи очень медленной, останавливается у проксимального изгиба подушечек пальпирующих пальцев. Изгибы подушечек пальцев играют роль чувствительных инструментов, которые располагаются на пульсе для определения пульсовых толчков. Искусство толкования пульса очень утонченно, и в аюрведе учатся понимать природу тела, ума и сознания индивидуума, изучая качества пульсовых толчков отдельно под каждым пальцем.

Выше мы рассмотрели пульсовые толчки вата, питта и капха и их проявление через пульс. Для удобства показатели пульса на лучевой артерии можно разделить на семь уровней и рассмотреть каждый в отдельности.

ДИАГНОСТИКА ПО ПУЛЬСУ, ПУЛЬС РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ. СЕДЬМОЙ И ПЕРВЫЙ УРОВНИ ПУЛЬСА
Кала

Чтобы углубить наше понимание, прежде чем мы начнем рассматривать пульсы различных органов, необходимо рассмотреть концепцию кала. Существует семь дхату— раса, ракта, мамса, меда, астхи, маджа и шукра/артава. Каждая дхату имеет свою кала. Кала — это мембранная структура, которая поддерживает питание, трансформацию и созревание дхату. Кала включает в себя агни каждой конкретной дхату Раса дхату, или плазма, и ракта дхату, или красные кровяные клетки, разделяются посредством кала. Плазматические клетки, красные кровяные клетки, мышечные клетки, клетки жировой ткани, костные клетки и даже клетки костного мозга, а также маджа дхату, или нервные клетки, имеют мембранную структуру, футляр кала В этом футляре находится соответствующая дхату агни, которая поддерживает уникальный метаболизм каждой дхату

Диагностика по пульсу. Пульсы различных органов

Пульс полых органов читается на поверхностном уровне, тогда как органов плотных и средних по плотности — на глубоком. Нащупайте пульсацию При хорошем состоянии здоровья энергия прямы должна быть одинаковой в поверхностном и глубоком пульсе Но предположим, что имеет место слабость толстой кишки, что означает недостаток энергии Тогда слабый пульсовой толчок будет ощущаться под указательным пальцем на правой руке на поверхностном уровне. Более сильному пульсу присваивается знак плюс (+), более слабомузнак минус (-). Определение знака пульса проводится в сравнении с другими пульсами исследуемого.


В текстах по Аюрведе утверждается, что корнем гемопоэтической системы, ракта ваха шроты, является печень и желчный пузырь. Согласно моим наблюдениям, пульс печени определяется на правой руке исследуемого, а пульс селезенки — на левой. (В китайской системе — пульсы печени и желчного пузыря исследуются слева, а желудка и селезенки — с правой стороны). В текстах аюрведы не упоминается о возможности изучения состояния отдельных органов по пульсу. Однако органы представлены в концепции шрот. Каждая шрота и связанный с ней орган состоит из дхату.


ПУЛЬСЫ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ НА ЛЕВОЙ РУКЕ


Теперь выберите себе партнера, сосредоточьте внимание и исследуйте пульс каждого органа Постарайтесь определить относительную силу глубокого и поверхностного пульса под каждым пальцем. С помощью диаграммы на предыдущей странице попытайтесь понять, какой из органов является слабым Является ли слабым толстый кишечник или печень. Присвоение плюса или минуса находится в зависимости от силы пульсового толчка Если пульсовые толчки сильные, значит, орган обладает достаточной силой Если же пульсация слабая, то и орган ослаблен.

Некоторые люди обладают очень сильными глубокими органами, то есть opгaнами, пульс которых определяется на глубоком уровне, что говорит о крепкой конституции У других же полые органы, пульс которых определяется на поверхностном уровне, слабые, что означает преобладание в них викрити Часто наблюдается слабость печени или почек, это значит, что возбужденная доша глубоко проникла в орган и оказывает негативное воздействие на него. Таким образом, сила пульса органа ослабевает из-за слабости этого органа. Это одно из объяснений.


ПУЛЬСЫ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ НА ПРАВОЙ РУКЕ

С другой стороны, сила органа может истощиться в результате накопления амы или слабого агни этого органа, что также проявляется в слабости его пульса. Если пульс органа стал таким слабым, что на месте его исследования не ощущается никакой пульсации, это указывает на образование в нем кхаваигуньи, или дефектного места, то есть места, предрасположенного к проникновению в него любой возбужденной доши с последующими патологическими изменениями (когда это случается, в месте определения этого органа появляется пульсовой толчок проникшей в него доши).

ДИАГНОСТИКА ПО ПУЛЬСУ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДТИПОВ ДОШ ПО ПУЛЬСУ
ДИАГНОСТИКА ПО ПУЛЬСУ. ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ПУЛЬСА
Сампрапти — процесс развития болезни

Важной и интересной в аюрведе является концепция патогенеза, то есть процесса развития болезни. В предыдущих разделах книги мы говорили, что вата, питта или капха могут выйти из равновесия и этот дисбаланс отразится на разных тканях, органах или системах Согласно этой модели любая дота в уравновешенном здоровом состоянии локализуется в определенном месте — вата в толстом кишечнике, питта в тонкой кишке, капха — в желудке. При нарушении равновесия доши выходят из основных мест своего функционирования.

Как это происходит, объясняет модель патогенеза, которая называется сампрапти. В сампрапти выделяется шесть стадий развития заболевания. На первой стадии имеет место количественное увеличение доши. На этом этапе, который носит название санчайя, вата, питта или капха накапливаются в местах их обычной локализации. Симптоматика этого периода слабо выражена, однако уже в этот период нарушение равновесия можно определить по пульсу и по физическим симптомам. Возьмем для примера вату. Избыток ваты в толстом кишечнике будет проявляться в виде скопления газов и вздутия живота. Усугубляющие это состояние влияния могут привести к качественному ухудшению функций ваты, вызывая запоры и обуславливая переход болезни в следующую стадию, которая носит название пракопа, или возбуждение. На втором этапе происходит возбуждение доши в месте ее нормальной локализации в организме.

Если ситуацию не исправить, наступает третья стадия — распространение, или прасара. Во взятом примере на этом этапе возбужденная вата покидает толстую кишку, входит в общую циркуляцию и начинает подыскивать себе место для проникновения. Она будет стремиться занять какое-либо ослабленное место или имеющее дефект, например, в результате генетической ошибки или перенесенного заболевания. Вышедшая из равновесия возбужденная доша имеет сродство с такими слабыми местами, или кхаваигуньями, и поэтому стремится к ним.

Проникнув в ткань, доша начинает влиять на нее своими качествами, находящимися в возбужденном состоянии. Доша все больше заполняет ткань, изменяя ее функции. Эта стадия смешения доши и дхату называется стхана самсрайя.

На следующей стадии качественные изменения становятся очевидными. Агрессивные качества доши подавляют естественные свойства дхату, результатом чего становится развитие патологического состояния. Например, из-за холодных свойств вата вызывает тугоподвижность в суставе. Благодаря своим сухим и грубым качествам вата вызывает растрескивание и деформацию суставных поверхностей, ее грубые свойства становятся причиной болей. Это пятая стадия заболевания, называемая вьякти, стадия проявления. Качества дош, полностью проявляются как этиологические факторы болезни. На этой стадии можно определить, к какой нозологической форме относится заболевание и указать конкретное свойство доши, которое сыграло решающую роль в развитии заболевания. На стадии вьякти функциональные изменения становятся очевидными.


На шестой стадии заболевания, называемой бхеда, проявляются структурные изменения, а также осложнения, которые отражаются на работе других органов, тканей или систем. В нашем примере вата будет оказывать влияние не только на область суставов, но и на окружающие мягкие ткани, вызывая мышечную слабость, истощение, «застывание» суставов и их деформацию Это последняя стадия, то есть болезнь полностью проявилась, включая осложнения, и требует интенсивного лечения.

По пульсу можно обнаружить, какие органы, ткани и доши вовлечены в процесс, и тем самым определить стадию развития болезни Пульс органов или тканей раскрывает места возникновения дисбаланса Пульсы дош и их подтипов дают информацию о ходе процесса Подробное описание состояния вовлеченной в процесс доши дает представление о природе болезни того или иного органа или ткани В данном примере мы говорили о вате Та же схема развития болезни справедлива, если в процесс вовлечены питта или капха.

Диагностика по пульсу в Аюрведе

Не является лекарственным средством и не заменяет традиционного медицинского лечения. Перед применением проконсультируйтесь с аюрведическим врачом для индивидуального назначения. Все материалы сайта имеют информационный характер. Рекомендуется консультация специалиста.

Дизайн упаковки может отличаться от представленного на сайте.

МАСЛЯНЫЙ МАССАЖ АБЪЯНГА - ЗАПИСАТЬСЯ

ПРЕПАРАТЫ МАССАЖИ ЙОГА КОНТАКТЫ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЧИТАТЬ ОТЗЫВЫ ВИДЕО СТОИМОСТЬ И ДОСТАВКА АКЦИИ И СКИДКИ

     Copyright © 2000-2024 Пранава Шамбари. Все права защищены. Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на источник www.evaveda.com    Политика конфиденциальности     Частые вопросы

Яндекс.Метрика